Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

Интернет-конференция
Генерального директора Российского агентства по патентам и товарным знакам (Роспатент)
Александра Дмитриевича Корчагина
"Совершенствование законодательства в сфере интеллектуальной собственности"

Обзор публикаций СМИ


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ПРОЦЕССЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

Д. БОГОПОЛЬСКИЙ, ведущий специалист Департамента нормативно-методического обеспечения Министерства имущественных отношений РФ (Москва)

Как известно, с 26 апреля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) в новой редакции. Что же нового появилось в тексте Закона? С учетом специфики настоящей статьи рассмотрим те изменения, которые затрагивают вопросы интеллектуальной собственности (ИС).

Законодатель понял, что ИС может быть намного дороже машин, зданий, станков и других материальных объектов. Сегодня многие высшие должностные лица говорят, что если бы в процессе приватизации учитывалась ИС предприятий, то ее результаты были бы совершенно иными. И не надо думать, что такая забота государства в отношении ИС связана лишь с тем, чтобы получить больше денег от приватизационного процесса. Одна из целей - это закрепление объектов ИС либо за государством, либо за юридическим лицом.

Если же ИС становится ничьей, то мы ее просто теряем. Есть немало примеров, когда на многие узлы отечественных самолетов, вертолетов, технологические линии и многое другое получены исключительные права зарубежными компаниями, и теперь за пользование такими правами россиянам придется платить иностранцам. Вот один из многих примеров.

В нашей стране широко известен Ленинградский фарфоровый завод, продукция которого имеет мировое имя. В процессе приватизации не была учтена передача ни фирменного наименования, ни товарных знаков завода. И получилось, что название этого завода, его товарный знак (штамп на каждом предмете, идентифицирующий изготовителя) стали интеллектуальной собственностью некой фирмы, которая к данному заводу и к его продукции не имеет никакого отношения.

Именно поэтому в действующей редакции Закона о приватизации законодатель предусмотрел возможность приватизации объектов ИС с тем, чтобы такие объекты поступили в собственность нового владельца на законных основаниях, чтобы были соблюдены права авторов, а в государственную казну стали поступать денежные средства от такой передачи прав. Эти поступления, в свою очередь, позволят государству осуществлять эффективную политику в области ИС.

Однако, включив объекты ИС в состав приватизируемого имущества, правоприменитель (в данном случае Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти) может столкнуться с проблемами, которые возникнут из-за противоречий между различными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области права ИС.

С одной стороны, в процессе приватизации государство наметило проведение учета всей собственности юридического лица с целью ее правомерной передачи, с другой - существующее законодательство может ему это не позволить. С какими же проблемами здесь возможно придется столкнуться?

Исключительность таких видов прав, как права ИС, подразумевает запрет на использование данных объектов кем-либо без разрешения правообладателя (кроме отдельно оговоренных случаев). К сожалению, Закон о приватизации обошел одно весьма важное обстоятельство - момент прекращения существования юридического лица (унитарного предприятия или учреждения). Почему это важно, постараемся показать дальше.

Рассмотрим две ситуации: 1) юридическое лицо прекращает свое существование после приватизации всего имущества, принадлежащего ему на правах хозяйственного ведения или оперативного управления; 2) юридическое лицо прекращает свое существование на одном из этапов приватизации, но до момента передачи/реализации имущества.

Ситуация первая. Специализированное законодательство, регулирующее вопросы, связанные с ИС, предоставляет возможность юридическим лицам (в том числе унитарным предприятиям или учреждениям) становиться правообладателями исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (далее - РИД) и оформлять на свое имя соответствующие охранные документы (патенты, свидетельства).

В этом случае, если унитарное предприятие оформило на себя какой-либо патент, исключительное право на такой объект ИС принадлежит унитарному предприятию, а не государству. С другой стороны, у унитарного предприятия не может быть права собственности на что бы то ни было (п. 2 ст. 113 ГК РФ). Получается, что все исключительные права, которые сегодня оформили на себя унитарные предприятия, должны быть переоформлены на государство, которое может предоставлять возможность пользоваться такими правами соответствующим унитарным предприятиям. Вместе с этим государство может быть правообладателем исключительного права только на топологию интегральных микросхем (ст. 7 Закона РФ "О правовой охране топологий интегральных микросхем"), в отношении же остальных объектов ИС правоспособность для государства пока отсутствует. По этой причине сегодня включение объектов ИС (исключительных прав) в состав имущественного комплекса, подлежащего приватизации, государство может осуществить либо по решению суда, либо с разрешения правообладателя. Самостоятельно оно не вправе изымать чью-либо собственность и распоряжаться ею.

Ситуация вторая. Если унитарное предприятие (учреждение) прекращает свое существование до окончательной передачи (приватизации) имущества (включая исключительные права), то ситуация с исключительными правами еще более усложняется. Дело в том, что исключительное право - это право конкретного лица (ряда лиц) на запрет всем остальным использовать в том или ином виде определенные РИД. Если же такого лица нет, то пропадает и сама исключительность прав. Это обстоятельство необходимо учитывать правоприменителям при приватизации.

А что получается на деле? Юридическое лицо прекратило свое существование.Государство должно провести инвентаризацию на таком предприятии и все обнаруженное имущество закрепить за каким-либо органом. Но даже если этого сделано не будет, имущество никуда не денется, поскольку его универсальным правообладателем в таком случае является государство. Но вот с исключительными правами тут может возникнуть большой вопрос.

Дело в том, что многие исключительные права возникают после выполнения определенных формальностей (регистрация), и свидетельством правообладания такими исключительными правами служит документ (патент, свидетельство), выданный государственным патентным ведомством - Роспатентом. Так вот: если новый правообладатель не зарегистрировал в Роспатенте передачу прав, а старый правообладатель прекратил свое существование, то первый еще не будет, а второй уже не может считаться правообладателем на исключительные права, а значит, исключительность таких прав пропадает.

В этой ситуации, чтобы государство могло реализовать такие исключительные права, оно должно сначала оформить их на себя, а уже потом осуществлять передачу. Кстати, положения п. 4 ст. 11 Закона о приватизации могут быть реализованы лишь в том случае, если исключительные права будут переоформлены на государство. Только тогда Российская Федерация сможет заключать лицензионные договоры.

В ст. 13 Закона о приватизации содержится положение о способах осуществления приватизации. Согласно ему единственный способ приватизации, воспользовавшись которым можно избежать указанных выше проблем, связанных с исключительными правами, - это преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество. Такой способ приватизации, возможно, будет самым распространенным, и с его помощью государство сможет реализовать процесс приватизации в полном объеме, учесть все исключительные права, которыми обладало унитарное предприятие, и, тем самым, избежать их утери.


Д. БОГОПОЛЬСКИЙ, 10, стр. 8-10, ИС. Промышленная собственность
28/10/2002
Материалы по теме:
Конференция
Список вопросов
Биография Корчагина А.Д.
О Роспатенте
Роспатент
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Конституционный суд РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Рамблер
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Гарант-Интернет, Компания "Гарант"
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации