О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 201
ЗАКОН КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят Костромской областной Думой
23 мая 2002 года
Настоящий Закон принят в целях реализации государственной политики в области обеспечения благоприятных условий развития системы связи и информатизации на территории Костромской области.
Статья 1.
Настоящий Закон разработан на основании Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона "О связи", Федерального закона "О ветеранах", Устава (Основного закона) Костромской области, Закона Костромской области "О законодательном процессе в Костромской области".
Статья 2.
Утвердить региональную целевую программу "Развитие системы связи и информатизации Костромской области до 2010 года" (далее - Программа), являющуюся неотъемлемой частью настоящего Закона.
Статья 3.
Установить, что показатели Программы уточняются при ежегодном утверждении прогноза социально-экономического развития Костромской области и бюджета Костромской области на очередной финансовый год.
Статья 4.
Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований учитывать мероприятия Программы при формировании бюджетов муниципальных образований.
Статья 5.
Установить, что правоотношения, возникающие в ходе реализации мероприятий Программы между организациями и органами государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований, осуществляются с применением норм гражданского законодательства.
Статья 6.
Установить, что администрация Костромской области совместно с заинтересованными организациями участвует в формировании предложений по финансированию программных мероприятий из федерального бюджета на очередной финансовый год.
Статья 7.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
В.А. ШЕРШУНОВ, губернатор Костромской области. от 3 июня 2002 года N 57-ЗКО
1.ПАСПОРТ
Региональной целевой программы "Развития электронных систем связи и информатизации Костромской области на период до 2010 года".
1. Наименование программы
Региональная целевая программа "Развитие электронных систем связи и информатизации Костромской области на период до 2010 года".
2. Основание для разработки программы
1. Федеральная целевая программа "Электронная Россия на 2002 - 2010 годы".
2. Концепция информатизации Костромской области, принятая постановлением главы администрации области от 19.05.2000 г. N214.
3. Постановление Костромской областной Думы "О состоянии дел в связи и информатизации области и перспективах их развития" от 19.10.2000 г. N 1052.
3. Основные разработчики программы
1. Центр информационных ресурсов и системного анализа администрации Костромской области;
2. ОАО "Электросвязь";
3. ОАО "Костромские городские телефонные сети";
4. Филиал ОАО "Мобильные Телесистемы" г. Костромы;
5. Костромская государственная телерадиокомпания "Кострома":
6. Областная телерадиокомпания "Русь";
7. Костромской телерадиопередающий центр.
4. Цели и задачи программы
Создание в Костромской области развитой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры с целью:
- обеспечить потребность населения, предприятий и организаций в современных средствах связи и доступа к информации;
- вывести на качественно новый уровень административное управление и бизнеспроцессы для обеспечения устойчивого социально-экономического развития области;
- улучшить качество жизни населения области путем использования всех видов современных информационных услуг и возможностей в медицинской, образовательной и культурной сферах и т.д..
5. Сроки и этапы реализации программы
2002-2005 гг. - первый этап. Решение основных вопросов по развитию магистральных средств связи, телефонизации, радиовещания, телевещания: обеспечение широкого доступа в Internet; формирование областных информационных ресурсов.
2006-2010 гг. - второй этап. Переход, в основном, на цифровые системы обмена информацией в социально-экономических и административно-управленческих сферах; массовое использование информационных ресурсов в образовании, медицинской, культурной и социальной сферах.
6. Перечень программ и основных мероприятий
1. Программа развития межрайонных сетей связи.
2. Программа развития информатизации.
3. Программа развития телефонной связи.
4. Программа развития радиовещания.
5. Программа развития телевещания.
7. Координатор программы
Центр информационных ресурсов и системного анализа администрации Костромской области.
8. Исполнители основных мероприятий
1. Центр информационных ресурсов и системного анализа администрации Костромской области;
2. ОАО "Электросвязь";
3. ОАО "Костромские городские телефонные сети";
4. Филиал ОАО "Мобильные Телесистемы" г. Костромы;
5. Костромская государственная телерадиокомпания;
6. Областная телерадиокомпания "Русь";
7. Костромской телерадиопередающий центр.
9. Ориентировочные объемы и источники финансирования
Всего по программе -1069, 51 млн. рублей:
- федеральный бюджет -67, 61 млн. рублей;
- областной бюджет - 97, 57 млн. рублей;
- муниципальный бюджет -28, 80 млн. рублей;
- средства предприятий -875, 53 млн. рублей.
10. Ожидаемые конечные результаты
- формирование и развитие сети электросвязи (телекоммуникаций) Костромской области как составной части автоматизированной сети связи Российской Федерации:
- развитие системы передачи данных путем цифровизации сетей связи и создание информационных серверных узлов регионального и муниципального уровней;
- создание областных информационных ресурсов путем объединения организационного и финансового потенциала органов государственной власти и ведомственных организаций;
- улучшение положения в области предоставления услуг местной связи на базе современных технических достижений в проводной и радиотелефонии;
- обеспечение полного и качественного телерадиовещания федеральных, региональных и местных программ всей территории области, улучшение технического оснащения электронных средств массовой информации, включая Интернет.
В результате будут созданы условия для модернизации экономики области на основе современных технологий: для улучшения качества административного и хозяйственного управления; для повышения безопасности жителей области, чтобы они соответствовали уровню современного развития цивилизации.
11 . Контроль за реализацией программы
Контроль за выполнением программы осуществляет:
- администрация Костромской области;
- Костромская областная Дума.
II. Состояние проблемы
Современное развитие общества характеризуется интенсивным развитием информатизации, ставшей такой же отраслью народного хозяйства, как материальное производство и энергетика. Информатизация сейчас подставляет собой важнейший ресурс социально-экономического, политического и культурного развития, определяющий успех в использовании других видов ресурсов: природных, трудовых и финансовых. В связи с этим экономическое и социальное развитие Костромской области, уровень и качество жизни ее населения напрямую зависит, а в ближайшем будущем будет зависеть еще в большей степени от развития систем телекоммуникации, информационных ресурсов и возможности оперативно и качественно использовать весь арсенал современных информационных услуг. Этим определяется актуальность данной программы.
Учитывая это, руководство области уделяло и уделяет пристальное внимание развитию средств связи и информатизации. Предыдущей администрацией области были приняты два необходимых в этом отношении постановления от 7 марта 1995 года N 135 "О развитии средств телефонной связи Костромской области на 1995-1996 годы и период до 2000 года" и N136 "О развитии радиовещания в Костромской области". Преемственность этой работы обеспечило постановление от 26 мая 1997 года N361, в котором новый глава администрации области определил задачу по развитию средств связи и телерадиовещания как главную для областных и муниципальных органов управления.
За последние четыре года деятельность предприятий связи и электронных СМИ в Костроме и области значительно активизировалась.
Расширилась телефонная сеть, увеличилось количество абонентов телефонной связи, особенно среди населения, в том числе граждан льготных категорий, монтировались цифровые АТС. Построена волоконно-оптическая линия связи в направлении города Нерехты, что позволило значительно расширить каналы связи Костромы с Вологдой, Владимиром и Москвой. Ведется прокладка волоконно-оптической линии вдоль железных дорог, проходящих по Костромской области. Введены в эксплуатацию мобильные и сотовые телесистемы. Реконструирован ряд телевышек, модернизированы и увеличены мощности радиопередающих станций (Галич, Солигалич, Шарья и другие). Параллельно проводилась работа по замене проводного радио на эфирное. Увеличился охват населения телепередачами с федеральными и областными программами.
Направления развития информатизации определены постановлением главы администрации области от 19.05.2000 г. за N 214, которым утверждена "Концепция информатизации Костромской области на основе единого информационного пространства". В рамках реализации этой концепции разработан и осуществляется ряд областных программ (создание реестра физических лиц, компьютеризации общеобразовательных сельских школ и др.), развивается региональная информационная сеть органов власти, ядром которой является компьютерная сеть администрации области, создаются областные информационные ресурсы, применяются информационные технологии для автоматизации процессов управления.
Сегодня можно уверенно говорить о сформировавшейся в Костромской области информационной инфраструктуре, в которую входят средства телекоммуникации, электронные СМИ, традиционные аналоговые и современные цифровые системы информационного обмена.
Вклад отраслей производства информационно - телекоммуникационных услуг составляет порядка 2-3% от регионального валового продукта.
В сфере информатизации, телекоммуникаций и средств связи работает достаточно большое количество организаций различных форм собственности. Магистральные системы связи обеспечивают ОАО "Ростелеком", ЗАО "СеверТрансТелеком". Основными операторами связи в Костромской области и областном центре являются ОАО "Электросвязь" и ОАО "Костромская городская телефонная сеть" (КГТС). Сотовая телефония развивается фирмами "Мобильные Телесистемы" (МТС) и ОАО "Вымпелком" (Билайн). Сеть вещания общероссийских телепрограмм обеспечивает государственное предприятие "Областной радиотелепередающий центр" (ОРТПЦ). Электронные средства массовой информации представлены рядом компаний: КГТРК "Кострома", ОТРК "Русь" и т.д.
В применении современных информационных технологий для целей управления народным хозяйством и обеспечения информацией социально-экономического и культурного характера активную роль играют государственные организации, находящиеся на территории области. Подготовку кадров в сфере информатизации осуществляют три высшие учебные заведения.
Однако состояние дел по информатизации Костромской области не отвечает потребностям времени. Необходимо дальнейшее развитие сетей связи и создание современной региональной информационной системы, полное удовлетворение потребностей населения, учреждений и хозяйствующих субъектов во всех видах информации, поставляемой с помощью электронных средств связи.
III. Цели и задачи программы
Целью программы является развитие и поддержка в Костромской области информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных ресурсов для устойчивого социально-экономического развития региона, улучшения качества административного и хозяйственного управления; повышение безопасности, благосостояния и условий жизни населения области.
Для достижения поставленной цели необходимо в ближайшее время и на перспективу до 2010 года решить ряд основных задач:
- формирование и развитие сети электросвязи (телекоммуникаций) Костромской области как составной части автоматизированной сети связи Российской Федерации;
- развитие системы передачи данных путем цифровизации сетей связи и создание информационных серверных узлов регионального и муниципального уровней;
- создание областных информационных ресурсов путем объединения организационного и финансового потенциала органов государственной власти и ведомственных организаций;
- улучшение положения в области предоставления услуг местной связи на базе современных технических достижений в проводной и радиотелефонии;
- обеспечение полного и качественного телерадиовещания федеральных, региональных и местных программ всей территории области, улучшение технического оснащения электронных средств массовой информации, включая Интернет.
В соответствии с этими целями и задачами программа содержит пять базовых проектов.
Перечень базовых проектов (программ)
1. Программа развития межрайонных сетей связи.
2. Программа развития информатизации.
3. Программа развития телефонной связи.
4. Программа развития радиовещания.
5. Программа развития телевещания.
В основу разработки программы в целом и ее составляющих положены следующие материалы:
- федеральные программы и планы Министерства по связи и информатизации, Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации, Министерства транспорта, Министерства экономики;
- региональные программы и планы ОАО "СеверТрансТелеком" ( г. Ярославль), ОАО " Ростелеком";
- областные программы и планы предприятий ОАО "Электросвязь", ОАО КГТС, филиал ОАО "Мобильные Телесистемы" (г. Кострома), государственного предприятия ОРТПЦ, телекомпаний КГТРК, "Русь";
- концепция информатизации Костромской области на основе создания единого информационного пространства, принятая постановлением главы администрации области от 19.05.2000 г. за N 214.
Объемы и источники финансирования определены в базовых проектах (программах) и включают в себя средства федерального бюджета, средства областного бюджета, средства муниципальных образований, средства предприятий, заемные средства, инвестиции.
Объемы финансирования и их распределение по источникам уточняются при разработке годовых прогнозов социально-экономического развития области и по факту выполнения годовых этапов программы.
IV. Программа развития межрайонной сети связи Костромской области на период до 2010 года. Принципы построения программы
Программа направлена на создание и развитие единой телекоммуникационной сети Костромской области. Развитие сети должно осуществляться на основе интеграции магистральных межобластных каналов связи, внутризоновой первичной телефонной сети и вторичных сетей связи ("последней милей").
Внутризоновая первичная телефонная сеть (ВЗПС) выполняет функции транспортной среды для передачи информации любого вида и является основой развития телекоммуникационной сети в области.
Цели и задачи программы
1. Изменение качественного состояния сетей связи для увеличения и расширения рынка услуг, повышения качества обслуживания населения, государственных и коммерческих структур области.
2. Формирование и обеспечение развития сетей электросвязи Костромской области как составной части взаимоувязанной автоматизированной сети связи Российской Федерации (ВСС РФ).
3. Осуществление цифровизации сетей электросвязи с внедрением новых технологий для обеспечения их функционирования в новых экономических условиях и новом информационном пространстве, предоставления информационно-вычислительных услуг пользователям.
Состояние проблемы
Телекоммуникационная сеть области базируется на магистральных (межобластных) и внутризоновых (внутриобластных) кабельных линиях связи и радиорелейных линиях. Основным, практически монопольным владельцем этих линий является ОАО "Ростелеком". Основными, практически монопольными владельцами этих линий являются соответственно ОАО "Ростелеком" и ОАО "Электросвязь" Костромской области.
Общая протяженность междугородных линий ОАО "Ростелеком" и ОАО "Электросвязь" на территории Костромской области превышает 2 тысячи километров. В основном это медные кабели, уплотненные аналоговыми системами уплотнения.
Однако за последние четыре года ситуация изменилась к лучшему. На смену морально устаревшим линиям связи приходят волоконно-оптические линии связи (ВОЛС). Строительству этих линий и было уделено максимальное внимание, в первую очередь на межобластном уровне.
Информационный "прорыв" в глобальную сеть был осуществлен за счет строительства ОАО "Ростелеком" в 1998 году ВОЛС Кострома -Нерехта и подключения к магистрали Вологда - Владимир. Это позволило увеличить пропускную способность на стыке общегосударственной сети и сети Костромской области до уровня, достаточного для пропуска активно растущего информационного потока на видимую перспективу.
Параллельно с этим Министерство путей сообщения с 1998 года развивает свою сеть на основе ВОЛС. В рамках реализации этого проекта в 2001 году в Костромской области вдоль основных железнодорожных магистралей проложены ВОЛС, которые обеспечили дополнительную связь области с общегосударственной сетью, увеличив тем самым надежность связи в целом, кроме того, создали возможность связать основные города области с областным центром современными системами связи.
Кроме того, разработан проект ДАО "Костромаэнерго", предусматривающий доведение ВОЛС до всех районных центров. Первая очередь этого проекта реализована в городе Костроме. В целом проект из-за его высокой стоимости пока не поддержан в РАО ЕЭС.
Несмотря на очевидные успехи, связанные с приходом в Костромскую область междугородных цифровых магистралей, внутризоновая первичная сеть построена в основном на аналоговых телефонных сетях, принадлежащих ОАО "Электросвязь". Общая протяженность кабельных магистралей, подлежащих замене на современные цифровые каналы связи, составляет более 1300 километров. Это сдерживает внедрение и развитие современных технологий связи, новых телекоммуникационных услуг и интеграцию областной телефонной сети в создающуюся цифровую сеть России. Даже строительство современной электронной телефонной станции в каком-то райцентре не приведет к необходимому увеличению спектра услуг из-за отсутствия цифровых каналов для подключения этой станции к междугородной телефонной сети.
В то же время многие коммерческие структуры, государственный и коммерческие банки, казначейство, налоговая инспекция, пенсионный фонд, УВД, управление статистики и другие, имеющие свои филиалы или отделения в райцентрах области, уже давно не удовлетворены, пропускной способностью существующих внутризоновых телефонных каналов для передачи необходимой информации и имеют большую потребность в высокоскоростных цифровых каналах. Это необходимо также для автоматизации административного управления, развития электронного бизнеса, обеспечения доступа в Internet жителям области.
Основные направления развития
1. Организационное взаимодействие с ЗАО "СеверТрансТелеком" в развертывании и эксплуатации магистральных волоконно-оптических линий связи, прокладываемых МПС вдоль железных дорог. Срок прокладки - IV квартал 2001 года. Схема прокладки линий и расположение узлов выделения каналов связи показаны на карте.
2. Развитие внутриобластных волоконно-оптических линий связи путем подвеса их на опоры высоковольтных линий электропередачи, принадлежащих ДОАО "Костромаэнерго".
3. Развитие ОАО "Электросвязь" внутризоновой (областной) первичной сети связи.
Объемы развития внутризоновой первичной сети Костромской области, предусмотренные настоящей программой, определены исходя из объемов развития местных и междугородных, телефонных сетей с учетом развития других вторичных сетей, сдачи каналов в аренду, внедрения новых технологий, а также обеспечения устойчивости работы ВЗПС в чрезвычайных ситуациях.
Цифровая сеть области будет создаваться по принципу постепенного замещения на существующую телефонную сеть общего пользования. По мере установки цифровых АТС в райцентрах они будут связываться между собой по волоконно-оптическим или радиорелейным линиям связи с использованием систем передачи синхронной цифровой иерархии STM-1 (скорость передачи 155 Мбит/сек.) или STM-4 (622 Мбит/сек.) через существующую цифровую автоматическую междугородную телефонную станцию.
Предполагается, что на первом этапе (2005 год) внутризоновые цифровые каналы будут организованы к 15 районным центрам области, а к концу второго этапа (2010 год) ко всем райцентрам будут действовать цифровые каналы. Схема построения внутризоновой первичной сети с использованием синхронных цифровых колец позволит организовать для 20 телефонных станций районных центров по два независимых выхода на АМТСЭ.
Для реализации Концепции развития ВЗПС в Костромской области необходимо построить 1372 км волоконно-оптических и радиорелейных линий передачи и вложить более 10, 3 млн. американских долларов инвестиций. Объемы строительства линий и инвестиции по годам указаны в таблице 4.1. (см. стр. 5).
Источники финансирования:
- собственные средства ОАО "Электросвязь";
- банковские кредиты;
- финансовые средства заинтересованных организаций-потребителей (федеральные и местные органы власти, хозяйствующие субъекты).
Результатом создания цифровой внутризоновой первичной сети является:
- первичная сеть будет представлять универсальную транспортную систему, способную обеспечить функционирование всех служб связи;
- обеспечивается на перспективу создание цифровой сети с использованием современных технологий, в том числе построение широкополосной мультисервисной сети;
- реализация построения кольцевой конфигурации сети, обеспечивающей возможность создания нескольких независимых путей графика между районными центрами с переключением, при необходимости, на другое направление;
- на сети, созданной на базе систем цифровой иерархии, не только создаются средства передачи, но и средства контроля, управления, оперативного переключения и т.д. Таблица 4.2 (см. стр. 5).
V. Программа развития информатизации Костромской области на период до 2010 г.
Принципы построения программы
Программа направлена на осуществление комплексной информатизации органов государственной власти федерального и областного уровней и местного самоуправления, формирование и объединение информационных ресурсов, обеспечение прав организаций и граждан на информацию.
Информатизация предполагает создание электронных информационных ресурсов -информационных серверов, баз данных, построение специализированных цифровых сетей связи - сетей передачи данных (СПД) с узлами доступа обеспечения графика между информационными ресурсами и пользователями информации, наличие у пользователей достаточно сложного и дорогостоящего терминального оборудования.
Главный принцип создания информационной структуры Костромской области состоит в эволюционности развития. Практически это постепенная замена устаревших технологий связи современными специализированными технологиями передачи данных. В рамках выполнения программы необходимо также осуществлять подготовку молодых специалистов через сеть средних и высших учебных заведений. Большую роль должна выполнить также программа компьютеризации сельских школ, финансируемая из федерального и областного бюджетов. Особое внимание должно быть уделено переподготовке административных кадров, директорского корпуса, менеджеров малого и среднего бизнеса.
Цели и задачи программы
Целью программы является внедрение современных информационных технологий в систему хозяйственного и административного управления, создание более благоприятных условий для развития экономики, повышение инвестиционной привлекательности области, обеспечение всем жителям области равных возможностей использования всех видов современных информационных услуг, в том числе - телемедицина, дистанционное обучения, доступ во всемирную сеть, создание новых видов занятости на дому, особенно для людей с ограниченными физическими возможностями. Эта цель достигается путем решения следующих задач:
1) создание на территории области сети передачи данных с максимальным комплексом услуг для интеграции Костромской области в создаваемую цифровую сеть связи России;
2) развитие вычислительной среды путем создания информационных серверных узлов регионального и муниципального уровней, административного, ведомственного и коммерческого характера;
3) создание единых областных информационных ресурсов путем объединения организационных и финансовых усилий органов государственной власти и ведомственных организаций:
4) увеличение доступности услуг информационной сети области для расширения круга пользователей;
5) повышение уровня информатизации Костромской области до современного состояния по России для создания возможностей развития активности населения;
6) подготовка и переподготовка специалистов по использованию современных информационных технологий. Внедрение автоматизированных систем административного и хозяйственного управления.
Текущее состояние информатизации
В части информатизации в последнее время наблюдается определенный прогресс. В организациях все больше переходят на локальные вычислительные сети, распространяется технология клиент-сервер, массовым стало использование "всемирной паутины" - Internet в качестве универсального источника деловой и развлекательной информации. Финансово-кредитные и производственные предприятия все больше применяют современные информационные технологии в организации своей деятельности. Этот процесс постепенно перерастает во взаимное информационное общение, приобретая такие современные формы, как электронный маркетинг, электронный рынок услуг, что дает реальную экономическую отдачу.
Например, управление Федеральной почтовой связи (УФПС) Костромской области проводит работу по автоматизации процессов информационного обмена. В рамках сети "Гибридная почта" организовано 10 абонентских пунктов, позволяющих в кратчайшие сроки, используя современные информационные технологии, доставлять письменную корреспонденцию от отправителя до адресата.
В данное время начата подготовка к внедрению новой услуги почты - доступ в Интернет. В пунктах коллективного доступа (ПКД) предполагается организовать 28 рабочих мест - в г. Костроме и каждом РУПС. Этот вид услуги, как наиболее объемный и бурно развивающийся, имеет огромную перспективу в информатизации населения.
В рамках Общероссийской автоматизированной системы учета и контроля над прохождением регистрируемых почтовых отправлений в УФПС организованы 2 автоматизированных рабочих места сортировочного узла, оборудованных компьютерами и считывателями штрих-кодов.
Областные органы государственной власти и местного самоуправления также втягиваются в процесс информатизации.
Администрация области является не только организатором и координатором работ в развитии информатизации и телекоммуникаций, но и сама является активным участником этого процесса, особенно в автоматизации деятельности органов государственной власти.
Создана и функционирует компьютерная сеть, содержащая мощный серверный узел, кабельную сеть с высокой пропускной способностью, коммутаторы, поддерживающие виртуальные сети, связь с внешними организациями и администрациями муниципальных образований. Ввиду большой протяженности Костромской области для связи с удаленными районами реализуется проект построения региональной информационной системы на базе общероссийского технического информационного канала (ОТИК), использующего геостационарный спутник-ретранслятор ТВ программ.
Автоматизация административного управления осуществляется в следующих основных направлениях: создание и эффективное использование региональных информационных ресурсов, замена бумажного документооборота электронным, применение информационных технологий для анализа и прогнозирования социально-экономического развития, использование Internet как универсального средства информационного обмена.
Однако электронные информационные услуги по сравнению с такими услугами, как телефонная связь, телевещание, радиовещание, еще не являются массовыми, традиционными услугами.
Наиболее объемным и бурно развивающимся в данное время информационным ресурсом является глобальная компьютерная сеть Интернет. Информационные сети, в том числе сеть Интернет, начали развиваться в основном в виде сетей связи, наложенных на телефонные сети, и доступ пользователей к ресурсам информационных сетей предоставляют, как правило, традиционные операторы телефонных сетей.
Резко растущие объемы передаваемой информации требуют построения выделенной специализированной информационной инфраструктуры.
В данное время на территории Костромской области работает практически один традиционный оператор связи - ОАО "Электросвязь" Костромской области. Информационный обмен в Костромской области организован с использованием телефонных сетей ОАО "Электросвязь" Костромской области.
ОАО "Электросвязь" Костромской области предоставляет услуги телематических служб: электронная почта, доступ к информационным сетям (в основном Интернет). Сеть ОАО "Электросвязь" Костромской области использует в качестве основного широко распространенный стек протоколов всемирной сети Интернет - TCP/IP.
В настоящий момент организованы четыре узла доступа к сети Интернет в районных центрах: Костроме, Шарье, Мантурове и Волгореченске.
Внутризоновые каналы связи в области практически все аналоговые телефонные, не предусматривающие обмен данными в цифровом виде. Доступ к информационным ресурсам осуществляется исключительно по аналоговым телефонным каналам тональной частоты, что ограничивает возможности повышения скорости обмена данными (выше 33, 6 кбит/с) и повышения качества информационных услуг.
В последние три года администрацией области проводится работа по созданию областных информационных ресурсов. Формируется база данных по физическим лицам (постановление главы администрации от 20.02.2000 г. за N 38). Проводятся работы по созданию базы данных областных законодательных актов, государственного имущества, градостроительного кадастра. Комитетом государственной статистики и администрацией области формируется база данных по юридическим лицам и база данных социально-экономического положения.
Однако работа по созданию региональных информационных ресурсов находится в начальной стадии.
К потенциальным пользователям информационных ресурсов, услуг передачи данных относятся в первую очередь органы исполнительной и законодательной власти всех уровней, бюджетные организации, учреждения образования, медицины, коммерческие структуры, а также физические лица.
Таким образом:
- существующее техническое и технологическое состояние информатизации Костромской области не обеспечивает предоставление услуг по передаче данных в полном объеме:
- наличие заявок на организацию информационного обмена говорит о наличии неудовлетворенного потребительского спроса на услуги передачи данных внутри области;
- состояние информационных ресурсов не отвечает требованиям социально-экономического развития области.
Основные направления и этапы реализации программы
Основой для информатизации Костромской области является построение единой для всех пользователей, расположенных в области, региональной сети передачи данных (РСПД).
РСПД потребует создания цифровых каналов связи для организации передачи данных непосредственно в цифровом виде, для обеспечения малого коэффициента ошибок при передаче данных.
Обеспечение мультипротокольного режима работы РСПД необходимо для работы в единой РСПД пользователей вне зависимости от используемых протоколов сетевого обмена.
На базе РСПД в будущем должно обеспечиваться предоставление услуг мультимедиа.
Силами ОАО "Электросвязь" Костромской области планируется выполнение следующих работ для поэтапного развития РСПД:
- реконструкция существующей областной (внутризоновой) первичной сети, прокладка новых, волоконно-оптических линий передачи;
- организация, по мере создания новых внутризоновых линий связи, отдельных сегментов мультипротокольной высокоскоростной РСПД;
- организация информационных серверов РСПД, разработка и реализация проектов по информационному наполнению СПД (конкретных проектов).
Объем работ по реорганизации участков внутризоновой сети и требуемое финансирование представлены в таблице 5.1 (см. стр. 5).
Объем работ по созданию узлов доступа и требуемое финансирование представлены в таблице 5.2 (см. стр. 5).
Общий объем затрат составит 28, 19 млн. рублей.
Управление Федеральной почтовой службы Костромской области планирует активно участвовать в программе информационного развития. Основными задачами являются:
1. Развитие абонентских пунктов Общероссийской сети "Электронная почта", "Гибридная почта".
2. Организация в каждом РУПС пункта коллективного доступа в Интернет.
3. Автоматизация рабочих мест в рамках Общероссийской автоматизированной системы учета и контроля над прохождением регистрируемых почтовых отправлений.
4. Придание государственной почте имиджа современного высокотехнологичного предприятия.
5. Привлечение новых клиентов, получение дополнительных доходов при минимизации расходов.
Таблица 5.3 (см. стр. 5).
Развитие информатизации органов государственной власти и местного самоуправления должно осуществляться силами администрации области совместно с областной Думой и с привлечением других заинтересованных организаций. Необходимо создать в течение 2002 года корпоративную компьютерную сеть с главным сервером как основы региональной компьютерной сети органов власти. На втором этапе 2002-2004 гг. - необходимо создать сеть муниципальных информационных серверных узлов с возможностью подключения к ним районных администраций, районных отделов органов власти всех уровней. Дальнейшее развитие должно осуществляться путем расширения информационных систем общего пользования и интеграции их с электронными средствами массовой информации.
Создание единых информационных ресурсов планируется осуществлять в виде опорных хранилищ данных:
- реестр населения (физических лиц);
- реестр предприятий и организаций (юридических лиц);
- реестр объектов недвижимости и регистрации прав на нее;
- свод социально-экономических показателей (региональная статистика);
- территориальный кадастр, включающий земельный, лесной, водный, градостроительный и другие ведомственные кадастры;
- банк правовых актов.
Необходимые затраты областного бюджета и в бюджетах местного самоуправления на развитие информатизации (создание информационных ресурсов, информационных узлов) представлены в таблице 5.4 (см. стр. 5).
Выполнение программы информатизации позволит осуществлять на сегментах распределенной сети передачи данных (РСПД) следующие виды услуг:
- передача данных;
- построение клиентам корпоративных (ведомственных) распределенных СПД;
- построение клиентам корпоративных (ведомственных) распределенных сетей связи с предоставлением услуг по обмену голосовой информацией (услуг компьютерной телефонии);
- видеоконференц - связь и мультимедиа:
- доступ на базе РСПД к региональным информационным ресурсам как для корпоративного (ведомственного) пользования, так и к информационным ресурсам общего пользования, в том числе всемирной сети Интернет.
Это обеспечит развитие электронного бизнеса, автоматизации процессов административного управления, телемедицины, дистанционного обучения, доступ жителей области к глобальной сети Internet, реализацию других социальных программ, в том числе создание рабочих мест на дому.
Таблица 5.5 (см. стр. 5)
VI. Программа развития телефонной связи Костромской области на период до 2010 года
Состояние телефонной связи в Костромской области
Телефонная связь требуется в настоящее время практически каждой семье. Без нее немыслимо функционирование экономики и всех систем управления. Поэтому развитию телефонной связи всегда и на всех уровнях уделялось первостепенное внимание. Большие результаты были достигнуты в последние четыре года.
За период с 1997 по 2000 годы было выполнено по области большое количество работ по модернизации и вводу в строй новых АТС, прокладке линий связи, установке телефонов. В основном это делалось силами ОАО "Кострома-электросвязь".
Введена новая электронная междугородная телефонная станция, отвечающая качеству мировых стандартов. Зоновая сеть области переведена для работы с новой АМТС. Существенно улучшилось качество междугородной связи.
Введены в области 13 АТС монтированной емкостью 12896 номеров, в т.ч. на сети ГТС 10806 номеров и СТС 2090 номеров. Это электронные АТС в Волгореченске -5048 номеров, Галиче - 1464 номеров, Нерехте - 1 очередь 2000 номеров, пос. Ветлужском - 2048 номеров, Буе - 246 номеров, пос. Фанерник - 448 номеров, Апраксине - 368 номеров и 5 АТС координатного типа на 50 номеров в ряде районов.
Проведено расширение АТС в г. Чухломе на 700 номеров, Шарье 1000 номеров, Галиче 300 номеров, Антропове 200 номеров, Островском 200 номеров, Сусанине 100 номеров, Георгиевском -100 номеров и четырех сельских АТС на 50 номеров.
Реконструирована АМТС в г. Костроме. Сельский пригородный узел переведен в АМТС. Организована электронная городская телефонная станция АТСЭ - 62.
На 226 АТС установлена аппаратура АОН, которая предоставила 83% абонентам иметь возможность автоматического соединения с областным центром и другими городами области и России.
За четыре года установлено 16831 телефон жителям городов и районов области, в том числе 680 инвалидам и участникам ВОВ.
В областном центре развитие телефонной сети связи осуществлялось силами ОАО "Костромские городские телефонные сети". Введено в эксплуатацию 5 цифровых АТС, объединенных волоконно-оптическим кабелем, осуществлялась прокладка магистральных кабелей. Все это обеспечило постоянное увеличение количества устанавливаемых телефонов в среднем на 5 тысяч номеров в год. Более 1700 телефонов было установлено гражданам льготных категорий. Результаты развития телефонизации приведены в таблице 6.1 (см. стр. 5).
Телефонная плотность по области составляет - 17, 5 ТА/ЮОжит. (по России - 18, 5), в том числе в городах - 19, 9 ТА/100 жит. (по России - 22, 0), в сельской местности - 12, 4 ТА/100 жит. (по России - 8, 8). Телефонная плотность характеризует не только уровень развития телефонной сети общего пользования, а также уровень предоставления других видов услуг (передачи данных, факс и т.п.), поскольку телефонная сеть является основной транспортной и коммуникационной средой для создания других сетей связи.
С 1998 года в Костромской области интенсивно развиваются мобильные телесистемы стандартов МТ-450 и GSM 900/1800. Основным оператором являются ОАО "Мобильные Телесистемы" (МТС). В настоящее время в области разворачивает работу фирма "Билайн". Это является положительным фактором, т.к. порождает здоровую конкуренцию.
ОАО "Мобильные Телесистемы" - крупнейший, динамично развивающийся российский оператор сотовой связи, работающий в стандарте GSM 900/1800. С 30 июня 2000 года акции компании (индекс МВТ) котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже. Крупными акционерами являются АФК "Система" (42% акций) и Deutsche Telekorn (40% акций).
Опираясь на опыт создания развитой сети GSM 900/1800 в Москве, МТС активно строит свою сеть в российских регионах, в число которых входит и Костромская область.
На сегодняшний день сеть МТС в Костромской области состоит из центра коммутации монтированной емкостью 10 000 номеров и двенадцати базовых станций, пять из которых установлены в областном центре и семь в следующих населенных пунктах Костромской области: Василеве (Костромской район), Волгореченск, Нерехта, Лякино (Красносельский район), Лазареве (Судиславский район), Судиславль, Островское. Сеть базовых станций образует так называемую зону радиопокрытия, находясь в которой каждый абонент GSM может воспользоваться любой из существующих на сегодняшний день услугой цифровой телефонной связи, в том числе получить доступ к сети Интернет.
Каждая базовая станция обеспечивает зону радиопокрытия радиусом около 15 километров, в зависимости от рельефа местности, наличия построек и лесов.
Таким образом, в целом телефонизация Костромской области находится на удовлетворительном уровне. Однако имеется еще много нерешенных задач, только 50% сельских населенных пунктов (1670 из 3300) телефонизировано, хотя средняя телефонная плотность по области выше средней по России.
Очередь граждан на установку телефонов составляет 27, 2 тысячи человек, в том числе в ОАО "Костромаэлектросвязь" - 14, 4 тысячи, в ОАО "Костромские городские телефонные сети" -12, 8 тысячи.
Состояние технических средств области характеризуется наличием на ГТС и СТС очень большого количества станций координатного типа (АТСКУ, АТСК-50/200, АТСК-100/ 2000), которые составляют 90 % от общего числа станций. Общая монтированная емкость ГТС - 44, 795 тыс. номеров, коэффициент использования в среднем около 0, 9. В сети ОП работают 39, 7 тыс. телефонных аппаратов.
На сельских сетях области работают 332 станции общей емкостью 45, 4 тыс. номеров. Станции в основном координатного типа. Коэффициент использования емкости - 0, 73. Количество телефонов сети общего пользования - 33, 327 тыс. аппаратов. Сельские межстанционные линии передачи организованы на металлических кабелях с аналоговыми (56 %) и цифровыми (44 %) системами передачи. Воздушные линии от общей протяженности линий составляют 30 %.
Необходимость развития телефонной связи (телефонизации) обусловлена тем, что существующая аналоговая сеть местной связи Костромской области (даже с учетом ее модернизации) не может предоставить весь набор услуг, соответствующих современным требованиям, предъявляемым к сети связи как со стороны хозяйственных структур, так и со стороны населения.
Цели и задачи
Основной целью является значительное улучшение существующего положения в области предоставления услуг местной связи на базе современных технических достижений и доведение телефонной плотности на селе до 22 ТА/100 жителей, а в городах -до 35 ТА/100 жителей.
Необходимо обеспечить современной телефонной и цифровой связью хозяйствующие и административные структуры, всех жителей области, и в первую очередь инвалидов, участников войны и других граждан льготной категории, независимо от места их проживания.
Для этого требуется решить следующие задачи:
- вывести на современный уровень телефонизацию районных центров и населенных пунктов;
- продолжить развитие телефонизации областного центра;
- значительно расширить охват радиотелефонией;
- в ближайшие годы обеспечить практически 100% установку телефонов в соответствии с федеральным законом "О ветеранах".
Телефонизация районных центров и сельских населенных пунктов
Во-первых, необходимо заменить все существующие воздушные соединительные линии связи на кабельные (выполненные кабелем КСПП) с одновременной заменой аналоговых систем передачи цифровыми. Общая протяженность этих линий 1504 километра.
Во-вторых, требуется заменить все сельские станции со сроком эксплуатации 30 лет и более, которых насчитывается порядка 20%, а также координатные станции, не имеющие свободной емкости, новыми станциями с общей монтированной емкостью 9450 номеров и ввести дополнительно на селе еще 9200 номеров. План работ и необходимые затраты представлены в таблице 6.2.
Таблица:
- Строительство линий связи и инвестиции по годам. Таблица 4.1
- Общее финансирование программы развития межрайонной (внутризоновой) сети Таблица 4.2
- Реорганизация внутризоновой сети Таблица 5.1
- Узлы доступа региональной сети передачи данных Таблица 5.2
- Таблица 5.3
- Информатизация органов государственной власти и местного самоуправления Таблица 5.4
* Расходы на 2002 год предусмотрены в областном бюджете на 2002 год в разделе 1008 "Информатика" и в разделе 3000 "Расходы на приобретение оргтехники, компьютеров и создание информационных ресурсов ".
- Общее финансирование программы развития информатизации Таблица 5.5
- Развитие телефонизации в Костромской области с 1997 по 2001 гг. Таблица 6.1
- Программа телефонизации районных центров Таблица 6.2
Всего затрат: 253, 65 млн. рублей.
Материалы доступны в бумажной версии издания
(Продолжение следует)
110, стр. 2-5, Северная правда
18.06.2002
|