ТАМ, ГДЕ ПРОКУРОР - МЕДВЕДЬ,
или Почему на огромных сибирских просторах "буксует" новый УПК
Этим летом, в июне, вышел в свет новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ. А в июле полковник Исаков вылетел в Москву, на совещание в Министерство внутренних дел. В повестке дня вторым пунктом значился отчет о работе следственных подразделений в условиях нового УПК в Красноярском крае.
Наш регион министерством был выбран не случайно. Край, занимающий седьмую часть России, включающий тайгу, горы, Заполярье и приравненные к Крайнему Северу территории, где на тысячу километров прокурор - медведь, а хозяйка - пурга, где бездорожье большую часть времени года отсекает поселки от внешнего мира, оказался в затруднительной ситуации после принятия законодателями новых уголовно-процессуальных норм.
Авторы законотворчества, ориентируясь на "княжества и небольшие губернии" центральной части страны, похоже, мало представляли себе, а то и совсем не представляли, что кое-куда на широких российских просторах только вертолетом можно долететь, а следовательно, и не задались вопросом, кто будет оплачивать экстренные вылеты для согласования с прокуратурой возбуждение уголовных дел в свете новых требований. Ведь под УПК материальную базу никто не подводил.
Все силы, как известно, были сосредоточены на другом, на главном - как "гуманизировать" нашу правоохранительную систему, как защитить "маленького человека" от ошибок и напраслины милиционеров, да и просто от "косых" взглядов. Теоретически это удалось, а практически?
Первое, с чем столкнулись следователи, прокуратура и суды, - в крае катастрофически не хватает адвокатов, тех самых, чье участие уже на этапе предварительного расследования отныне обязательно.
Есть районы, где один потенциальный защитник приходится на несколько тысяч жителей. А представьте, что расследуется дело по организованной преступной группе. Принцип построения защиты требует в таком случае непременного участия в процессе числа адвокатов по числу членов ОПГ. Как быть?
Пять лет назад юристы стали бить тревогу, что старый УПК безнадежно устарел, не соответствует он больше реалиям современной жизни, так как писался при социализме и обращен был в коммунистическое завтра. Тот факт, что Уголовно-процессуальный кодекс 1960 года делался потом и кровью и все эти годы он тщательно шлифовался и корректировался, в расчет не принимался.
В свете реформ МВД, судебной системы и системы исполнения наказаний решили основательно реформировать и сам закон. Нынешний документ существенно расширил права адвокатов и их подзащитных, оставив тому же следователю одно право - оно же обязанность -качественно, своевременно раскрывать и расследовать преступления.
И результат такого подхода не замедлил сказаться. К примеру, срок задержания лиц по подозрению в совершении преступления по новому УПК (ст. 91) сокращен до 48 часов (ранее был 72 часа). Законодатель, очевидно, руководствовался следующей логикой: если доказательств вины подозреваемого в совершении преступления достаточно, то достаточно и двух суток, чтобы надлежащим образом представить в суд эти доказательства для получения санкции на арест. А если сбор доказательств затруднен по той причине, что населенный пункт значительно удален от райцентра и кроме как на собачьих упряжках да самодельных лодках туда не добраться? Не позволит ли это опасному преступнику уйти от ответственности?
Вопрос заместителю начальника ГУВД края Александру Васильевичу Исакову показался не праздным, потому что действительно задерживать подозреваемых даже по тяжким преступлениям, судя по милицейским сводкам, стали значительно реже. Для сравнения. В первой половине 2002 года ОВД края задержано 3784 человека по подозрению в совершении преступлений, 2316 взяты под стражу; во второй половине того же года цифры выглядят так: 2078 задержано, 1309 арестовано. Страхуются следователи, понимая, что трудности в добыче доказательств к делу не пришьешь. Это, как говорится, лирика.
Хотя на том совещании в Москве к данной Исаковым географической и социально-экономической характеристике региона и связанными с этим проблемами прислушались, разрешив нарушить регламент, вдвое увеличив время выступления. Когда Александр Васильевич сказал все, что хотел довести до сведения руководства МВД РФ, представителей Верховного суда, Генеральной прокуратуры и администрации президента - разработчиков нового УПК, в зале воцарилось молчание...
Прошло полгода, все это время рабочая группа дорабатывала кодекс, еженедельно принимая информацию с мест о ходе работы в новых условиях. И вот наконец-то появились робкие "всходы".
На столе у Исакова лежит пакет проектов федеральных законов о принятии поправок в действующее Уголовно-процессуальное законодательство. Эти проекты разошлись сегодня по всей России и должны вернуться с мест с уточнениями и дополнениями.
Александр Васильевич прокомментировал документы так: "В них все то, о чем я лично докладывал в МВД не раз. И поскольку это было услышано, выходит, не я один".
Так, в новом УПК 40 составов преступлений были переданы из следственных подразделений в дознание, где и сроки расследования уголовных дел поменьше, и квалификация сотрудников пониже. Хотели, как лучше - разгрузить следователей, а получилось, как всегда. В течение месяца эти дела в двух случаях из трех возвращались в следствие, только зачастую "по дороге" вместе с драгоценным временем терялись и доказательства...
Если в Госдуме пройдут поправки к УПК, то все дела подследственности дознания будут расследоваться ими до составления обвинительного заключения и направления в суд, а также прекращения или приостановления уголовного дела. Зато сроки расследования будут увеличены с 15 до 30 дней (прокурор может продлить еще на 10 суток).
Второе изменение в новое уголовно-процессуальное законодательство - хочется верить, что оно будет принято депутатами, - это расширение прав руководителей следственных подразделений, урезанных в последнее время. Начальники следственных отделов и управлений не могли создавать следстенно-оперативные группы, передавать дела от одного следователя другому и так далее.
Третье и, пожалуй, самое важное достижение заключается в том, что Москва готова пойти на уступку милиции и отказаться от согласования возбуждения всех уголовных дел с прокуратурой. Только вот как проголосуют законодатели, которые в свое время настойчиво бужировали этот вопрос, тогда как жизнь показала полную абсурдность этого нововведения. Так же, как и другого - знакомство обвиняемых с уголовными делами без ограничения сроков. Даже слепому стало видно, что искусственное затягивание этого процесса обеспечить легко. А дальше сидеть и ждать. Если преступника не выручат ни адвокаты, ни Господь Бог, то, глядишь, ненароком поможет время. Сами посудите - содержание в СИЗО не может быть безграничным.
Преступник нынче пошел хитер и изворотлив. Он давно уже не мыслит стереотипами. И чтобы грамотно уличить его в содеянном, нужно иметь талант, подкрепленный высшим юридическим образованием. Будущих следователей сегодня готовит в крае только Сибирский юридический институт, где в будущем предполагается открыть следственный факультет. Выпускники госуниверситета в милицию не идут. Они нарасхват. А оставшиеся вакансии заполняют ветеринары, агрономы, артисты, учителя, врачи...
А в том же Кузбассе, откуда приехал к нам на повышение полковник Исаков, в Кемеровском госуниверситете на базе юридического факультета по договоренности с областными правоохранительными органами ежегодно готовили на полуторагодовалых курсах 70 специалистов для органов предварительного следствия ОВД. Курсы мог пройти любой желающий, имеющий высшее образование, причем бесплатно. Отбою не было. В ГУВД области с выпускниками специального факультета подписывался контракт на пять лет, согласно которому новоиспеченный юрист должен был отработать положенный срок в следственных подразделениях области.
А теперь сверим расклад. В нашем крае сотрудники следственных подразделений ОВД, имеющие высшее юридическое образование, составляют 43 процента, а в Кемеровской области - 75. Есть смысл внедрить опыт соседей и у нас. Бюджетные расходы с лихвой окупятся, в том числе и качеством расследования уголовных дел, результативной борьбой с преступностью. Ну а пока можно констатировать, что по результатам работы следственного аппарата края за 11 месяцев 2002 года наш край на 46-м месте из 89... Резервы есть. Татьяна МАКОГОНОВА.
Татьяна МАКОГОНОВА, Красноярский рабочий (online)
13/02/2003
|