НЕДЕТСКИЙ СПОР ЗА "ДЕТСКИЙ МИР"
Почти 150 ДЕТСКИХ универмагов по ВСЕЙ России рискуют потерять СВОЕ НАЗВАНИЕ
Борьба за старые советские бренды разгорается с нешуточной силой. В середине августа ОАО "Детский мир", который в первую очередь ассоциируется с одноименным магазином в Москве на Лубянке, получило эксклюзивное монопольное право на использование в названии слов "детский мир". Другой крупный игрок на этом рынке, ЗАО "Розничная сеть ТД "Детский мир", призвал под свои знамена многочисленные "детские миры" по всей России и подал протест в апелляционную палату Роспатента.
Надо сказать, что лубянский "Детский мир" тоже получил свое регистрационное свидетельство на упомянутое словосочетание в апелляционной палате Роспатента. В первой инстанции этого ведомства эксперты-патентоведы ему отказали. И не только ему. Попыток закрепить за собой охраняемый законом товарный знак со словами "детский мир" было несколько. И всем заявителям Роспатент отказывал, регистрируя только графические элементы товарного знака. Более того, как утверждает директор юридической компании "Усков и партнеры", патентный поверенный РФ Вадим Усков, "Детский мир" - это тип магазина, а не конкретный магазин, и по закону не может служить для идентификации, индивидуализации собственности отдельного владельца. "Приватизировать" "Детский мир" все равно что объявить свои права на слова "Булочная", "Хозтовары" и им подобные.
Свою позицию и ЗАО "Розничная сеть ТД "Детский мир", и нанятый ею Вадим Усков подтверждают не только современным законодательством, но и более чем сорокалетней практикой работы магазинов "Детский мир". Первые детские универмаги такого рода появились еще в 50-х годах, а впоследствии тип магазина "Универмаг "Детский мир" был закреплен в Номенклатуре типов магазинов приказом Минторга РСФСР. К детским универмагам с соответствующим названием предъявлялись особые требования по площади (не менее 1, 5 тысячи кв. метров), ассортименту и даже местоположению. "Детский мир" не мог существовать в городе с населением менее 100 тысяч. И потому "Детский мир" стал явлением повсеместным - в России зарегистрировано 149 универмагов с таким названием, типичным, хотя и в меру привилегированным. Детские магазины меньшей площади имели право только на названия вроде "Товары для детей" или "Малыш".
Несмотря на все вышесказанное, ОАО "Детский мир" получило исключительные права на свое название. Оппоненты считают это экспертной ошибкой, вольной или невольной, за которой просматриваются опасные тенденции. На сегодняшний день владелец торгового знака "Детский мир" имеет право потребовать у любого магазина с подобным названием в любом городе страны сменить вывеску или платить лицензионные отчисления за использование знака. По сведениям Вадима Ускова, переговоры о размере лицензионных отчислений начинаются с 10% от оборота. Эти суммы, без сомнения, отразятся на цене детских товаров, которые и сейчас являются довольно большими. Прецеденты такому сценарию уже имеются: он был подробно отработан с брендом водки "Столичная". Конечно, если ОАО "Детский мир" пойдет на притеснение одноименных коллег, то из положения они могут выйти, слегка изменив название. Например, появится "Новый Детский мир" или "Детский мир плюс". Но, как сказала представитель Санкт-Петербургского дома торговли Елена Кривченкова, их "Детскому миру" 70 лет. Какой же он новый? И как можно отказаться от своего имени? А нарушение прав владельцев товарных знаков по новому закону карается штрафом в 1 тысячу МРОТ. Пока это порядка $3 тысяч. После запланированного увеличения МРОТ до 400 рублей сумма штрафа составит уже около $10 тысяч. И не исключена уголовная ответственность. Примеры в истории новейшей экономики России тоже имеются.
Впрочем, выигрыш ЗАО "Розничная сеть ТД "Детский мир" и его региональных коллег тоже может нанести вред "общему делу", считает председатель Ассоциации патентных поверенных России Валерий Герман. И, кстати, бренд "Столичной" водки прошел через это испытание. Было время, когда одна из сторон доказала, что одно предприятие не может владеть этой маркой, в результате она стала бесхозной, и "Столичную" водку в тот момент не разливал только ленивый. Качество продукции и ее репутация неудержимо покатились вниз. То же, считает г-н Герман, может случиться и со сложившимся в сознании потребителей образом "Детского мира". Он видит выход в регистрации коллективного торгового знака, как это сделали предприятия табачной отрасли, выпускавшие сигареты "Прима". Однако табачников насчиталось всего 14, а "Детских миров" - без малого полторы сотни. Переговоры с таким количеством участников сами по себе обещают быть сложными, а кроме того, существует еще закон, в котором такое название вроде бы считается типическим, общеупотребимым и регистрировать его в чью бы то ни было собственность нельзя.
Нет сомнений, что огромная инертная масса региональных детских универмагов еще долго ничего не знала бы о том, что работает под чужим брендом. А если владелец наконец указал бы им на это, то последовали бы длительные беспорядочные разбирательства. Да, у ОАО "Детский мир" пока нет резона сражаться со всей страной - у них еще нет разветвленной региональной сети и какой-нибудь челябинский "Детский мир" лубянскому не конкурент. А вот схватка гигантов ОАО "Детский мир" и ЗАО "Розничная сеть ТД "Детский мир" быстро вынесла этот конфликт на суд общественности. На пресс-конференции в медиацентре "Известий" была изложена версия, что такое быстрое развитие событий связано с проектом "Икса" - "Мега". В этом гигантском торговом центре отводилось место и для секции детских товаров, конечно же, под названием "Детский мир". "Икеа" якобы уже подписала договор с "Розничной сетью ТД "Детский мир", но тут лубянский "Детский мир" заявил о своих правах на название. Что и говорить, стимул в виде проекта "Икеи" трудно переоценить. К тому же "Розничная сеть ТД "Детский мир" была создана совсем недавно, в августе, и ядро ее руководства составила команда бывших менеджеров ОАО "Детский мир", что придает уже личностный оттенок всей истории.
14 января апелляционная палата Роспатента рассмотрит протест на регистрацию исключительных прав на слова "детский мир". Юристы настраиваются на длительную борьбу.
Таисия МАРТЫНОВА, 15, стр. 6, Консерватор
20/12/2002
|