Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

«Электронная Россия: проблемы и перспективы»
Интернет-конференция

Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия»


МАТРИЦА

Больше года назад распоряжением самарского губернатора Константина Титова в администрации области была образована рабочая группа по разработке концепции создания геоинформационной системы Самарской области, которая в последствии получила статус единой территориальной автоматизированной информационной системы органов государственной власти губернии и официальное название - системный территориальный кадастр Самарской области (СТК СО). Около месяца назад концепция была согласована и передана на обсуждение депутатам Самарской губернской Думы, а буквально на прошлой неделе стало известно, что администрация области собирается представить концепцию на тендере по распределению средств целевой федеральной программы "Электронная Россия". В случае победы, разработчики концепции создания СТК СО вправе надеяться на дополнительное финансирование работ из государственной казны. Пока же на начальную стадию реализации данного проекта в областном бюджете на 2002 год запланировано 10 млн. рублей. Экономический же эффект от полномасштабного внедрения базовых элементов информационной системы может окупить затраты на ее построение всего за 2-3 года. Правда, для того, чтобы деньги не были потрачены впустую, инициаторам проекта придется решить десятки проблем, начиная от технических нестыковок между взаимодействующими электронными системами и заканчивая заполнением законодательных пробелов.

Новый подход к управлению

До последнего времени практически все компьютерные базы данных и электронные системы, выстроенные в самых разных российских учреждениях и ведомствах, организовывались по вертикальному или отраслевому принципам. То есть, если мы имеем дело с информационным ресурсом, например, пенсионного фонда, то он содержит только самые подробные сведения о пенсионерах России, с разбивкой по регионам. Экологи собирают информацию по своей отрасли, налоговики - по своей и так далее. В результате все данные воспринимаются как совершенно обособленная информация, что создает очень много сложностей при оценке состояния как страны в целом, так и ее отдельных территорий. А это в свою очередь заметно влияет на качество принятия управленческих решений, естественно, не в лучшую сторону. Для того чтобы эффективно управлять регионом, нужно воспринимать его как единый организм, а не как совокупность отдельных, случайно выдернутых из контекста факторов. Иными словами, необходимо рассматривать факты и процессы, происходящие в регионе, как взаимосвязанную информацию. То есть попытаться спроецировать уже действующие вертикально интегрированные электронные системы в горизонтальную плоскость. Или, проще говоря, таким образом скомпоновать данные узкоспециализированных систем, чтобы на выходе получить комплексное описание территории, предоставив пользователю системы возможность, сидя перед компьютерным монитором, заниматься анализом экономических и социальных процессов, происходящих в регионе, рассчитывать вероятности развития этих процессов, вводя элементы пространственного проектирования. Единый информационный облик региона позволит максимально точно планировать доходную часть бюджета, учитывая при этом самые, казалось бы, незначительные факторы, и, как следствие, наиболее оптимально распределять расходы, выстраивая социально-экономическую политику области. Понятно, что в этом случае власти будут в гораздо большей степени застрахованы от управленческих ошибок, а значит, и от непредвиденных расходов, с ними связанных. К тому же информационная открытость региона благоприятно влияет на уровень привлекаемых инвестиций.

Чтобы проиллюстрировать возможный экономический эффект, достаточно привести простой пример. В Уфе, в рамках города похожая система уже частично действует и помогает городским властям достаточно оперативно решать довольно сложные вопросы, например, выделение строительных площадок под новые производственные мощности. В Самаре бизнесмены вынуждены сначала в течение нескольких месяцев самостоятельно искать удобную площадку, узнавать, насколько хорошо вокруг нее развита инфраструктура, как сформированы недра и так далее. Не меньше времени потом уйдет и на оформление документов. В Уфе достаточно ввести в систему подробный запрос, и она подготовит на выбор сразу несколько оптимальных вариантов, а городские власти после вашего выбора за пять дней оформят все необходимые документы. Причем площадки будут подобраны не только исходя из месторасположения, развитости коммуникаций, но и учитывая экологическую среду, план развития города, демографическую ситуацию. Экономия средств, времени и нервов, как говорится, налицо.

Думается, что когда-нибудь так будут работать и в Самаре. По крайней мере концепция создания региональной геоинформационной системы обязательно предусматривает интегрирование с муниципальными информационными ресурсами. При этом следует заметить, что на самостоятельность муниципальной власти никто не покушается, речь идет лишь о координации интересов и общем взвешенном подходе к принятию решений после тщательного анализа спорных ситуаций.

Кто даст полномочия

При разработке концепции создания системного кадастра Самарской области за основу было принято предложение сотрудников Департамента экономического развития, которые заложили в концепцию принцип "территориальности", предполагающий систематизацию и интеграцию в рамках СТК СО "вертикальных" (отраслевых) и "горизонтальных" (территориальных) информационных потоков. Департамент экономразвития в силу своих задач занимается неким синтезом управленческих решений. Поэтому ему важно оценивать не только отдельные отрасли, но и территорию в целом, а предложенный подход как раз и позволит добиться построения максимально подробной информационной карты губернии.

Впрочем, здесь возникает ряд трудностей. Одна из них - отсутствие нормативно-правовой базы. Непонятно, на каком основании региональные власти смогут требовать от территориальных отделений федеральных структур, подчиняющихся напрямую московскому начальству, или от муниципалитетов, сведения, содержащиеся в их базах данных, да еще и оперативно обновлять эту информацию. С самарскими федералами предварительные соглашения, вроде бы, уже достигнуты, но все они без законодательного подкрепления не более чем намерения о сотрудничестве. То есть нужно принимать целый пакет законодательных актов. Причем региональный уровень здесь вряд ли кого устроит. Законопроекты придется "протаскивать" через Государственную Думу, что достаточно сложный и долгий процесс. Кроме этого, на пути построения системного кадастра губернии возникает и ряд технических проблем, на которых, на наш взгляд, следует остановиться отдельно.

Системная архитектура

На данный момент работа над геоинформационной системой Самарской области находится на стадии подготовки технического задания. После окончания этой работы среди производителей программного обеспечения будет объявлен тендер. Инструментальная база для разработки уже определена. Но остается великое множество вопросов, связанных как со стандартами используемых информационных материалов (например, электронной карты Самарской области), так и с многоуровневой системой связей, запросов и полномочий пользователей.

Ведь целью объединения ряда кадастров в единую систему является не просто их сосуществование в единой среде, а возможность сопоставления информации из нескольких сфер. В настоящий момент как раз и происходит поиск путей организации информации и способов ее сопоставления.

Вариантов построения самой системы рассматривается несколько. По одному из них система будет развернута лишь в рамках локальной сети обладминистрации. На последующих этапах из нее может быть выделена часть информации для открытого доступа, которая может перекочевать в сеть "Интернет". Поступающая же информация в таком случае будет обрабатываться в стенах самой администрации.

Второй вариант - разветвленная электронная система, в которую упорядоченно (в едином формате) поступают данные со всех организаций, являющихся ее информационными донорами. Собранная же информация на программном уровне делится на открытую и "для служебного пользования", разграничивая доступ пользователей как в пределах локальной сети администрации области, так и на глобальном уровне сети "Интернет".

Особое внимание уделяется основе, на которую будут наноситься все информационные "слои" системы. Таковой будет являться электронная карта Самарской области. Это позволит не только упорядочить информацию по географическому принципу, но и улучшить ее наглядное восприятие для большей простоты понимания.

Реальное время пока не тянем

Помимо разработки технического задания и условий сопряжения форматов данных, задача полноценного функционирования областной геоинформационной системы связана еще с двумя техническими моментами.

Первым из них является общее состояние информатизации организаций Самарской области, информация от которых будет являться основой для пополнения и обновления базы данных. Вторая связана с обеспечением обратной связи между системой и этими организациями. Здесь создатели СТК СО видят два пути развития: если техническое обеспечение организаций, информация от которых должна будет поступать в общую систему, окажется слишком слабой для работы в режиме on-line, то еще на этапе подготовки технического задания в программу не будет закладываться работа с ними именно в таком режиме. В таком случае информация будет поступать различными способами и вливаться в единую систему силами самой администрации.

Коммуникационные вопросы, связанные с условиями взаимодействия различных организаций внутри единой системы, будут решаться областной администрацией не самостоятельно, а во взаимодействии с операторами связи, действующими на территории области. То есть эти проблемы предполагается решить самым экономичным способом, пока не замахиваясь на построение VРN-сетей или прокладку собственных оптоволоконных каналов.

Кроме этого, не следует забывать, что со временем региональные СТК придется сопрягать в единую федеральную систему. Пока трудно сказать, в каком году мы можем рассчитывать на построение системного кадастра Российской Федерации. Скорее всего, это случится не в этом десятилетии. Что же касается геоинформационной системы Самарской области, то сроки начала ее работы выглядят более осязаемыми. По крайней мере в областной администрации рассчитывают запустить пилотный проект системы в ближайшие 2-3 года. Но произойдет это только в случае нормального финансирования работ и оперативного урегулирования всех законодательных неурядиц.


Сергей ТАТАРЕНКОВ, Юрий МАМАЕВ, 24, Дело
28.06.2002
Материалы по теме:
Конференция
Минсвязи России
ФЦП «Электронная Россия»
Текст ФЦП
Биография Короткова А.В.
СМИ о ФЦП «Электронная Россия»
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Минсвязи России
Рамблер
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации