"НАДБАВКА ЗА МАРКИРОВАННЫЙ ТОВАР СОСТАВЛЯЕТ ОКОЛО 20 - 30% ЕГО СТОИМОСТИ"
На прошлой неделе Госдума приняла в третьем чтении поправки к закону "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". О внесенных в закон изменениях, а также о значении и стоимости брендов в РФ обозревателю Газеты Ольге Кучеровой рассказал патентный поверенный в РФ Валерий Медведев, управляющий партнер юридической фирмы "Городисский и партнеры".
Какая разница между понятиями "бренд", "товарный знак", "торговая марка"?
Нормативно установлена следующая терминология средств индивидуализации товаров, услуг и их производителей: товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, фирменное наименование. Это определено еще Парижской конвенцией по охране промышленной собственности от 1883 года и содержится в российском законодательстве. Все остальные термины скорее бытовые, хотя сейчас уже и юристы употребляют слова "бренд", "торговая марка". "Торговая марка" - калька с английского trade mark, обычно обозначающегося значком ТМ рядом с названием марки. Кстати, аналогичные термины есть и в других европейских языках. А вот термин brand - типичный американизм. Я бы поставил бы знак равенства между названиями "торговый знак" и "бренд". Понятие "торговая марка" - более широкое, оно включает помимо торгового знака еще и так называемый trade dressing. Он определяет элементы фирменного стиля: цвет, форма упаковки, логотип, определенное написание названия. Регистрировать можно и само название, и логотип, и цвета, и даже форму бутылки, как, например, было с Coca-Cola.
Чем отличаются значки R и ТМ рядом с названием продукта?
R - это английское registed, означающее, что данный товарный знак (бренд) имеет официальную регистрацию на территории страны и подделка его карается по закону. ТМ - trade mark - подразумевает, что владелец торговой марки обозначил свое намерение зарегистрировать марку. Принятый проект закона прямо предоставляет право владельцу товарного знака применять предупредительную маркировку в виде латинской буквы R или этой буквы в окружности либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак".
То есть торговый знак с буквами ТМ теоретически можно подделывать?
Я бы не советовал. Знак еще не зарегистрирован, но уже может быть подана заявка. Теоретически в регистрации может быть отказано, но использовать такой знак рискованно. Действующим законом предусмотрена недопустимость предупредительной маркировки по отношению к незарегистрированному в РФ товарному знаку (пункт 4 статьи 46).
В каких случаях может быть отказано в регистрации товарного знака?
Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой государственные гербы, флаги и другие государственные эмблемы. Также в регистрации может быть отказано, если товарный знак является ложным или способным ввести в заблуждение потребителя или если он противоречит принципам гуманности и морали. Общим требованием к товарному знаку является наличие у него различительной способности. Если обозначение им не обладает, оно не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Бывает так, что зарегистрированный товарный знак до даты его приоритета обладал различительной способностью, а затем со временем утратил ее и стал восприниматься как наименование вида товара. Например, мы стали называть памперсами все подгузники, джипами - все внедорожники, ксероксами - все копировальные машины. Слова "термос" и "эскалатор" уже прочно вошли в лексикон как родовое понятие, хотя изначально это были названия торговых марок. Если производитель не борется за марку при подобных тенденциях и не объясняет различия (скажем, что нельзя называть "Ниву" джипом, поскольку марка Jeep зарегистрирована корпорацией Chrysler), то он может потерять права на марку. Если "Роспатент" решит, что правомерно зарегистрированный знак утратил различительную способность, то его действие может быть досрочно прекращено.
Бывает, что компания меняет фирменный стиль. Ей приходится проходить регистрацию заново?
Да, конечно. Если меняются корпоративные цвета, скажем, фон логотипа или написание названия, повторная регистрация обязательна. Как правило, регистрируются все варианты логотипа и цветового оформления. Хотя в наших законах вопросы trade dressing вообще не рассматриваются, а в русском языке даже нет соответствующего термина.
Поэтому так много имитаций фирменного стиля и названий известных марок?
Граница между имитацией и подделкой товарных знаков очень размыта и рассматривается в каждом отдельном случае. Нормативно установлены лишь принципиальные методологические подходы по определению сходства обозначений до степени их смешения, основанные на учете графики, фонетики и семантики. На деле все это достаточно субъективно и определяется экспертным путем. Например, изменив всего одну букву в названии (которая не читается) или стиль написания, можно претендовать на наличие различительной способности. В практике экспертизы "Роспатента" существует преимущество семантическое над изобразительным и фонетическим. Профессиональные художники, дизайнеры, как правило, отдают предпочтение изобразительному аспекту. А имитация фирменного стиля вообще не подпадает ни под какие запреты.
А как же этическая сторона вопроса?
С точки зрения этики, да и бизнеса тоже, это, конечно, плохо, поскольку подделки и такого рода тоже наносят ущерб владельцу раскрученной марки, и как юрист я с этим борюсь. Но как простой обыватель я вполне понимаю людей, которым недоступны по цене фирменные вещи, но которые хотят выглядеть стильно, поэтому покупают на рынке заведомые подделки или имитации, но с лейблом.
Неужели подделки фирменных марок настолько экономически оправданны?
Надбавка за маркированный товар составляет около 20 - 30% его стоимости. Понятно, что для раскрученных, всемирно известных марок эта цифра может быть и в 10 раз больше. Не секрет, что одежда модных производителей и марок продается в России с немыслимыми наценками - таких цен нет больше нигде в Европе. Однако сейчас обозначилась тенденция к снижению "накрутки" в этом секторе, а все потому, что усиливается конкуренция. То же самое касается электроники: когда в России только появились плазменные экраны, они стоили 10 - 12 тысяч долларов, сейчас, когда подобную продукцию в нашу страну везут многие производители, цена упала в 1, 5 - 2 раза. Но вообще стоимость товарного знака тем выше, чем жестче конкуренция в отрасли.
Сколько покупатель переплачивает за "брендованный" товар, то есть собственно за торговую марку?
В разных отраслях эти цифры очень разные. Могу сказать, что в торговле продуктами питания определяющая стоимость бренда ставка роялти (сколько платит продавец владельцу торговой марки) составляет 3 - 7% от выручки, для одежды эти цифры чуть выше - 4 - 10%. Безусловно, это не цифра наценки за торговую марку, потому что продавец, естественно, "накручивает" больше, чтобы получить прибыль.
Имеют ли право владельцы торговых марок вводить в заблуждение покупателей, давая своим товарам иностранные названия? Например, многие покупатели не знают, что Rico Ponti, OGGI, Designi, Natur Show или Carlo Pazolini - это российские марки.
Я сам долго был уверен, что Carlo Pazolini - это итальянская обувь. С точки зрения действующей нормативно-правовой базы в этой области никаких ограничений нет. Это маркетинговый ход, позволяющий раскрутить торговую марку. С точки зрения этики это где-то на грани. Я считаю, что такие марки имеют право на существование, но производители должны писать на товаре: "Сделано в России". На этот счет "Роспатент" в 2001 году издал методические рекомендации, которые, как мне представляется, являются вполне взвешенными. Эти рекомендации основаны на учете конкретных обстоятельств, в частности, степени известности российским потребителям географического объекта, язык которого использован российским лицом. К сожалению, на практике эксперты "Роспатента" не всегда придерживаются этих рекомендаций и отказывают в регистрации товарного знака лишь по факту представления его в латинице. Кроме того, распоряжением правительства Москвы все вывески в городе (названия фирм, кафе, магазинов) должны обязательно иметь написание кириллицей.
Зачастую разные производители продают товар под одной маркой. Это законно?
Это рискованное дело, хотя оно себя оправдывает. Известно, что если 80% потребителей знают марку, то 20% всех покупателей приобретут продукцию этой марки вне зависимости от того, знают они ее или нет. Скажем, если все знают водочную марку "Довгань" как хорошую, то большинство скорее всего купит и другую продукцию этой марки. Однако, если хотя бы один продукт окажется некачественным, это скажется на всех товарах этой марки. Что, собственно, и произошло с "Довганем" - они погорели на том, что не было должного контроля качества.
13 ноября приняты в окончательном варианте поправки к закону о товарных знаках. Что они меняют?
Одна из важных поправок регламентирует права владельцев товарных знаков и владельцев доменов в Интернете. Раньше это не было прописано в законе, отсюда и многочисленные скандалы вокруг захвата доменов, аналогичных названиям популярных товарных знаков. "Захватчики" либо вымогали крупные суммы у компаний, предлагая выкупить имя домена, либо просто размещали на сайтах нужную им информацию, иногда вводящую в заблуждение или даже порочащую репутацию владельца одноименной марки. При рассмотрении споров по этому вопросу суды неединообразно применяли закон. В ряде случаев они отклоняли иски только по той причине, что доменное имя никакого отношения к товарному знаку не имеет. Теперь законом будет прямо установлено, что несанкционированное использование охраняемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения в качестве доменного имени является нарушением прав владельца товарного знака. Вторым важным моментом является сокращение разрешенного срока неиспользования товарного знака с 5 до 3 лет. Товарный знак должен создаваться и регистрироваться, чтобы использоваться. Раньше в течение 5 лет нельзя было отобрать права на неиспользуемый знак. Еще одним значимым моментом является новое положение, предусматривающее аннулирование регистрации товарного знака в случае, если действия его владельца, связанные с регистрацией, признаны антимонопольным органом или судом актом недобросовестной конкуренции. Эта мера направлена на пресечение случаев так называемых "пиратских" регистраций знаков, используемых изначально другими лицами. Теперь в закон введена глава об общеизвестных знаках. Важность этого нововведения заключается в том, что если общеизвестным знаком будет признан ранее зарегистрированный товарный знак, то права владельца этого знака будут распространяться не только на однородные товары, в отношении которых этот знак зарегистрирован, но и на неоднородные. Эта глава, вероятно, поможет той же пивоваренной компании "Балтика", которая воевала с производителями одноименной водки. Хотя на данный момент всего в России признано общеизвестными немногим более десяти знаков, в частности "Известия", "Уралмаш", "Арарат", Coca-Cola.
Считается, что увлечение брендами, характерное сейчас для России, Европа уже давно прошла и сейчас в магазинах стран ЕС на 90% продаются "небрендованные" товары. Как вы оцениваете перспективы развития брендов в России?
Мне представляется, что средства индивидуализации товаров, услуг и их производителей не являются временным увлечением, поскольку они - один из правовых инструментов в конкурентной борьбе хозяйствующих субъектов, позволяющих продвигать им свои товары и услуги на различных рынках. Если человечество придумает нечто иное взамен этого инструмента либо принципиально иной подход к вопросу об индивидуализации товаров и услуг, то, очевидно, только в этом случае отомрет институт товарных знаков.
Фотограф: Сергей Пономарев/Газета
214, стр. 11, Газета
19/11/2002
|