АБОРИГЕНЫ СЪЕЛИ КУКА
Сыщики и детективы со времен Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро с подозрением относятся к совпадениям. Похоже, в наше время эту привычку стоило бы перенять патентоведам. На наш взгляд, почти невероятным совпадением является то, что в один и тот же день, 13 марта 2000 г., две компании, никак не связанные друг с другом, подали в Роспатент заявки о регистрации идентичного товарного знака. Одна из компаний, аргентинская Molinos Rio de la Plata, S.A. - крупнейший поставщик импортного растительного масла на российский рынок (в частности, она поставляет масло Ideal). Неудивительно, что Molinos в означенный день позапрошлого года подала заявку на регистрацию знака "Солнечная масленица" для всех товаров, относящихся к категории "растительного и животного масла и прочих пищевых жиров". Не более удивительно, что заявка была удовлетворена Роспатентом и товарный знак был зарегистрирован в России 15 июня 2002 г., - на рассмотрение и всестороннее изучение и удовлетворение заявки ушло чуть меньше 27 месяцев!
Гораздо более удивительным совпадением представляется то, что заявка на регистрацию знака "Солнечная масленица" для практически всех остальных классов товаров, имеющих отношение к продуктам питания и напиткам, была подана в Роспатент московской фирмой "Агролидер" в тот же самый день -13 марта 2000 г. Еще более удивительно, что дата регистрации товарных знаков, принадлежащих аргентинцам и москвичам, тоже полностью совпадает - 15 июня 2002 г. Насколько известно, компания "Агролидер" не производит масло, зато она входит в ту же бизнес-группу, что и компания "Майский чай" - крупнейший поставщик чая на российский рынок.
Если совпадение случайно, об этом было бы интересно узнать аргентинским маслоделам. Если нет - ничего удивительного: блины без чаепития столь же несовершенны, что и без масла.
Очевидно, ООО "Бритиш Американ Тобакко - Ява", производящее популярные сигареты "Ява Золотая", решило предохранить свой бизнес от подобных совпадений. Московское дочернее предприятие международной компании ВАТ забронировало за собой на десять лет - с даты подачи заявки 27 октября 2000 г. - товарный знак "Ява" для пива, эля, портера и всевозможных алкогольных напитков, включая горькие настойки, ликеры, аперитивы, водки, бренди, виски, ром, вина и т. д. Как гласит жизнеутверждающая поговорка эпохи позднесоветской борьбы с пьянством и алкоголизмом, "курить я - буду, а пить... не брошу!". В одном деалкоголизаторы Страны Советов были правы - курение и пьянство шествуют рука об руку, как чаепитие у тещи на Масленицу и круглые, как солнце, лоснящиеся от масла блины.
Не менее близки друг другу слова "султан" и "гарем". А гарем, как известно, надо содержать в чистоте. Это исторический факт, о чем свидетельствуют знаменитые картины классика французского изобразительного искусства XVIII в. Жана Огюста Доминика Энгра, изображающего гарем султана в турецкой бане. Товарный знак "Султан", зарегистрированный одноименной волгоградской фирмой для бань общественных и бань турецких, гораздо менее эротичен, чем фривольные картины Энгра.
С детства до боли знакомый миллионер мистер Твистер купил путевку в Советскую Россию в конторе Кука. Правда, автор стихов, Самуил Маршак, не уточняет, как звали владельца конторы. Но современным путешественникам должно быть хорошо знакомо название одной из глобальных сетей турагентств и обменных пунктов - Thomas Cook. К сожалению, эта сеть не очень активно представлена в России, но одноименные дорожные чеки распространяются многими российскими банками. Истории известен и другой Кук, также имеющий прямое отношение к путешествиям. Это адмирал Джеймс Кук, один из первооткрывателей Австралии. В отсутствие на российском рынке Томаса Кука московское ООО "Джеймс Кук" застолбило на свое имя товарный знак James Cook Travel Agency. Возможно, и это - совпадение, но стоит напомнить российским туристам о том, что жизнь Джеймса Кука окончилась плачевно, чему посвящена знаменитая песня Владимира Высоцкого "Зачем аборигены съели Кука". Надеемся, что туры в центральную и экваториальную Австралию агентство "Джеймс Кук" не предлагает, чтобы избежать неприятных ассоциаций. В то же время клиенты агентства, работающего под таким брэндом, что бы ни случилось, обязаны, вернувшись домой, быть довольными, что кости остались целы.
ТАТЬЯНА САМОЙЛОВА samoilova@russianfocus.ru, 29, стр. 31, Русский фокус
02/09/2002
|