Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Лебедев Вячеслав Михайлович

Интернет-конференция
Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева Вячеслава Михайловича
"Реформирование процессуального законодательства в Российской Федерации"

 

Обзор публикаций СМИ


Новые ГПК и АПК: все познается в сравнении

Принятие одновременно с небольшим временным разрывом двух новых процессуальных кодексов является знаменательным событием для осуществления судебной и правовой реформы в России, в известной мере завершая переходный период развития российского процессуального права на пути к его новому качественному состоянию. Об основных идеях современной процессуальной доктрины, отраженных в новых ГПК и АПК, суть которых сводится к двум основным категориям – преемственность и развитие, рассказывается в статье завкафедрой гражданского процесса Уральской государственной юридической академии, д.ю.н., профессора Владимира Яркова.

В 2002 году были приняты новые АПК и ГПК. Практически одновременно с ними был принят Федеральный закон “О третейских судах в Российской Федерации”, дополнивший принятие новых кодексов, способствуя развитию альтернативных форм разрешения споров.
Каждый из Кодексов имеет собственную историю развития, которая объясняется ходом и темпом реформирования той либо судебной системы – арбитражных и судов общей юрисдикции, субъективным осознанием значимости и важности реформ, политическими и сугубо коньюктурными факторами, которые в системе оказывали влияние на законотворческий процесс.
Значимость совершенствования именно процессуального законодательства объясняется тем, что бесконечные шлифовка и доработка материального законодательства будут бесполезными, если в обществе не создана системы правового принуждения его участников к исполнению их обязательств как перед друг другом, так и перед государством.
Новеллы ГПК и АПК 2002 года
Общая новизна процессуальных кодексов заключается в приведении их в соответствии со сложившимися социально-правовыми реалиями, отказе от активной роли суда в сфере доказательственной деятельности, при сохранении его полномочий на руководство процессом и определении предмета доказывания, оказании сторонам содействия в сборе доказательств.
Важное новое положение – сужение системы судебного надзора, допускавшей пересмотр вступивших в законную силу судебных актов независимо от времени их принятия по инициативе любых лиц. Теперь эти возможности уменьшены и по времени, и по кругу лиц, которые могут ставить вопрос о пересмотре в порядке надзора, и по процедуре рассмотрения надзорных жалоб, и по основаниям отмены.
Изменились правила судебного разбирательства, в связи с введением предварительного судебного заседания, нацеленности сторон на раскрытие доказательств. В АПК стали более развернутыми судебные процедуры, которые дифференцированы по целому ряду критериев. В ГПК и АПК существенно изменены разделы, связанные с участием иностранных лиц, с осуществлением контроля и содействия государственных судов в отношении третейских судов и международных коммерческих арбитражей.
Разрешен большой и дискуссионный вопрос – полномочия прокурора в гражданском и арбитражном процессе. Найденное решение приводит к сужению возможностей вмешательства прокурора в споры частных лиц. Главное направление деятельности прокурора в судах общей юрисдикции и арбитражных судах – защита публичных интересов и неопределенного круга лиц.
Найдено новое решение многих проблем подведомственности с целью более четкого и последовательного разграничения компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. До недавнего времени многие категории дел рассматривались одновременно как арбитражными судами, так и судами общей юрисдикции, например, споры с участием иностранных предпринимателей, дела о признании и исполнении решений иностранных судов и арбитражей. Теперь правила подведомственности стали более определенными, исходя из того, что арбитражный суд – это компетентный суд в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общая характеристика подходов
При всей внешне кажущейся оригинальности тех либо иных подходов в сфере процессуального законодательства, специалисты, причастные к его разработке, в любом случае находятся в рамках определенных исторически сложившихся подходов правового регулирования и процессуально-правовых концепций, вариантов решения того либо иного вопроса. Найти полностью оригинальное решение, которое бы не встречалось ранее в российском праве (имея в виду период с судебной реформы 1864 г.) и иностранном, международно-правовом законодательстве достаточно сложно, да в этом и нет необходимости.
В качестве исходного материала выступают потребности практики, которые, накладываясь на исторически сложившиеся способы их решения за рубежом, в международно-правовом законодательстве либо ранее в истории нашей страны, стимулируют творческий поиск и приводят к тому либо иному новому решению возникшей проблемы. Безусловно, по многим вопросам возможны и полностью оригинальные решения, особенно на уровне детализации той либо иной идеи применительно к конкретному правовому институту.
Поэтому отметим несколько основных идей из современной процессуальной доктрины, отраженных в новых ГПК и АПК, суть которых сводится к двум основным категориям – преемственность и развитие.
Различия в содержании ГПК и АПК
Следует иметь в виду, что ряд отличий ГПК и АПК определяются их различной правовой природой, поскольку различны предметы судебной деятельности в АПК и ГПК – предпринимательская и иная экономическая деятельность, либо споры не связанные по общему правилу с предпринимательской деятельностью.
Например, более краткие сроки подачи заявления в порядке надзора (по АПК - 3 месяца со дня вступления в законную силу последнего судебного акта по делу, по ГПК – 1 год) можно объяснить необходимостью обеспечения стабильности судебных решений в сфере предпринимательских отношений.
АПК ввел адвокатскую монополию на представительство организаций в арбитражном суде, которое теперь наряду с работниками организаций может осуществляться только адвокатами. Вместе с тем не было воспринято правило проекта АПК об аккредитации определенных адвокатов при ВАС РФ для представления в нем клиентов. ГПК сохранил возможность представительства участников гражданского процесса как адвокатами, так и другими лицами.
Вместе с тем ряд отличий вряд ли можно объяснить какими-то принципиальными соображениями, и они связаны с различием подходов разработчиков проектов к решению юридико-технических вопросов.
Например, различны формулировки многих положений глав о лицах, участвующих в деле, хотя фактически правовое регулирование здесь идентично. Различны сроки вступления в законную силу решений судов первой инстанции (ГПК – 10 дней, а АПК – 1 месяц).
Роль и задачи суда
По этому вопросу сложилось в основном две концепции, отражающих разное понимание роли, места и задач суда в обществе и которые можно суммировать в следующем вопросе.
Обязано ли государство обеспечить наличие функционирующей системы правосудия или судебная система играет роль своеобразного предприятия, оказывающего за плату определенные услуги, в данном случае – по разрешению споров. К сожалению, в свое время именно второй подход был отражен в одобренной Верховным Советом РСФСР в 1991 году Концепции судебной реформы в РФ, согласно которой гражданский процесс должен стать услугой, оказываемой государством сторонам.
Данный тезис весьма сомнителен и вряд ли может быть положен в основу современного понимания задач правосудия. Поэтому отметим как позитивный факт, что именно первый подход, связанный с пониманием социального предназначения правосудия как системы, направленной на защиту прав и сохранение правопорядка, обеспечение стабильности и прочности отношений гражданского оборота и публично-правовых отношений, нашел отражение в АПК и ГПК. Наиболее ясно и четко данное положение отражено в ст.2 АПК и ст.2 ГПК, где отражены задачи судопроизводства в арбитражных судах и задачи гражданского судопроизводства.
Доступ к правосудию
Следующей важной тенденцией, определяющей развитие системы гражданской юрисдикции, является развитие концепции прав человека и ее непосредственное влияние на осуществление правовой политики. Поскольку правосудие является гарантией реализации прав человека, то тем самым объясняется внимание к проблеме доступа к правосудию, без решения которой невозможно полноценное обеспечение прав человека и само нормальное функционирование гражданского общества и гражданского оборота.
Доступность правосудия является сложной и многоаспектной проблемой, решение которой требует финансовых, правовых и организационных подходов и ресурсов. В последнее время власти стали больше обращать внимание на вопросы доступа правосудия и его соответствия международно-правовым стандартам после вступления России в СЕ и присоединения к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, другим базовым документам СЕ и признания юрисдикции Европейского суда по правам человека. Основополагающее значение имеет ст.6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в которой закреплено право на справедливое судебное разбирательство, охватывающее собой отдельными элементами по сути дела весь судебный процесс и исполнение конечного его результата – судебного решения.
Как данное положение нашло воплощение на практике, покажем на примере нового АПК. Во-первых, в ст.2 АПК, где обеспечение доступности правосудия названо в качестве одной задач судопроизводства в арбитражных судах. Во-вторых, в основаниях п.5 ст.144 АПК (для приостановления производства по делу) и в п.7 ст.311 АПК (для пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам). В-третьих, многие положения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод должны оказывать непосредственное воздействие на правоприменительную деятельность арбитражных судов и судов общей юрисдикции, особенно при разрешении вопросов, прямо неурегулированных нормами процессуального законодательства.
Принципы процесса
Новые Кодексы сохранили сложившуюся систему принципов, внеся в нее определенные коррективы. В этом плане можно отметить на примере АПК выделение в качестве самостоятельного принципа законности, развитие принципов состязательности и равноправия сторон, а также принципа судейского руководства. Кроме того, не выделен отдельно в отличие от АПК 1995 г. принцип непрерывности. Значительное развитие получил, принцип судейского руководства, охватывающий собой полномочия арбитражного суда по руководству процессом (часть 3 ст.9), в сфере доказательственной деятельности (ст. ст. 65-67, 70 и другие).
В плане развития состязательности и доказывания следует отметить найденное в АПК разумное соотношение состязательного начала, равенства сторон и активности суда с целью обеспечения равенства доказательственных полномочий сторон, что вполне соответствует отмеченным ранее тенденциям к социализации функций правосудия.
Следует отметить также полноценное включение в разбирательство дел в арбитражных судах арбитражных заседателей, что говорит об успешности результатов эксперимента по их привлечению, а также найденных новых гранях принципа коллегиальности рассмотрения. Сохранилось такое принципиальное отличие гражданского и арбитражного процессов как возможность применения процессуальных норм по аналогии. Если ГПК допускает аналогию права и закона, то АПК в этом плане исходит из невозможности восполнения пробелов в правоприменительной деятельности по аналогии.
Судебная защита
Здесь следует отметить различие концепций, которые лежат в основе ГПК и АПК. В новом АПК отражена концепция широкого понимания права на обращение в суд как субъективного права любого лица, не связанного с чрезмерно сложным фактическим составом. Столь широко понимается и заинтересованность, которая предполагается в самом факте обращения к арбитражному суду.
В этой связи изменились и процессуально-правовые последствия установления факта неподведомственности и других юридических фактов, обуславливающих невозможность рассмотрения дела арбитражным судом.
В новом АПК нет специальной статьи об основаниях к отказу в принятии искового заявления, а в зависимости от характера юридического факта и времени его установления возможны оставление заявления без движения, возвращение искового заявления, прекращение производства по делу либо оставление заявления без рассмотрения. Такой порядок направлен на исключение случаев необоснованных отказов в принятии заявления и разрешение вопроса о наличии и истца права на судебную защиту не на стадии принятия заявления, а только в ходе судебного разбирательства.
Практика покажет, насколько такое новое правовое регулирование, безусловно, интересное с точки зрения доктрины и соответствующее современному пониманию судебной защиты, окажется эффективным и выполнит функции регулятора необоснованных обращений к суду, а также ограничения необоснованных отказов в судебной защите.
Развитие института подведомственности
До недавнего времени были дела, которые отнесены к совместной компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов, например, с участием иностранных лиц, из корпоративных отношений.
В этом плане в новых ГПК и АПК нашла логическое завершение тенденция на постепенное сосредоточение всех дел, связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью, в компетенции арбитражных судов. На наш взгляд, в новых ГПК (ст.22) и АПК (ст.27) при сохранении отдельных спорных и смежных вопросов подведомственности окончательно сформировалось понимание основного критерия подведомственности, разграничивающего предметы ведения между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Получили в АПК поддержку и предложения о большем использовании в качестве регулятора при разграничении предметов ведения между судами общей юрисдикции и арбитражными судами правил исключительной подведомственности, названной в АПК специальной (см. ст.33 АПК).
Новое регулирование вопросов подведомственности должно привести к большей определенности при выборе компетентного суда, позволит снизить степень и количество конфликтов юрисдикций, сделать более равномерной нагрузку на различные звенья судебной системы России, а главное – обеспечить единство судебной практики по одним и тем же категориям дел, коль скоро они будут разрешаться только одним видом судов.
Однако уже сейчас практика показала сложности применения новых правил АПК о подведомственности, поскольку четкого разграничения компетенции с судами общей юрисдикции пока достичь не удалось по целому ряду категорий дел, например, в сфере исполнительного производства и корпоративных отношений.
Доказательства
Институт доказательств, несмотря на внешнюю консервативность его правил в российском цивилистическом процессе, получил существенное развитие. Особенно это заметно на примере нового АПК.
Во-первых, в законодательстве впервые отражено положение о необходимости раскрытия доказательств до начала судебного заседания. Лица, участвующие в деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, были заблаговременно ознакомлены (ст.65 АПК). Во-вторых, круг доказательств не является закрытым, а может расширяться (часть 2 ст.64 АПК). В-третьих, подробно регламентированы многие положения и правила доказательственной деятельности, например, представление и истребование доказательств, процедура освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами, порядок проведения экспертизы и т.д.
ГПК и АПК сохранили правила о свободной оценке доказательств судом, однако постарались ввести ее в определенные правовые рамки, связывая судебное усмотрение определенными рамками (ст.67 ГПК, ст.71 АПК).
Система судопроизводств в АПК и ГПК
Здесь следует отметить разные подходы, отражающие неоднозначное понимание связи гражданского и арбитражного процессов с видом судопроизводства. В ст.118 Конституции России говорится о том, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Поэтому АПК исходит из того положения, что в арбитражном процессе рассматриваются дела в порядке гражданского и административного судопроизводства. В ГПК понятие гражданского процесса и гражданского судопроизводства по сути дела отождествлены (ст.ст.1, 2, 3, 5, п.1 части 1 ст.134 ГПК и другие). В таком случае возникает вопрос о процессуальной форме рассмотрения в гражданском процессе дел, возникающих из публичных правоотношений. Полагаем, что здесь может идти речь только об административном судопроизводстве, хотя прямо об этом ГПК не упоминает.
По вопросу о создании административных судов в России обсуждаются в основном две концепции.
Первая заключается в том, что необходимо создать отдельную систему административных судов. Госдумой рассматривался законопроект о создании административных судов, но только в системе судов общей юрисдикции, который пока лежит без движения.
Вторая состоит в том, что в административном судопроизводстве главным является не выделение особой ветви судов, а особенности правил их рассмотрения, которые вполне могут применяться как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами. Аналогично судьи судов общей юрисдикции одновременно применяют правила гражданского и уголовного судопроизводства, в зависимости от характера дела.
Административное судопроизводство по целому ряду своих составляющих имеет ряд особенностей, которые определяют необходимость модификации процессуальной формы и учета особенностей публичного права. В АПК, на наш взгляд, получила поддержку та концепция, согласно которой административное судопроизводство связывается с порядком рассмотрения дел, а не с обязательным существованием обособленной ветви административных судов. Внутренняя специализация в рамках судебных составов арбитражных судов, равно как и наличие специальных правил рассмотрения в разделе III АПК обеспечивают функционирование административного судопроизводства, которое в свою очередь также распадается на несколько категорий дел (главы 22-25 АПК).
Дифференциация судебных процедур.
Современная система гражданской юрисдикции развивается в направлении разграничения судебных процедур, а также поиска упрощенных форм разрешения подведомственных судам дел, для того, чтобы найти оптимальное соотношение между результатом и способом его достижения.
В этом плане по сравнению с АПК 1995 г. можно отметить большой прогресс. Во-первых, судопроизводство в арбитражных судах теперь логично разделено на несколько “классических” видов: исковое производство; производство из административных и иных публично-правовых отношений; особое производство. По критерию бесспорности с целью ускорения порядка рассмотрения дел выделено упрощенное производство, а по критерию субъекта – производство по делам с участием иностранных лиц.
Таким образом, система арбитражного процессуального права существенно усложнилась, а сами судебные процедуры существенно дифференцированы по самым разным критериям – характер дела, предмет судебного рассмотрения, относительная бесспорность требования и т.д.
Дифференциация судебных процедур в АПК коснулась не только отдельных производств, но и других институтов, в том числе давно известных. Например, в АПК большой интерес представляет предварительное обеспечение требований (ст.99), позволяющее более быстро и оперативно защищать права кредитора до возбуждения дела в арбитражном суде. Впервые появившийся в российском праве в Кодексе торгового мореплавания РФ, а теперь и в АПК как общее правило, институт предварительного обеспечения требований будет способствовать, как можно надеяться, досудебному урегулированию споров.
Институт надзора
Институт надзора сохранил свое место в новых ГПК и АПК, однако значительно модифицировался и изменился.
Во-первых, ограничены возможности возбуждения дел в порядке надзора. Теперь инициатива в возбуждении дел в порядке надзора должна исходить от лиц, участвующих в деле, хотя сохраняются возможности и обращения других лиц, чьи права затронуты решением суда.
Во-вторых, процедура возбуждения дел в порядке надзора сделана более прозрачной, на основе решения судьи (в ГПК) или суда (в АПК).
В-третьих, что очень важно, возможность пересмотра дела в порядке надзора ограничена пресекательными сроками: в АПК – 3 месяца после вступления в законную силу последнего судебного акта, а в ГПК – 1 год после вступления судебного решения в законную силу. Это позволит исключить случаи такого толкования, когда в отношении российских судов высказывалось мнение о том, что решения российских судов никогда не вступают в законную силу, поскольку всегда могли быть пересмотрены в порядке надзора.
Сохранение института надзора в арбитражном процессе вполне оправдано теми целями, чтобы обеспечить единообразие судебной практики. В период разработки АПК предлагалось превратить федеральные арбитражные суды в апелляционные суды, а ВАС России – в кассационный суд, однако такое решение в условиях огромной территории России привело бы к недоступности судебной защиты для многих лиц. Поэтому вполне оправданно наличие одной надзорной инстанции в системе арбитражных судов.
Однако вызывает сомнения целесообразность сохранения одновременно трех надзорных инстанций в рамках судов общей юрисдикции. Не ясно – почему такое недоверие сохраняется, например, у Президиума ВС России в отношении судебных актов судей Судебных коллегий этого же суда, которые также наделены полномочиями надзорной инстанции.
Согласие и примирение
Необходимость развития альтернативных методов разрешения споров связана не только с недостатком инвестиций в систему правосудия, но и тем, что альтернативным методам, прежде всего третейскому разбирательству, примирению, посредничеству присущи целый ряд положительных черт.
В частности, меньшая процедурная сложность, нацеленность на разрешение конфликта и достижение примирения, привлечение в качестве посредников и арбитров не только профессиональных юристов, но любых других лиц – специалистов в определенной сфере юридической деятельности. Развитию третейского разбирательства в России мешает отсутствие традиций, а также ряд других факторов, которые, скорее всего, должны преодолеваться по мере развития гражданского оборота и становления правовой культуры.
К сожалению, в ходе работы над АПК выпали положения гл. 17 проекта (принятого в первом чтении) о посредничестве, в результате чего в гл. 15 АПК регулируются только положения, связанные с мировым соглашением. Осталось также общее полномочие арбитражного суда способствовать примирению сторон.
На наш взгляд, законодательство должно содержать большее разнообразие процедур, в том числе и с использованием посредничества, которое в определенной части может быть и процессуальным, а не только гражданско-правовым институтом. Эффективность же их может быть проверена только практикой, поэтому отказ от регулирования посредничества в окончательном тексте АПК вряд ли можно оценить позитивно.
Исполнительное производство
Определенную поддержку в ГПК и АПК получило понимание исполнительного производства как сферы, относящейся большей частью к ведению органов исполнительной власти, и находящейся под контролем судов.
При этом такой контроль является не оперативным, а большей частью последующим, а в некотором случаях – предварительным перед совершением соответствующих юридических действий судебным приставом-исполнителем. В этом плане верное решение найдено в отношении процессуального порядка оспаривания решений и действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя, которое должно производиться в соответствии с правилами главы 24 АПК (см. ст.329), что предлагалось рядом специалистов. В ГПК (ст.441) также предусмотрено разрешение жалоб на действия судебных приставов-исполнителей путем вынесения решения, а не определения, как это имело место по ГПК 1964 г.
Участие иностранных лиц
Существенно переработаны данные положения в новом ГПК (раздел V ГПК). Однако в качестве общего недостатка следует отметить то обстоятельство, что условием признания и исполнения решений иностранных судов по-прежнему являются наличие международного договора и указание в федеральном законе. В проектах ГПК и АПК была предусмотрена возможность признания и исполнения решений иностранных судов на основе взаимности, при отсутствии международного договора, однако в окончательные тексты Кодексов это правило не попало.
На наш взгляд, такой подход вряд ли позитивен, поскольку он сужает возможности признания и исполнения решений иностранных судов. Можно надеяться, что судебная практика будет исходить из начала взаимности на основе ГК и международных договоров России общего рамочного характера, например, между ЕС и Россией 1994 г., а также исходя из равенства процессуальных прав иностранных лиц наравне с российскими лицами.
Материал предоставлен газетой "ЭЖ-юрист"
БПИ
19/02/2003 11:56:00
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Лебедев В.М.
Верховный суд РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Верховный суд РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации