Меломанов загонят в спецмагазины
Правительство запретит торговать аудио- и видеопродукцией в любых других местах Пиратство и удручающая ситуация с охраной интеллектуальной собственности в России - одна из модных и "долгоиграющих" тем в общении отечественного истеблишмента с западными политиками и инвесторами (особенно когда речь заходит о стремлении России в ВТО). Видимо, постоянное тыкание носом утомило власти: в минувший четверг правительство решило посвятить обсуждению проблемы часть своего заседания. В результате было решено создать новый правительственный комитет и истребить лоточников и палаточников, ограничив торговлю аудио- и видеопродукцией спецмагазинами. Пиратов этим вряд ли испугаешь, зато Западу можно преподнести красиво. .
Открывая заседание правительства, на котором должен был рассматриваться вопрос о мерах, способных защитить интеллектуальную собственность в Российской Федерации, премьер-министр Михаил Касьянов посетовал: до сих пор "мало что было сделано для решения этой проблемы, авторов и государство практически обворовывают". Более половины реализуемой в стране аудио- и видеопродукции является контрафактной, констатировал глава правительства, в связи с чем "настала пора выработать системные меры по борьбе с пиратством".
Эксперты МВД свидетельствуют: подделки видеопродукции на российском рынке занимают порядка 50%, аудиотоваров - 64%, а уровень контрафактного программного обеспечения и DVD достигает 80-90%. К слову, в странах СНГ уровень контрафакта колеблется от 73% до 94%. Так, на Украине пиратам принадлежит почти 90% рынка, в Белоруссии - 94%, в Киргизии - 86%, в Грузии - 73% (причем две последние страны недавно вступили в ВТО). В США, Великобритании, Франции, Чехии - около 10%, в Финляндии и Италии - порядка 10-25%, в Польше и Бразилии - 25-50%. "Мы не можем за каждым лоточником поставить милиционера, а за ним еще одного милиционера - это не решит проблемы", - заявил Касьянов.
Первый шаг правительства таков: решено создать специальную комиссию по защите прав на интеллектуальную собственность, возглавлять которую будет сам премьер. Как сказал журналистам министр печати Михаил Лесин, эта комиссия при разработке защитных мер "будет учитывать мнение как производителей, так и потребителей и авторов". Сможет ли комиссия (собираемая тогда, когда у ее участников найдется время для совместной работы) добиться больших результатов в борьбе с пиратами, сегодня не ответишь. Но в российской истории и раньше случалось наблюдать не самую эффективную деятельность подобных "комитетов по интересам".
Для мирового сообщества Россия относится к группе стран "приоритетного наблюдения" в сфере охраны прав на интеллектуальную собственность. Объяснение простое: мы практически "впереди планеты всей" - после Китая - по выпуску контрафактных изделий. Уже не впервые приходится слышать: если российское законодательство по защите интеллектуальной собственности не будет приведено в соответствие с международными нормами, то к России могут быть применены экономические санкции (как это недавно уже случилось с Украиной, например).
Министерствам раздали задания с четко оговоренными сроками. Так, Минпечати совместно с Минпромнауки, Минкультуры, МВД и Роспатентом до 1 декабря 2002 г. поручено подготовить и внести предложения по составу и порядку работы комиссии. Минюсту совместно с Минпечати, Минкультуры, МВД, ГТК, МАПом и Роспатентом - доработать и представить до 25 октября перечень проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов, цель которых - совершенствование защиты интеллектуальной собственности. Все заинтересованные министерства и ведомства, как решило правительство, должны до конца этого года выдать предложения относительно присоединения России к международным соглашениям, под которыми еще не подписались. Должны быть озвучены и предложения относительно ставок вознаграждений за использование объектов авторского права и смежных прав (сегодня авторы и исполнители получают авторские вознаграждения в десятки раз меньшие, нежели в советский период).
К началу 2003 г. все министерства и ведомства должны определиться, каким образом следует внедрять единую федеральную систему идентификации легальных экземпляров аудио- и видеопродукции. Сегодня пока неясно, будет идти речь о введении федеральной марки или указании на товаре номера лицензии завода-производителя. Во всяком случае, Михаил Лесин, выступая перед журналистами, мнение Минпечати озвучил так: решено отказаться от наклейки на аудио- и видеопродукцию голограмм или специальных марок качества - все равно пираты давно научились изготавливать их с качеством "даже лучшим, чем у оригинала".
Высказывание Касьянова о том, что негоже аудио- и видеопродукцию продавать "вместе со жвачкой на лотках", подготовило следующее решение правительства: будут созданы специализированные магазины для продажи аудио- и видеопродукции. Как сказал позже Михаил Лесин, "такие магазины будут функционировать в соответствии с законодательством", а сама "локализация продажи аудио- и видеопродукции повлечет за собой то, что рыночная лоточная торговля будет ликвидирована". Стоит напомнить министру, что "локализовать" торговлю "вредными" грампластинками не удавалось даже в советские времена.
ТАТЬЯНА САМОЙЛОВА, № 34 (71), № 34 (71), 7 - 13 октября 2002г, Журнал "Русский Фокус"
07/10/2002
|