"КРАИНСКАЯ" ...В АССОРТИМЕНТЕ
Бизнес, который и наливает, и "обувает" Дружить бы рады Рынок воды - производство и реализация минеральных и безалкогольных напитков - один из самых массовых. В Тульской области довольно много предприятий, работающих с данной продукцией. Кроме того, в продаже немало напитков, изготовленных в других регионах России и за рубежом. И на первый взгляд - самый тихий рынок. Чего тут делить? Спрос высокий и постоянный: пить всем хочется. Вода - сырье не дефицитное, хоть залейся. "Вход" на рынок свободный, препятствий никто не чинит. Ценовых войн не наблюдается. Работай себе спокойно. Но в такой, казалось бы, благостной ситуации и зарождается конкуренция, именуемая неценовой. Ее появление - доказательство того, что водный рынок насыщен товаром под завязку, а все способы получить сверхприбыль по-честному исчерпаны. И тогда в ход пускаются иные методы борьбы с конкурентом и его продукцией. Впервые разговор о нарушениях на тульском рынке воды состоялся на семинаре, проведенном Министерством по антимонопольной политике России и Международным центром по развитию конкуренции на товарных рынках. Проходил семинар под лозунгом единения предпринимателей и антимонопольного ведомства. Предлагалось сделать шаг навстречу друг другу. И такой шаг сделан. Правда, Тульское антимонопольное управление вовсе не на чай пригласило местных бизнесменов, а разобраться с нарушением, приведенным на прошедшем семинаре в качестве одного из негативных примеров. Нет бумажки -нет и права ЗАО "Леда" обратилось в антимонопольное управление с заявлением: узловская фирма "Твиров и Кш", пищекомбинат "Лужковский плюс" из Суворовского района и тульский "Водолей-2001", разливая минеральную воду, приобретенную по договору у санатория "Краинка" из скважины 4/84, незаконно пользуются названием "Краинская". Абсурд какой-то! Одна скважина, одна вода... Какая разница? Но закон есть закон. И комиссия антимонопольного управления, проводившая расследование, правоту "Леды" подтвердила. Согласно действующему патентному законодательству название может использовать только владелец свидетельства на право пользования наименования местонахождения товара. Такие документы имеют сам хозяин воды - санаторий, завод минеральных вод "Краинский" и заявитель "Леда". Может показаться, что нарушение не столь грубое, скорее легкомысленное, фирмы понадеялись на традиционный авось. К тому же дело поправимое: получи нужный документ в "Роспатенте" - и вся проблема. Вся, да не вся. Оформление свидетельства - процедура длительная, возможно, понадобится не менее года. И все это время провинившиеся фирмы лишены права реализовывать краинскую как "Краинскую". Таково решение антимонопольного управления. Одолжили... Другая претензия "Леды" заключалась в том, что пищекомбинат "Лужковский плюс" при реализации своих напитков "Демидовская-Луговая" и "Демидовская-Полевая" использовал на этикетках штрих-код, принадлежащий товару "Леды", конкретно - напитку "Ананас". Потерю штрих-кода ЗАО "Леда" обнаружило почти случайно. Ряд местных магазинов вдруг отказался от "Ананаса", заявив, что продукция с таким "кодом" у них уже есть и получена она от Лужковского пищекомбината. Для справки: штрих-код дает полную информацию о товаре и его производителе. Присваивает его Ассоциация автоматической идентификации "Юнискам". И только той продукции, хозяева которой являются членами данной организации. При проверке выяснилось: лужковцы входят в ассоциацию, имеют "коды" на всю продукцию, кроме названных выше "полевой" да "луговой". А так как розничная торговая сеть принимает товар только "закодированный", то пищекомбинат не мудрствуя лукаво позаимствовал чужой штрих-код. В результате чего "Ананасу" дали от ворот поворот, а "Леда" потерпела убытки. На слушании этого дела представитель пищекомбината в содеянном не признался, обвинив во всех тяжких типографию, якобы спутавшую штрих-коды. Объяснение наивно до смешного. Как можно перепутать "коды", если товар лужковцев не имел их вовсе? "Техническая ошибка" обойдется пищекомбинату недешево. Ему предписано не только уничтожить этикетки с чужим штрих-кодом, но и изъять из торговой сети всю осевшую там "Демидовскую-Луговую" и "Демидовскую-Полевую". Внешность -ничто! Пожалуй, самый распространенный вид нечестной конкуренции - это внешняя схожесть. Естественно, с товаром уже признанным. Расчет прост: никто не станет, допустим, в похожих этикетках искать пресловутые "десять отличий". Кстати, речь на комиссии шла и об этикетках. Завод минеральных вод "Краинский" обвинил своих конкурентов - ООО "Водолей-2001" и пищекомбинат "Лужковский плюс" в попытке задурить голову потребителям. На его взгляд, эти фирмы шлепают на бутылки с краинской этикетки, аналогичные той, что использует сам завод. ...Любопытства ради попыталась сравнить их. По главным элементам - размер, рисунок, композиция, цветовая гамма и т. д.- этикетки действительно очень похожи. Если мне выставят на прилавок три бутылки "Краинской" от трех фирм, с ходу не скажу, кому они принадлежат. Тем более что поразительную схожесть им придают медали. Четыре штуки. Совершенно одинаковые. Получены они на международных выставках в Каире, Париже, Кельне и Милане. И как выяснило антимонопольное управление, медали вручались только заводу минеральных вод "Краинский". Это подтверждают и копии дипломов, представленных им. Тогда как "Водолей-2001" и пищекомбинат "Лужковский плюс" таких документов не имеют. Надо признать, ход в конкурентной борьбе довольно ловкий. Покупатель знает: коли медали на этикетке, значит напиток - не важно, коньяк, шампанское или минералка - высокого качества. И охотнее берет его. Доверчивостью потребителей воспользовались "Водолей-2001" и Лужковский пищекомбинат. И тем самым нарушили антимонопольное законодательство. Фирмам предписано: не вводить народ в заблуждение - убрать медали с этикеток. Та ли водица? Но и на этом страсти по воде не закончились. В обвиняемых оказался сам обвинитель - завод минеральных вод "Краинский". Вот уж действительно пути Господни неисповедимы. Свидетельство на право пользования наименования местонахождения товара выдано заводу "Роспатентом" в июне 1998 года на лечебную воду из скважины 4/84, что находится на территории санатория "Краинка". Позже завод пробурил собственную под номером 70400992. Встает вопрос: какую же воду предприятие продает? Настоящая лечебно-минеральная вода "Краинская" бьет из скважины 4/84. Именно на нее дано экспертное заключение Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Министерства здравоохранения РФ. В нем сказано: "...особые свойства воды "Краинская" определяются местом происхождения". И опять вопрос: вода из новой скважины имеет эти "особые свойства" или нет? Если они иные - выходит, завод торгует вовсе и не знаменитой "Краинской"... Эта ситуация требует прояснения. Антимонопольному управлению еще предстоит изучить все тонкости вопроса. Страсти по воде Оказывается, вода - как товар - не столь и проста. На товарном рынке с ней творят что хотят. Подделывают, рекламируют, используя чужие заслуги, "работают" под авторитетные фирмы... Мы уже привыкли к войнам бензиновым, нефтяным. Но, как видим, и на тихом водном рынке они не исключение. Потому что деньги делаются не только из нефти или газа. Состояния сколачиваются также и на воде. Огромные состояния. И погоня за сверхприбылью до такой степени накаляет страсти, что превращается в бизнес, лишенный элементарной честности и порядочности. Мне кажется, даже уличенные в недобросовестной конкуренции производители и перекупщики "Краинской" ничуть не смутились и не огорчились тем, что могут потерять доверие потребителей. Да и думал ли кто о потребителях?..
Людмила ЕРЕМЕЕВА, 204, Тульские известия
12/09/2002
|