Взрослые игры «Детского мира»
Региональные магазины не хотят платить столичному за использование товарного знака
Недавнее заявление ОАО «Детский мир» о том, что компания зарегистрировала товарный знак «Детский мир», включающий как графическое изображение, так и словесное написание, буквально привело в бешенство руководителей 147 магазинов России, работающих под такой же торговой маркой. Главный конкурент ОАО «Детский мир» -- ЗАО «Розничная сеть ТД «Детский мир» (часть отколовшейся в сентябре этого года команды ОАО) совместно с юридической фирмой «Усков и партнеры», представляющей интересы ЗАО, подали жалобу на регистрацию этого знака в апелляционную палату «Роспатента».
ОАО «Детский мир» объединяет универмаг «Детский мир» на Лубянке, «Дом игрушки» на Большой Якиманке и магазин на проспекте Вернадского. Основной акционер компании -- АФК «Система», а 19% акций владеет столичное правительство. Многие из 147 организаций, работающих под брендом «Детский мир», тоже пытались получить правовую охрану этого словосочетания, однако им было отказано в связи с тем, что оно уже давно стало общеупотребительным. И теперь, после успешной регистрации этого товарного знака ОАО «Детский мир», все остальные магазины автоматически стали правонарушителями и могут подвергаться судебному преследованию за его использование. Вадим Усков, директор юридической фирмы «Усков и партнеры», убежден, что это абсурдная ситуация и ошибка «Роспатента» налицо. «Это словосочетание не может быть зарегистрировано как товарный знак. Оно не является уникальным. Детский мир -- это видовое понятие. Событие это больше чем скандал. Это то же самое, если бы кто-то получил патент на название «булочная», «хозтовары» и т.п.», -- говорит г-н Усков.
В преддверии заседания апелляционной палаты, которое состоится 14 января, «Усков и партнеры» даже заказала во ВЦИОМ специальное исследование. 68% из опрошенных по всей России 1502 человек связывают словосочетание «Детский мир» исключительно с сетью магазинов для детей и магазинами в родном городе и менее чем 18% -- с магазином на Лубянке. Таким образом, слова «детский мир» у двух третей опрошенных не ассоциируются с конкретным владельцем бренда. Более того, компания намерена поднять исторические факты, которые показывают, что универмаг на Лубянке даже не был первым «Детским миром» в стране. Первый магазин с таким названием открылся 8 сентября 1947 года на улице Кирова (теперь Мясницкая) в доме №6 и был филиалом ЦУМа. После него открывались магазины в различных городах. На Лубянке же магазин открылся лишь 5 июня 1957 года. Такое количество одноименных магазинов объясняется очень просто. Приказом Минторга РСФСР от 25 июня 1985 года №176 была введена номенклатура типов магазинов, согласно которой в каждом городе с населением свыше 100 тыс. человек универмаг по продаже товаров детского ассортимента площадью более 2500 кв. м должен был называться «Детский мир». Более того, и в действующем ГОСТе по розничной торговле также содержится такая норма. Поэтому вполне понятно, что у владельцев магазинов с подобным названием нет никакого желания платить столичному «Детскому миру» роялти. «Если мы вынуждены будем платить лицензионные сборы, тогда все детские товары автоматически станут значительно дороже», -- отмечает Елена Кривченко, директор магазина в Санкт-Петербурге.
Если истцы добьются аннулирования регистрации товарного знака, ОАО «Детский мир» будет значительно сложнее развивать свою региональную сеть, к чему сейчас компания как раз очень активно готовится.
Екатерина САШЕНКО, №233, Время Новостей (online)
19/12/2002
|