Марки в законе
Законодательство о товарных знаках обновляется
Вчера Госдума приняла в третьем чтении новую редакцию закона "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". Патентоведы говорят, что теперь станут невозможны многие распространенные способы недобросовестного использования товарных знаков.
Сейчас в России действует закон "О товарных знаках" в редакции 1992 г. , который, как говорят специалисты, является наследием еще советской системы авторского права. Разработчики, среди которых "Роспатент", МАП и патентоведы, указывают, что на появление новой редакции повлияло предстоящее вступление России в ВТО и несоответствие существующей редакции действующей патентной практике.
Важную роль в изменении закона сыграла Коалиция по борьбе за интеллектуальную собственность, объединяющая наиболее крупные международные компании (Coca-Cola, UDV, ICN и др. ). По словам ее руководителя Питера Некарсалмера, новый закон на 90% соответствует правилам, принятым в странах ВТО. Закон теперь четко определяет понятие контрафактной продукции (ранее оно существовало только в уголовном праве) , усиливает защиту общеизвестных товарных знаков, в том числе и в отношении товаров, неоднородных с теми, для которых он зарегистрирован (так, компании "Балтика" после вступления в действие новой редакции закона о товарных знаках было бы проще оспорить в суде выпуск одноименных сигарет и водки). Но самое главное: закон будет обязывать уничтожать изъятую контрафактную продукцию. В нынешней редакции закона предусмотрено лишь удаление спорного товарного знака с упаковки. Плюс ко всему правообладатель вправе потребовать выплаты компенсации в размере от 1000 до 50 000 МРОТ.
Новый закон предусматривает возможность аннулирования регистрации товарного знака, если правообладатель не использует его в течение трех лет с момента регистрации - сейчас этот срок составляет пять лет. Существенно проще будет бороться с так называемым брэнд-пиратством, когда компания регистрирует на себя товарный знак продукции, уже присутствующей на рынке. Подобную регистрацию можно будет аннулировать, если МАП или суд признает ее актом недобросовестной конкуренции.
Появление новой редакции закона не вызвало опасений у компаний, которые часто конфликтуют с "Роспатентом". "В новом законе серьезно увеличен фактор административного ресурса. Но мы в отличие от "Роспатента" просчитываем на десять шагов вперед", - говорит Виктор Чернышов, гендиректор компании "Моспатент", запатентовавшей такие товарные знаки, как Forbes, Kirin, Interbrand и др. Знак Interbrand, принадлежащий международной маркетинговой сети Omnicom, "Моспатент", к примеру, год назад продал одному из российских агентств, к Omnicom отношения не имеющему.
"В первую очередь пострадают имитаторы - компании, производящие продукцию под товарными знаками, схожими с известными марками", - комментирует новую редакцию закона директор юридической фирмы "Усков и партнеры" Вадим Усков. В качестве примера подобной практики патентоведы приводят действия компании "Меньшевик", выпускающей жевательную резинку Life is. .. Life, которая, как утверждают представители турецкой "Данди Сакыз", схожа с выпускаемой их компанией жвачкой Love is. ..
Законопроект направлен в Совет Федерации. В случае быстрого одобрения верхней палатой и президентом закон, по мнению разработчиков, может вступить в силу еще в 2002 г.
Максим Трапезников Сергей Рыбак, Ведомости 14 ноября 2002, Ведомости (online)
14/11/2002
|