"НЕПРОДАВАЕМЫ ТВОРЕНЬЯ, НО МОЖНО СИМВОЛЫ ПРОДАТЬ"
В продолжение темы рубрики "Мнения и комментарии" "ДП" N161(1270) "Ангела продают, но неизвестно за сколько" хочу высказать свое мнение.
К не так давно отпразднованному юбилею Пушкина одно из петербургских издательств выпустило в свет однотомник поэта под названием "Полное собрание художественных произведений". На обороте титульного листа, там, где указывается "копирайт", рядом со знаком охраны авторского права издательство поместило свое название и год издания - 1999. Тем самым издатель ничтоже сумняшеся проинформировал, что он обладает исключительными авторскими правами на все произведения Пушкина, представленные в книге! Нечто подобное происходит с творениями Фальконе и Захарова.
Зарегистрировав в качестве товарного знака изображения кораблика на шпиле Адмиралтейства и памятника Петру I (Медного всадника), СПбГУП "Дирекция юбилейных торжеств" оповещает деловую общественность о том, что ему принадлежат исключительные права на любое коммерческое использование любых (!) изображений лих исторических городских символов и что права на использование могут быть переданы другим юридическим лицам после прохождения "обязательной регистрации" в дирекции и соответствующей оплаты. Правда, положение о расценках, как нам сообщили, еще не разработано.
Но так же, как и произведения великого поэта, Медный всадник и кораблик на здании Адмиралтейства давно являются согласно Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах" общественным достоянием (после истечения срока действия авторского права на них как на произведения изобразительного и архитектурного искусства). И лишь то их графическое изображение, которое получило регистрацию "Роспатента", - и никакое другое - не может быть использовано без разрешения владельца этих торговых марок, т.е. Дирекции юбилейных торжеств. Поэтому нельзя согласиться и с утверждением директора ЗАО "Усков и партнеры" Вадима Ускова о том, что "... введение товарных знаков - это всего лишь исправление брака в законодательной работе". Запрещение коммерческого использования изображений этих символов города не только неправомочно - безнравственна сама идея этой акции, выраженная теми, кто делает бизнес на 300-летии города, броским слоганом "памятники Петербурга будут работать. На себя". Эти и другие памятники Петербурга уже не одно столетие "работают" - на культуру городской среды, жителей Петербурга, на имидж самого города. А на них, на памятники, пусть работают (т.е. охраняют, реставрируют и пр.) те, кто обязан: КГИОП и другие ведомства и предприятия городской администрации.
Между прочим, насколько известно, даже парижские власти, при свойственной французам меркантильности, не решились зарегистрировать всемирно известный символ столицы - Эйфелеву башню - в качестве торговой марки и запретить использование любых ее изображений в коммерческих целях.
Кстати, и с одним из официальных символов города тоже не все в порядке, если говорить о его использовании. Утвердив Уставом Петербурга "Гимн великому городу" (музыкальный фрагмент из балета "Медный всадник" Рейнгольда Глиэра) в качестве официального гимна, наши законодатели не озаботились приобретением прав на произведение у наследников композитора (по крайней мере, информации об этом не было). А ведь авторское право на это произведение действует до 2006 года! Более того: объявив без согласия наследников конкурс на написание текста к "Гимну великому городу", наши законодатели не подумали, что здесь они тоже нарушают авторское право на произведение, которое, к тому же, создавалось как инструментальное и не предназначалось для исполнения со словами.
А вообще, если следовать логике юридических советников губернатора, получается, что "Гимн великому городу", звучащий на платном балетном спектакле "Медный всадник" без разрешения администрации, будет нарушением законодательства?
Как пишет г-н Усков, ставшее "итогом длительной работы" распоряжение губернатора об охране упомянутых выше исторических символов (включая и ангела на Петропавловке, но, насколько известно, он еще не зарегистрирован "Роспатентом" в качестве торговой марки) создало так называемый "механизм защиты". Чего и от кого?
В общем, три века Северной Пальмиры и ее символы - это, по выражению одного из петербургских СМИ, товар для пополнения городского бюджета. Другими словами, "непродаваемы творенья, но можно символы продать". Кстати замечу, что приведенное в предыдущем предложении словосочетание "Три века Северной Пальмиры" является зарегистрированной торговой маркой Информационно-издательского агентства "ЛИК".
Фото:
Владимир Левтов, генеральный директор Информационно-издательского агентства "ЛИК": "Даже парижские власти, при свойственной французам меркантильности, не решились зарегистрировать Эйфелеву башню в качестве торговой марки".
ВЛАДИМИР ЛЕВТОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ИНФОРМАЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКОГО АГЕНТСТВА "ЛИК", 178, стр. 15, Деловой Петербург
09/10/2002
|