Незнайка в суде
Веселый персонаж в голубой шляпе готов защищаться от пиратов, решивших «срубить» на нем большие денежки
- А началось все с мультика, - рассказывает внук знаменитого писателя Николая Носова Игорь, тоже сочиняющий книжки для детей. - Вроде бы серьезные люди предложили нам заключить договор на создание сценария к анимационному фильму «Незнайка на Луне» по дедушкиному одноименному произведению. Мы согласились и подписали с Фабрикой анимационных фильмов (ФАФ) договор на 5 лет на сценарий и сам мультфильм (на данный момент срок договора истек 1,5 года назад). Никаких других прав - ни на товарный знак, ни на распространение этого мультика, ни на производство каких-либо других товаров с изображением Незнайки - нами передано не было. Мультик родился. А вскоре на писательское семейство со всех сторон посыпалась информация о том, что где-то кто-то без их ведома запустил производство раскрасок, хлопьев, шоколада, настольных игр с картинками из этого мультика... А некий китаец даже наладил конвейер по выпуску мягких игрушек. Всего набралось около 50 наименований контрафактной продукции. Ларчик просто открывался. Оказалось, за спиной единственных правообладателей Незнайки «хлопочет» их бывший серьезный партнер. Фабрике мультфильмов удалось убедить десятки товаропроизводителей, что она перекупила у Носовых все права на Незнайку. Грабеж среди бела дня. Как такое могло произойти? К сожалению, просто. Ребятам с российской мультяшной студии очень захотелось по примеру студии Disney размещать полюбившихся детворе героев мультфильмов на разнообразной продукции и получать за это хорошие деньги. Однако Носовы участвовать в затее отказались. И фафовцы представили дело так, будто мультипликационный Незнайка - не носовский герой, а их собственный. И зарегистрировали товарный знак «Незнайка на Луне» без согласия Носовых. Хотя в Законе «Об авторском праве» черным по белому написано: «Любая переделка, в том числе и сценарий для анимационного фильма, является производным произведением и не может эксплуатироваться без согласия авторов или правообладателя на оригинальное произведение или если это наносит ущерб оригинальному произведению». «Роспатент» регистрацию «сфабрикованного» товарного знака фабрикой мультфильмов признал недействительной. ФАФ подала жалобу в Высшую апелляционную палату. Но проиграла. - Если бы речь не шла о грубом нарушении наших авторских прав на уровне патентного права, - комментирует свою позицию Игорь Носов, - можно было бы на многое закрыть глаза... Но когда люди беззастенчиво пытаются доказать, что Николай Носов ничего не создал, что и раньше существовала книжка про лесных человечков и эльфов и там жили Знайка и Незнайка, а значит, у них развязаны руки, мы считаем необходимым в судебном порядке остановить это безобразие. Сейчас одного правообладателя не стало - папа недавно умер (ушел из жизни тот самый, настоящий Незнайка, с которого автор списывал характер своего персонажа. - М. А.). Но суды состоятся. В общем, мечта Николая Носова о дружном мире взрослых людей, так похожих на детей своей искренностью, остается пока мечтой. А бедному Незнайке придется свалиться с Луны на грешную землю и бегать по московским судам. ДРУГОЕ МНЕНИЕ Генеральный менеджер компании «Таро Интертеймент» (представитель ФАФ) Стэн ПОЛЯКОВ: - Мы приобрели авторское право на переработку литературного произведения в сценарий. Поэтому анимационный фильм, сделанный на основе этого сценария, является уже отдельным объектом авторских прав производителей. И все, что делается на основе созданного нами мультфильма, - уже наша законная собственность. А у наследников есть только узкое право на литературное произведение. «Роспатент» поддержал семью Носовых. Но по-другому быть и не могло, поскольку до сих пор не было аналогичного прецедента. Надеемся на суд... P.S. Существует ли «срок давности» у авторского права? Раньше он составлял 25 лет после смерти автора на конкретное произведение. Сейчас - уже 50 лет плюс еще 5 лет, если автор работал или воевал в ВОВ. Николай Носов, награжденный боевым орденом Красной Звезды, умер в 1976 году. Поэтому его наследники могут еще 24 года присматривать за Незнайкой. ПИСЬМО В НОМЕР Осторожно: лжеантикиллер! - «Антикиллер» есть? - Нет, берите «Антикиллер-2». Две кассеты за сто рублей. Довольный покупатель спешит к телевизору. Дело попахивает мистикой. Фильма «Антикиллер-2» не существует в природе. Продюсеры только еще ведут со мной переговоры. Что же впаривают торговцы видеокассетами доверчивым москвичам? Передо мной коробка с фотографиями известных артистов. Название: «За кулисами. Русский антикиллер-2». Данные о производителях отсутствуют. Указан номер прокатного удостоверения - 09245828. Он внушает такое же доверие, как герб города Киева на милицейской фуражке Остапа Бендера. Единственная зацепка -имя режиссера: Игорь Талпа. Звоню Игорю Афанасьевичу. Тот удивлен: «Я действительно сделал двенадцатисерийный телевизионник «За кулисами», но он еще не вышел на телеэкран, а тем более на видеокассетах. Да и как уместишь на кассетах фильм такого объема, разве изрезав его в три раза? И, конечно, чужое название мы не использовали, наш фильм не имеет никакого отношения к известным романам». Итак, неизвестные мошенники изуродовали один фильм, прикрыли его раскрученным названием другого и обманывают народ почем зря. Как это называется? Незаконное использование объектов авторского права - вот как. И поскольку в одиночку производство, оформление и сбыт контрафактной продукции никому не осилить, значит, это «деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой». Точь-в-точь статья 146 часть вторая УК Российской Федерации. До пяти лет лишения свободы. Продаются предметы преступления не в темных переулках и не на конспиративных квартирах, а совершенно открыто в магазинах и ларьках. Раскрутить цепочку: сбытчик - поставщик - производитель - организатор - дело рутинной милицейской техники. Антикиллер майор Коренев по прозвищу Лис сделал бы это за три-четыре дня. Но сейчас дело за антипиратами. А настоящая заметка в соответствии со ст. 140, 144 УПК РФ является поводом для возбуждения уголовного дела. Данил КОРЕЦКИЙ, писатель. РАЗБОРКИ Елена Довлатова: Не хочу быть «обиженной вдовой» Живущая в Нью-Йорке вдова Сергея Довлатова подала в суд на московское издательство «Захаров», которое без ее разрешения опубликовало переписку ее мужа с писателем-эмигрантом Игорем Ефимовым. «Я меньше всего хочу выглядеть «обиженной вдовой», - заявила Довлатова корреспонденту «Комсомолки». Она затеяла этот суд, чтобы, учитывая известность в России ее мужа и его книг, привлечь внимание к бесправному положению писателей: «Может, наконец-то издатели поймут, что они не имеют права не только грабить, но и не уважать автора и его правонаследников». Больше всего ее возмущает логика ответчиков: они, дескать, сознательно пошли на нарушение закона, но лишь из-за любви к русской литературе, полагая, что «лучшее произведение» Довлатова должно быть издано на его родине. Есть претензии у Елены Довлатовой и к тому, как издана переписка ее мужа с Ефимовым: купюры в тексте сделаны исключительно в интересах самого Ефимова, часть имен произвольно заменена на инициалы – ясно, что опять-таки в интересах составителя, но это лишь запутывает читателя. За двенадцать лет, что прошли после смерти Сергея Довлатова, его книги широко печатались в России разными издательствами, но лишь одно из них, по словам Елены, честно выполнило свои обязательства в отношении наследников писателя. КСТАТИ По международной конвенции об авторских правах, которая официально признается и Россией, частные письма писателя, хотя и принадлежат адресату, не могут быть растиражированы им лишь по своему усмотрению. Хозяину письма оно принадлежит как материальный объект, он вправе продать его или подарить, частично процитировать, но опубликовать полностью может лишь с разрешения автора или его правонаследников. Евгений УМЕРЕНКОВ. (Наш соб. корр.). Нью-Йорк.
22 октября 2002 г.
Марина АНИКЕЕВА.
Комсомольская Правда (online)
22/10/2002
|