Обратному захвату дали «полный вперед»
На днях «Российская Газета» опубликовала текст подписанного Президентом РФ Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров“». Таким образом, этот документ, регламентирующий, в частности, взаимоотношения владельцев доменных имен и товарных знаков, вступил в силу.
Напомним, работа над указанным законопроектом велась весь 2002 год. Перед «летними каникулами» Государственной думы РФ Комитет нижней палаты парламента по экономической политике и предпринимательству утвердил ко второму чтению «компромиссный» текст документа, согласованный между представителями интернет-общественности и Роспатентом.
Тогда ожидалось, что проблема «обратного захвата» (регистрации товарных знаков с целью завладения доменным именем) будет решена принятием следующего варианта статьи 29 Закона («Оспаривание и признание недействительным предоставления правовой охраны товарного знака»):
«1. Регистрация товарного знака может быть оспорена и признана недействительной: …3) полностью или частично в течение пяти лет с даты публикации сведений о регистрации товарного знака в официальном бюллетене, если зарегистрированный товарный знак воспроизводит: …обозначение, длительное время используемое в Российской Федерации иным лицом для однородных товаров, при условии, что такое использование начало осуществляться до даты приоритета товарного знака, регистрация которого оспаривается, а период использования обозначения превышает период использования товарного знака».
(Использование термина «обозначение» в тексте статьи предполагало, что владелец доменного имени — объекта, также подпадающего под это определение, — сможет оспорить регистрацию одноименного домену товарного знака в случае, если принадлежащее ему обозначение начало использоваться до даты регистрации «конкурентного» товарного знака).
Новый текст уже вступившего в силу Закона использование термина «обозначение» не предусматривает вовсе; этот факт вызвал среди представителей интернет-общественности недоумение. В частности, по мнению ответственного секретаря Координационного центра национального домена .ru Станислава Рачинского, этот текст проблему «обратного захвата» не только не решил, но и усугубил положение. «Если ранее регистрации товарного знака можно было противопоставить любое ранее существовавшее обозначение (в том числе – доменное имя), то в принятой в итоге редакции регистрации товарного знака может быть противопоставлен только зарегистрированный международный товарный знак. А возможность “обратного захвата" появилась в результате исключения принципиальных фраз из 28-29 статей», — пояснил он.
По предположению г-на Рачинского, «исчезновение» согласованного варианта 29 статьи произошло благодаря удачной лоббистской работе представителей Роспатента в Госдуме:
С.Р.: Когда Роспатент предложил нам тот [«компромиссный»] вариант законопроекта, мы согласились, решив, что проблема «обратного захвата» решена; в дальнейшем мы этот вопрос не контролировали. А затем оказалось, что кто-то из депутатов между вторым и третьим чтением внес такие поправки [«роспатентовские»] в текст закона, благодаря которым эти [контролирующие решение проблемы] пункты исчезли.
Г-н Рачинский предположил также, что действия сторонников «роспатентовского» варианта направлены на стимулирование роста количества регистраций товарных знаков. Однако, по его мнению, такими изменениями в законе реальной прибыли Роспатент не добьется. «Владельцы доменных имен для обеспечения их безопасности будут регистрировать не товарные знаки, а фирменные наименования – что существенно дешевле», — пояснил он.
@daily
19/12/2002
|