НЕ ПАТЕНТОМ ЕДИНЫМ, ИЛИ ЧЕЙ НАРЗАН НАСТОЯЩИЙ
В последнее время на страницах прессы развернулось настоящее "минеральное сражение", главными героями которого стали две компании, разливающие нарзан, - черкесская компания "Висма" и Кисловодское ОАО "Нарзан". Первая обвиняет вторую в узурпации товарного знака "Нарзан", а вторая первую - в незаконности использования слова "нарзан". Обе стороны уже записали себе в "актив" несколько десятков судебных процессов, уголовных дел и милицейских спецопераций.
И в пылу сражения уже, кажется, затерялись ответы на два главных вопроса: кто из них прав и чей нарзан настоящий? Ведь в России употребляют продукцию обоих предприятий, и потребителям совсем не лишним будет знать, что они пьют.
Так, заместитель директора Государственного института курортологии Наталья Петрова считает, что изначальная вина за конфликт лежит на Роспатенте, выдавшем право на монопольное владение торговой маркой "Нарзан" одноименному ОАО. Главный гидрогеолог ФГУП "Кавказгидрогеология" Александр Федоров заявил, что и у "Нарзана", и у "Висмы" нарзан настоящий и нормальный. Но вина за конфликт, по его мнению, целиком и полностью лежит на ОАО "Нарзан", которое решило монополизировать знаменитую торговую марку.
Однако, как оказалось, даже при таком единодушии специалистов заниматься этим вопросом не слишком безопасно. Так, по нашей информации, на один из судебных процессов между "Нарзаном" и "Висмой" по приглашению последней стороны должен был прийти специалист по Минводам, но не пришел. Позже выяснилось, что представители "Нарзана" встретили его в нужное время и в нужном месте и сделали предложение, от которого он не смог отказаться. Поэтому опрошенные нами специалисты, кроме двух вышеупомянутых, согласны были отвечать на вопросы только на условиях анонимности.
Из всех мнений, а также предоставленных документов получилась следующая картина.
В 1995 году ОАО "Нарзан", как говорят, не без помощи московской фирмы "Мосимпекс", получило в Федеральном институте промышленной собственности при Роспатенте РФ право на торговую марку "нарзан". Причем торговая марка "нарзан" оказалась зарегистрирована не только юридически, но и, что самое удивительное, географически, как наименование места происхождения товара. Хотя такого географического объекта, как "нарзан", в природе никогда не было и нет.
Собственно слово "нарзан", в переводе на русский - "напиток богатырей", означает только тип минеральных вод с определенными характеристиками. Однако ОАО "Нарзан", заполучив в Роспатенте чудо-документ, закрепивший за ним право на владение торговой маркой "нарзан", решило воспользоваться им по полной программе. Отныне называть свою продукцию нарзаном имела право только фирма ОАО "Нарзан". О том, как ОАО удалось зарегистрировать нарзан как торговую марку за два месяца, можно только догадываться. Практика показывает, что на подобные операции в Роспатенте обычно уходит от двух до трех лет. Так или иначе, но в результате поспешности Роспатента прочие производители нарзана вынуждены были прекратить его розлив. Не смирилась с ситуацией лишь черкесская компания "Висма", продолжавшая разрабатывать знаменитое Кумское месторождение. Естественно, что ОАО "Нарзан" тут же объявило ей войну, которая продолжается до сих пор.
Пытаясь остановить реализацию нарзана, разливаемого компанией "Висма", ОАО возбудило несколько уголовных дел против ее директора. Добивался отзыва лицензии на регистрацию НМПТ "Долина нарзанов" в Роспатенте. На что "Висма" через один суд восстановила правомочность своей марки, через другой - доказала, что решение Роспатента о регистрации НМПТ "нарзан" от 1995 года было незаконным.
Однако оставим юридические коллизии этого дела пока в стороне, ведь потребителям все же гораздо важнее знать, чья вода качественней. По этой теме нам удалось выяснить не менее любопытные подробности. Собственно в Кисловодске расположены две скважины - 5/0 и 5/0-бис. Они довольно древние, поэтому на сегодня имеют ослабленный дебит, то есть ресурсы их выработаны. Кроме того, рядом со скважиной ОАО "Нарзан" 5/0 расположена местная кисловодская достопримечательность - городской туалет. Проблема эта не новая, со слабостью дебита и угрозой загрязнения воды в ней столкнулись еще в советские времена. Тогда для поддержания славы кисловодского курорта протянули трубопровод в Карачаево-Черкесию к Кумскому месторождению. Мы пили, принимали ванны, лечились кумским нарзаном, то есть нарзаном, который сегодня известен как "Долина нарзанов".
Административное разделение между Ставропольем и Карачаево-Черкесией перекрыло для ОАО "Нарзан" "кумскую" разработку. Но из, казалось бы, тупикового положения ОАО "Нарзан" вывернулось и задействовало месторождение на реке Березовой. Однако, возвращаясь к строгости закона, делать этого ОАО не имело права. То есть, не то чтобы не имело, но продукт, который оно выкачивает из этой скважины, нужно называть "Нарзан Березовый", а не реализовывать его как "Нарзан Кисловодский". К тому же ОАО "Нарзан" не должно забывать, что свою торговую марку оно зарегистрировало на скважину, расположенную в городе Кисловодске. Правда, говорят, что иногда кисловодчане все же пользуются классическим источником. Но, как уже говорилось выше, качество воды в нем оставляет желать лучшего.
Вот и разбирайтесь теперь сами, чей нарзан лучше, легендарный "Кисловодский" или нарзан из Карачаево-Черкесии - "Долина нарзанов". Лично я свой выбор уже давно сделал.
Максим ГУСТОВ., 223, стр. 8, Московская правда
05/12/2002
|