Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

Интернет-конференция
Генерального директора Российского агентства по патентам и товарным знакам (Роспатент)
Александра Дмитриевича Корчагина
"Совершенствование законодательства в сфере интеллектуальной собственности"

Обзор публикаций СМИ


Кремлевские патентоведы

С государственной символикой велено "быть аккуратнее"
Месяц назад Роспатент получил из Кремля письмо, в котором чиновникам рекомендуется внимательнее относится ко всем, кто мечтает зарегистрировать товарный знак с изображением символов власти - достопримечательностей Кремля. Понятно, что российский герб или флаг на товарный знак любого желающего просто так не попадут - это государственные символы. Но в отношении символов городов сегодня практика регистрации прав только складывается.


Этим летом в Роспатент поступило сразу несколько заявок, суть которых заключается в следующем: просим зарегистрировать в качестве товарных знаков не только слова "Московский Кремль", "Кремлевская", "Кремлевский", "Кремлевские", но и изображения башен и прочих достопримечательностей Московского кремля. В качестве заявителей значатся музей Московского Кремля (Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль") и Управление охраны Московского Кремля. Если учитывать, что в заявках музея и управления указаны все 45 классов товаров и услуг, то становится понятно: в этом случае идет речь о попытке монополизировать права на все знаки "кремлевской тематики". Логика подавших заявки такова: мы находимся на территории Кремля, и, стало быть, только мы имеем право использовать товарные знаки с изображением разнообразных кремлевских достопримечательностей. К слову, ни музей, ни управление заниматься производством каких-либо товаров не могут, но зато могут выдавать лицензии, к примеру, производителям водки, колбас, молочных продуктов и прочего. А в случае удачной регистрации - могут получить право контролировать качество продукции, которую станут выпускают разные алкогольные, мясоперерабатывающие, молочные и прочие предприятия.

Собственно, этот тезис о контроле был высказан и в недавнем письме из Кремля, полученном месяц назад Роспатентом. В письме чиновникам патентного ведомства настоятельно рекомендуется внимательнее относиться к заявкам, в которых используется та или иная кремлевская достопримечательность. Дескать, кремлевские башни, которые следует рассматривать исключительно как символ государственной власти, не должны использоваться на продукции непонятного качества. Перед тем как зарегистрировать такой знак, следует испрашивать разрешения собственно в Кремле. Следить же за соблюдением стандартов качества продукции с "кремлевской тематикой", согласно письму, будет специальная лаборатория, долгие годы работающая именно в Кремле.

В последнее время, действительно, у заказчиков товарных знаков нередко наблюдается желание отразить ту или иную символику власти. Бывает, что к разработчикам брэндов приходят с готовым заказом: включить, например, в знак цвета российского флага или региональную символику. Еще большей популярностью пользуются старинные, недавно возрожденные гербы городов. Как говорят в маркетинговых и рекламных агентствах, трудно обвинять заказчиков в желании использовать имидж власти в своих целях, в этом якобы не только коммерческие соображения, но и определенный патриотизм. Чаще всего такие обозначения не доводятся до стадии регистрации в качестве товарного знака. Но существует и другой вариант: символика власти может использоваться внутри обозначения (например, герб Москвы на этикетке продукции), но только с разрешения соответствующего органа. При этом важно, чтобы символ власти не занимал доминирующего положения на этикетке.

В Москве еще в начале 2001 г. появилось распоряжение Юрия Лужкова "О порядке использования московской городской символики". Тогда же была создана межведомственная комиссия правительства Москвы по выдаче разрешений на право использования столичного герба и изображения Святого Георгия. Как говорят в Роспатенте, за время работы этого распоряжения мэра было зарегистрировано совсем немного товарных знаков с московской символикой.

Собственно, не только в Москве задумались о коммерческом использовании в качестве товарных знаков символов города. Сложилась определенная практика: городские символы чаще всего в качестве товарных знаков регистрируются на имя администрации города или области. Но в этом случае возникает некое противоречие с действующим ныне законом "О товарных знаках", где говорится: товарный знак предназначен для коммерческого использования. Получается, что органы госвласти изначально вводят в заблуждение относительно владения знака: ведь администрация города не может выпускать товары или оказывать услуги. Не исключено, что подобные регистрации могут быть и оспорены. В свое время по этому пути попробовал пойти Минсельхоз с регистрацией на свое имя товарных знаков советских водок "Столичная", "Московская" и пр. Сегодня права на водки на территории России принадлежат специально созданному при Минсельхозе ФКП "Союзплодоимпорт".

Городская администрация Санкт-Петербурга специально для управления товарными знаками - символами города (кораблик на шпиле Адмиралтейства, Медный всадник и ангел на шпиле Петропавловского собора) создала ГУП "Дирекция юбилейных торжеств". Уже начале этой осени два из трех товарных знаков были зарегистрированы Роспатентом. Естественно, действие этих товарных знаков распространяется на все классы товаров и услуг. В ближайшее время уже несколько питерских компаний получат лицензии на право использовать изображения Медного всадника и адмиралтейского кораблика на своей продукции. Складывается и другая практика: многим компаниям просто выдаются письма-согласия, дающие право использовать давно зарегистрированные ими товарные знаки, содержащие в той или иной форме изображения исторических символов Петербурга (с выплатой при этом только госпошлины в размере 330 руб.).

Похоже, что к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга городские власти действительно набьют руку на урегулировании прав на исторические символы Северной столицы. Так, предусмотрено, что за право использовать юбилейную городскую символику в казну необходимо внести первоначальный разовый взнос в размере $1000. Кроме того, должна производиться оплата каждой единицы продукции, товара и услуг, промаркированных юбилейной символикой. Например, с бутылки безалкогольных напитков - 0,7%, с книг - от 0,02% до 0,1% - в зависимости от тиража. За вывески надо будет платить от $10 до $1000 в зависимости от размера, местоположения и "социальной значимости".

Что касается товарных знаков с изображением Кремля, то, по данным Роспатента, таких регистраций - великое множество. Причем есть изображения не только московского кремля, но и новгородского, нижегородского, казанского и др. Товарных знаков с упоминанием слова "кремль" - единицы. Будут ли в ближайшее время зарегистрированы товарные знаки музея-заповедника "Московский Кремль" и Управления охраны Московского Кремля? Скорее всего, да. И музей, и управление запрашивают регистрацию для всех 45 классов товаров и услуг. Но как сложится судьба других, зарегистрированных раньше товарных знаков с изображением именно Московского Кремля, - пока неясно. Может быть, речь пойдет о заключении лицензионных договоров. Кто-то из производителей может просто изменить дизайн этикетки, убирая четкое изображение. Не исключено, что какие-то знаки могут быть аннулированы. Но для такого решения надо будет доказать, что изображен именно Московский Кремль. С другой стороны, если заявителям из Кремля удастся выстроить отношения с производителями, то покупатели явно не проиграют. Как приятно думать, придя в магазин: "Ага, вот этот кефирчик "Кремлевский" я возьму, его-то уж точно и в ФСБ, и в Минздраве как следует проверили..."

Справка

По данным Роспатента, сегодня зарегистрированы следующие товарные знаки с упоминанием слова "кремль": "Кремлевские купола" (ОСТ-АЛКО, Московская обл.), сигареты ITG Special Blend "Кремлевские" ("Бенамэкс", Москва), "Кремлевская водка" ("Кремлевская водка", Москва), конфеты "Кремлевские" (кондитерская фабрика "Рот Фронт").


ТАТЬЯНА САМОЙЛОВА, № 34 (71), № 34 (71), 7 - 13 октября 2002г, Журнал "Русский Фокус"
07/10/2002
Материалы по теме:
Конференция
Список вопросов
Биография Корчагина А.Д.
О Роспатенте
Роспатент
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Конституционный суд РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Рамблер
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Гарант-Интернет, Компания "Гарант"
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации