МИНИСТР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НАЗАРОВ: "НЕ СОБИРАЮСЬ НИЧЕГО СКРЫВАТЬ"
В конце января и начале февраля закончили подводить итоги своей работы за 2002 год правоохранительные органы республики. В том числе, МВД республики. Но с отчетом работы этого ведомства общественность ознакомилась как-то необычно. Раньше журналисты присутствовали на коллегии министерства, записывали основные цифры и показатели. В этом году этого сделать не удалось. После трехминутной речи новый руководитель Александр Назаров попросил прессу удалиться.
Конечно, газету "Якутия" такое положение вещей не устроило, поэтому наш корреспондент напросилась на встречу с Александром Викторовичем. Почему не устроило?
В странах развитой демократии правоохранительные органы не только не считают, что от общественности надо что-то скрывать, но и стараются быть максимально открытыми. О совершенном преступлении становится известно почти сразу. Один якутянин стал свидетелем того, как двадцати американцам в полицейском участке выдали благодарственные письма. Их поощрили за сообщение о том, что они видели на такой-то улице машину, на которой сбежал подозреваемый в нападении на студентку. А как простые граждане, спрашивается, узнали авто? А по приметам, которое дало местное радио, через ЧАС после происшествия.
У нас в республике о таких случаях становится известно (если становится) в лучшем случае через несколько дней. Какие там приметы машины! Слава Богу, если позволят корреспонденту написать из какого учебного заведения эта несчастная студентка.
Милиция, хотя закон позволяет ей быть более открытой, любит у нас засекречивать под видом оперативных данных все, что только надо и не надо, а потом сетует, что общественность ей не помогает. А с какой стати люди начнут оказывать ей содействие? Каков привет, таков ответ.
Министр внутренних дел Александр Назаров принял корреспондента и постарался ответить на все интересующие нас вопросы. Публикуем интервью с ним практически без изменений.
-- Александр Викторович, почему корреспондентам не позволили остаться на итоговой коллегии вашего ведомства?
-- Даже количество негласных сотрудников является государственной тайной. Не говоря уж о том, кто это и что они делают. Поскольку на этой коллегии эти вопросы обсуждались, то мы вынуждены были сделать ее "закрытой".
-- Но вы же могли дать нам, корреспондентам, хотя бы несколько цифр, характеризующих общее состояние преступности. Они же не являются секретными...
-- Мы не можем "оторвать" эти цифры от той информации, которая по закону является тайной. Кстати, чистая статистика на коллегии не обсуждалась. Какой смысл о ней говорить своим сотрудникам, которые и так ее знают? Это только зря тратить время. Я предпочитаю говорить о проблемах и задачах.
-- Вам жаль тратить время ваших подчиненных, я так поняла. А время корреспондентов? Мы пришли на коллегию и ушли, не получив информации, значит, впустую его потратили...
-- Тут моя вина, вернее, вина моих подчиненных. Я просил предупредить корреспондентов, что будет протокольная съемка в начале коллегии и в конце. Но, видимо, вам нечего не объяснили... Не надо обижаться. Мы поставлены законом в такие рамки, которые не позволяют нам быть более открытыми. Лично я никогда не отказывался от сотрудничества со СМИ, но только, конечно, в той области, которая не касается интересов службы, ее безопасности...
-- Вы разослали во все СМИ после коллегии пресс-релиз, в котором среди прочего выразили недовольство уже нами. Упрекнули и нашу "Якутию", которая опубликовала материал "Сыщик, опережающий время"...
-- Ваша газета выступила не совсем корректно. Решения об увольнении начальника УГРО МВД Никитина еще не было, а вы уже вынесли его на всеобщее обозрение. Что касается других газет. В некоторых умудряются переврать не только мое имя (Бог с ним, я - человек новый), но имена моих заместителей, которые работают не первый год и которых знают в республике. Должны же мы были как-то реагировать.
Мы разослали пресс-релиз, дело каждой отдельной газеты публиковать его или нет...
-- Поскольку мы, корреспонденты, так и не услышали информацию о состоянии преступности в республике, может, сейчас дадите хотя бы несколько общих цифр...
-- Я могу сказать так: год мы закрыли хуже, чем в 2001 году. Хуже в каком отношении? У нас увеличилось число тяжких преступлений: убийств, нанесений тяжких телесных повреждений. Насколько, не думаю, что это важно.
В тоже время наши подразделения по борьбе с наркотиками вышли на второе место в России по результатам работы. Хорошо показали себя в столице, ну и, конечно, южной зоне нашей республики. В Мирном, Нерюнгри прикрывают нас, как щитом. Очень много изъяли наркотиков. Я сейчас не помню точных цифр, но там счет идет на килограммы.
Очень беспокоят нас грабежи, квартирные кражи. Особенно, в Якутске. Столица дает нам 60 процентов от общего количества этих видов правонарушений.
Грабежи происходят, в основном, в зимнее время. Срывают шапки, сумки. В сутки случаются по 8 -- 10 грабежей. Раскрывать их очень трудно. В тумане пострадавший может и не разглядеть, кто это сделал.
-- Насколько мне стало известно, уличная преступность у нас выросла на 85 процентов, а раскрываемость снизилась на 50. Такого еще никогда не было. С чем это связано?
-- Не совсем корректный вопрос. Я мог бы сослаться на то, что министерство очень долго работало без руководителя, поэтому не справилось. Но так сказать не могу. Оно работало достаточно успешно. Да, есть проколы, но они связаны с проблемами, которые накапливались годами...
-- Кстати, о проблемах. Какие именно обсуждались на коллегии?
-- Сейчас у нас большая проблема с переводом УВД Якутска на новые рельсы. Мы возвращаемся к старой системе функционирования работы городского управления, которая в свое время давала положительные результаты. Это организация трех городских отделов. Считаем, что это позволит приблизить милицию к населению, поскольку сейчас структура городской милиции слишком громоздка, и ею сложно управлять. Постоянно ощущается нехватка людей, транспорта. Нынешняя система работы влияет на то, что город отрабатывает плохо.
Что еще? Очень остро стоит проблема материально-технического обеспечения, нехватки людских ресурсов. Если у нас получится, за счет республики расширим штат сотрудников патрульно-постовой службы и участковых. То есть постараемся добавить людей на "улицу", тех, кто непосредственно занимается охраной общественного порядка.
Есть проблема отвлечения большого количества сотрудников. От 70 до 80 человек мы направляем в Северо-Кавказский регион на полгода. Потом этим людям нужны отпуска, реабилитация, то есть мы лишаемся их очень надолго.
Очень большие проблемы связаны с особенностями транспортной схемы нашей республики. Особенно сложно связываться с Севером. Зимой, ладно, еще как-то можно, а вот летом - только по воде. По воде получается долго, да и моторов не хватает.
Мы, наверное, поставим две последние проблемы перед федеральным МВД. Но его возможности тоже не беспредельны, то, что удастся, выбьем.
Работаем сейчас по вопросу профилактики преступлений среди несовершеннолетних. Одна из основных задач на сегодняшний день. Я взял на себя функции председателя государственной комиссии по предотвращению преступлений среди несовершеннолетних и профилактике детской безнадзорности. Уже ознакомился с положением в детских домах. Понятно, что там находятся дети не совсем нормального развития. Бегут.
Очень важна проблема профилактики борьбы с пьянством. Свыше 70 процентов тяжких преступлений, нанесений тяжких телесных повреждений совершается в состоянии алкогольного опьянения. Не буду говорить, как именно мы собираемся решать проблему, но задумки есть. Сложная задача, учитывая, что пьянство связано с большим количеством социальных проблем. Работы нет, а выпить человеку хочется, ему надо идти грабить. Или делать нечего, развлекаться нужно, идет человек пьянствует и дерется. И так далее...
-- Какие-то предприятия республики вы привлекаете для решения материальных проблем вашего ведомства?
-- Надо сказать, очень помогает "АЛРОСА". У них сейчас тоже непростое положение, тем не менее... В Мирном компания скоро сдает новое здание УВД. Нельзя также переоценить помощь "Якутугля" для нерюнгринской милиции...
-- Вы сказали, что хотите расширить штаты ваших сотрудников за счет республики. Можно об этом поподробнее...
-- Существует указ Президента Российской Федерации, в котором четко расписано, в каком регионе сколько должно быть штатных единиц в криминальной милиции, которые содержатся за счет федерального бюджета, и сколько - в милиции общественной безопасности, которые финансируются за счет местного бюджета. Так вот, у нас в республиканском МОБ не хватает до этой численности тысячи человек!
Будем сейчас разбираться, сколько республика сможет добавить нам людей. Мы, конечно, не требуем всего и сразу. Будем смотреть в развитии. Но нам очень нужны дополнительные единицы! Задыхаемся без них! Простой пример. Скоро к 2005 году будет построена Магаданская федеральная трасса, которая и через нашу территорию проходит. Где мы возьмем людей на стационарные посты на ней? Ладно, сами посты еще как-нибудь построим за счет спонсоров, но людей взять негде. Не отрывать же их из улусов, где и так острая нехватка...
Другой пример. Якутск. Патрулируем его слабо. Охватываем только центр. На такой большой город выезжает 8 -- 10 машин. Даже если найдем дополнительный транспорт, кого на эти автомобили посадим?
Госдума сейчас собирается принимать дополнения к законам "О милиции", "О местном самоуправлении". Предполагается, что местная милиция будет содержаться за счет муниципальных образований. Как это будет выглядеть, посмотрим...
-- Людей, вы сказали, не хватает. А как у вас обстоит дело с социальной защитой, например, с обеспечением жильем милиционеров?
-- Мы сейчас пытаемся изыскать средства на содержание дополнительных штатных единиц, но, на самом деле, у нас в связи с этой самой слабой социальной защитой большие трудности с набором людей. В среднем по России наш милиционер получает 900 -- 1100 рублей. Попробуйте, проживите на эти деньги! У нас всегда был резерв - ребята, вернувшиеся из армии. Сейчас этих ребят в милицию не заманишь. Начали успешно работать предприятия, частные фирмы, где платят гораздо больше. Они идут туда.
Все, что от нас зависит по социальной защите, стараемся решать. По жилью. У нас в очереди на улучшение жилья состоит больше 200 семей. Ввели в строй 20-квартирный дом, в этом году начнем строить 80-квартирный. Есть договоренность с мэрией о предоставлении пустующих квартир милиционерам. Были бы деньги, начали бы покупать...
-- Новый Уголовно-процессуальный кодекс существенно осложняет работу милиции и других правоохранительных органов. Почему бы честно не сказать населению, что в ближайшее время не следует надеяться на снижение преступности?
-- За прошлый год у нас в республике наблюдается 12-процентное снижение преступности. УПК влияет только на цифру раскрываемости. Так что нельзя сказать, что мы ожидаем всплеска преступности именно из-за этого.
Но УПК, действительно, осложняет нам работу. Мы не можем задержать преступника без адвоката. В дальних улусах, в частности, северных, адвокатов просто нет. Положим, прокуратура здесь решает, что нужен защитник. Но кто будет оплачивать дорогу? При этом в законе пишется, что услуги адвоката оплачивает федеральный бюджет, но он делает это по факту.
Большие проблемы с судьями. В ряде улусов судья работает в единственном числе. Если он уходит в отпуск или на больничный, то вся работа будет стоять: ни арестовать, ни обыск провести...
Новый УПК наши законодатели приняли, исходя из того, что нужно защищать права человека. Но чьи права, в конечном итоге, защищены? Преступника. А лицо потерпевшее остается бесправным...
-- Новое законодательство дает преступнику больше шансов уйти от ответственности. Безнаказанность рождает новое зло. Не согласна с вами, что новый УПК влияет только на раскрываемость...
-- Давайте не будем исходить из того принципа, о котором говорил Ламброзо: "Каждый человек - преступник, только еще не знает об этом". Ведь кто-то совершает в жизни одно преступление и всю жизнь потом кается...
-- Вы в судах не были. Знаю одно конкретное уголовное дело. Один человек участвовал в убийстве, потом еще совершил хулиганство с применением огнестрельного убийства, затем вымогательство, после похищение человека - и все ему с рук сходило. Наконец, его судили за двойное убийство, сопряженное с разбоем... Причем такие дела, когда человек попадает на скамью подсудимых лишь после серии преступлений -- далеко не редкость...
-- Ну, такие дела -- это моя недоработка, моя как министра внутренних дел, моих сотрудников, которые не смогли доказать вину этих людей при совершении ими первого правонарушения.
-- Но ведь многое зависит от профессионализма и порядочности следователей и судей...
-- Чтобы начал работать следователь, оперативник должен "землю потоптать" и факты-доказательства принести. Следователь и суд их потом оценивают...
-- Ну, ладно, не будем спорить... На коллегии вы объявили строгий выговор пятерым сотрудникам...
-- Я наказал двоих - начальника уголовного розыска МВД Николая Никитина и начальника УВД Якутска Андрея Юдина. Остальных наказала коллегия.
-- Заступничество нашей газеты за Никитина вам не понравилось. За что же получил взыскание ваш подчиненный?
-- За снижение показателей раскрываемости. Они, как никогда, низкие. Всего 36 процентов.
-- Уличная преступность у нас выросла. Участковых инспекторов и инспекторов по делам несовершеннолетних не критикует только ленивый. В общем, работа милиции общественной безопасности оставляет желать лучшего. МОБ уже много лет возглавляет один из ваших замов. Копившиеся годами проблемы, о которых вы говорите, "копились" как раз под его руководством. Почему он никак не наказан?
-- Не задавайте мне таких вопросов! Это некорректно! Я - начальник, я решаю, кого поощрять, кого наказывать.
-- Хорошо, не буду. Больше всего в нашей республике люди страдают от бытовой и уличной преступности. Улучшить ситуацию - задача МОБ. Когда мы, простые обыватели, сможем выйти на улицу, не боясь за свою жизнь, здоровье, имущество?
-- Вы - творческий работник, поэтому легко представите такую ситуацию: поэту-песеннику говорят: "Сочини хорошую песню к завтрашнему дню". Может человек сказать, когда он сможет выполнить творческую работу?
Наша работа - тоже творческая. Тут вообще сложно что-то сказать. Завтра мы, может, чего-нибудь добьемся, а послезавтра выйдет какой-нибудь закон, который все ухудшит.
-- Значит, надеяться пока не на что?
-- Надежда умирает последней... Мы делаем и будем делать все, что в наших силах, чтобы населению жилось хорошо. Многое же не от милиции зависит. Будет улучшаться социальная обстановка в стране, будет улучшаться и криминальная. А если ухудшаться... Из штанов выскочим, ничего сделать не сможем. Эти две обстановки безразрывно связаны.
Уличную преступность мы, может быть, собьем, а латентную --никогда, пока у нас будут бомжи, безработица, пьянство, нетрудоустроенные лица, вернувшиеся из мест лишения свободы...
-- А правда, что вы каждый день прослушиваете радиопереговоры всех милицейских служб по городу и однажды поощрили сотрудника за оперативное раскрытие преступления?
-- Правда. Рация у меня всегда включена. Этот поощренный сотрудник - оператор связи. Он руководил патрулями, в результате грабеж по горячим следам буквально за 20 минут был раскрыт. Очень грамотная, четкая работа. Поэтому сразу распорядился выдать ему денежную премию.
-- Вы продолжите эту практику?
-- Конечно.
-- Спасибо за беседу!
Саргылана КЫЧКИНА, 30, Якутия
15/02/2003
|