Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

«Электронная Россия: проблемы и перспективы»
Интернет-конференция

Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия»


СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ - КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ В РЫНОК

В отличие от развитых мировых держав, где рыночные отношения без перерывов формировались на протяжении столетий, российский рынок весьма молод. Здесь все еще превалируют советские традиции управления предприятиями, а также их экзотическая альтернатива - полубандитский менеджмент "по понятиям", что является закономерным следствием слабой юридической, экономической и маркетинговой культура субъектов рынка. Развитие в России электронной коммерции должно помочь преодолению всех этих негативных явлений и тенденций.

Детские болезни экономики

Позитивные изменения в этой области, конечно, происходят. В первую очередь, это принятие в 1994-1996 гг. двух частей нового Гражданского кодекса, а также недавнее подписание президентом РФ Федерального закона "Об электронной цифровой подписи". Качество его проработки вызывает определенное недоумение, но, тем не менее, этот документ все же закладывает основы для осуществления электронных сделок. Еще одним фактором, ускоряющим процессы внедрения систем электронной коммерции ведущими компаниями и свидетельствующим о государственной позиции по этому вопросу, является присутствие в недавно принятой Федеральной целевой программе (ФЦП) "Электронная Россия" отдельного раздела "Разработка и создание системы электронной торговли".

Однако при этом судебно-арбитражная система и система исполнения судебных решений пока не способны создать реальной защиты для честного правового бизнеса, и до сих пор многие спорные вопросы между предприятиями решаются не юристами, а с привлечением так называемых служб безопасности. У предприятий практически не существует навыков юридической самозащиты: редко встретишь грамотные, детально проработанные хозяйственные договоры. Кроме того, отсутствуют также навыки обеспечения грамотной экономической безопасности: нет опыта проведения аналитических исследований рынка, выработки оптимальной маркетинговой стратегии и стратегического планирования производства.

Для среднестатистического российского производителя совершенно непонятны такие ставшие неотъемлемыми компонентами бизнеса западных компаний термины, как "система поддержки отношений с потребителями" (CRM), "управление цепочками поставок" (SCM), "управление жизненным циклом продукции" (PLM) и т.п. Крайне немногие предприятия могут похвастаться наличием квалифицированного управленческого персонала с образованием в области бизнес-администрирования. Исключение -лишь наиболее крупные российские компании, каковых менее 0, 1% от общего количества предприятий.

Впрочем, идти по этому пути все равно придется. Этого требуют все отчетливей вырисовывающиеся перспективы экономического развития России, а также планируемое вступление страны в ВТО. Ясно, что совершенствование рыночных отношений - вопрос выживания российской экономики. Свободная конкуренция, формализованная юридическая и нормативная база, единые "правила игры" для субъектов рынка - залог эффективного развития предприятий, их менеджмента и технологий. И здесь немаловажную роль могут сыграть системы электронной коммерции, позволяющие формализовать процессы совершения сделок и предлагающие решение для инфраструктурных задач: экспедирование и транспортировка грузов, страхование сделок, банковские, услуги, применение финансовых инструментов и т.д. Такие системы позволяют сделать рыночные отношения более открытыми и прозрачными, создать благоприятную конкурентную среду, повысить эффективность и оперативность работы служб снабжения и сбыта, снизить издержки на проведение снабженческо- сбытовых операций.

Очевидна необходимость непосредственного участия государства в становлении и развитии рыночных отношений. Во-первых, государство само является мощнейшим игроком, формируя рынок госзакупок. Во-вторых, как известно, в индустриальном секторе России, и в еще большей степени - стран СНГ, доминируют предприятия, в которых доля государственного капитала и, следовательно, государственного влияния, является определяющей. Это, прежде всего, естественные монополии, предприятия ТЭК, оборонных отраслей. Именно эти гиганты, являясь крупнейшими закупщиками, в основном и формируют спрос на рынках промышленной продукции: оборудования, материалов, товаров и услуг. Таким образом, вклад государства в становление и развитие рыночных отношений не должен ограничиваться лишь созданием и совершенствованием законодательной базы. Он должен включать в себя непосредственное участие государства в формировании таких отношений.

Итак, можно утверждать, что для выживания экономики России необходимо скорейшее "взросление" рыночных отношений, основанных на свободной конкуренции, современных юридических нормах, правильных экономических и маркетинговых стратегиях и технологических решениях. И в этом ракурсе весьма эффективным инструментом, ускоряющим процесс становления нормальных рыночных отношений, являются системы электронной коммерции. Они позволяют формализовать и сделать оптимальным процесс заключения. сделки. И в этом их основная рыночная' миссия! Другим важнейшим микроэкономическим эффектом от внедрения систем электронной коммерции является поддержание живой конкурентной среды, позволяющей вовлекать в конкурсные закупочные процедуры (тендеры), проводимые крупными компаниями, всех потенциальных игроков рынка, а не только "любимых". Именно этот фактор зачастую и вызывает определенное сопротивление нижнего и среднего звена закупочных подразделений, опасающихся лишиться "дополнительного заработка", зато с точки зрения высшего менеджмента и акционеров компаний он, несомненно, позитивен,

Электронные изменения

Системы электронной коммерции между предприятиями (В2В) и между предприятиями и государством (B2G) делятся на несколько основных типов: открытые (public) и корпоративные (private) электронные торговые площадки (e-market-place) и биржи,.системы сбыта (e-distribution) и снабжения (e-procurement). Такие системы, как правило, предлагают своим пользователям полный набор инструментов для реализации всех компонентов сделки:

поиска производителей и потребителей той или иной продукции или услуг;

проведения конъюнктурного и маркетингового анализа;

переписки с поставщиками и потребителями;

предконтрактной и контрактной подготовки с использованием базы типовых шаблонов договоров и других документов;

организации динамических процедур выбора поставщика или покупателя: тендеры, конкурсы, аукционы;

размещения, согласования и трассировки заказов;

проведения оплат и применения других банковских инструментов (например, аккредитивов);

использования дополнительных услуг транспортных, страховых и других компаний.

Системы проведения конкурсов в рамках систем электронного снабжения позволяют обеспечить:

соблюдение формального регламента, критериев и требований как на этапе пред-квалификации, так и на этапе оценки предложений (оферт);

максимальное вовлечение всех реальных игроков рынка, соответствующих по профилю и виду выпускаемой продукции.или услуг условиям конкура;

прозрачность и мотивированность итоговых конкурсных решений

возможность проведения конкурсов в режиме "он-лайн", как бы далеко ни находились друг от друга конкурсанты и эксперты конкурсной комиссии.

Если вкратце попробовать охарактеризовать основные положительные результаты внедрения в России систем электронной коммерции, их можно сгруппировать по нескольким основным категориям. В экономической сфере это повышение эффективности деятельности предприятий и снижение издержек. Впрочем, скажется электронизация коммерции не только на отдельных компаниях, но на всем рынке в целом. Внедрение систем В2В будет способствовать развитию рынка и добросовестной конкуренции. Новые способы сбора и обработки информации о спросе и предложении повышают адекватность рыночной аналитики и экономических исследований. Игроки рынка получат мощный маркетинговый инструмент, позволяющий вырабатывать адекватные тактические (ценовые) и стратегические (инвестиционные) решения.

Другой аспект - интеграционный. Здесь влияние электронной коммерции выражается в том, что крупные компании объединяются в альянсы (прямо или косвенно) при работе над проектами и участвуют в выработке единых отраслевых стандартов. Кроме того, дается толчок для развития соответствующего законодательства и повышения в стране общего уровня бизнес-культуры.

Два шага вперед

Компания "Интертех" разработала и внедрила два типа решений в области электронной коммерции между предприятиями: открытую электронную торговую площадку "Инмарсис" и корпоративную систему электронного снабжения АС-МТС. Вот краткая хроника развития этих проектов.

Электронная торговая площадка "Инмарсис" была создана в феврале 1999 г. как отраслевая нефтегазовая и к концу года насчитывала около 500 клиентов - поставщиков и потребителей промышленной продукции. Это была одна из первых (если не первая) российских площадок класса В2В, реальными пользователями которой стали все ведущие нефтегазовые компании России и СНГ: "Газпром", "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", ТНК, "Сибнефть", "Роснефть", "Сургутнефтегаз", "Башнефть", "Славнефть", ГНКАР и др.

В функции "Инмарсиса" входят:

поиск продукции и ее поставщиков по наименованию, техническим характеристикам и моделям;

запрос и получение коммерческих предложений;

проведение маркетингового и конъюнктурного анализа, он-лайновых тендеров и аукционов;

размещение информации на доске объявлений, а также ряд специальных функций.

Ввод и поддержка прайс-листов и каталогов осуществляется как самими поставщиками, так и администрацией (службой техподдержки) системы "Инмарсис". Для обеспечения функционирования службы технической поддержки мы специально создали автоматизированную систему обслуживания клиентов (СRМ-система), выполняющую функции поддержки контента (баз данных, каталогов и т.п.), регистрации пользователей, мониторинга работы операторов, фиксации отношений с ними, бухгалтерских операций и др.

В 2000 г. на площадке стали проводиться так называемые тестовые тендеры ведущих нефтяных компаний, основной задачей которых стала выработка организационного регламента проведения подобных он-лайн-процедур с учетом действующих в этих компаниях инструктивно-методических материалов и сложившейся практики закупок. Количество пользователей к концу года перевалило за 2 тыс., а число представленных товарных позиций-15, 0 тыс. За год было проведено около 70 тендеров. В систему добавились функции "Электронная конференция", "Реализация излишков" и "Размещение и согласование заказов". Началась разработка единого классификатора продукции.

2001 г. стал годом "победоносного шествия" "Инмарсиса". Компании "ЮКОС" и ТНК выработали регламент обязательной закупки через систему ряда номенклатурных позиций. Количество зарегистрированных предприятий составило около 10 тыс., товарных позиций в каталогах - более 300 тыс., проведенных тендеров - более 150. В классификаторе системы - более 50 тыс. единиц. "Инмарсис" становится общепромышленным. К нему подключаются энергетические, химические, строительные и горнодобывающие компании, федеральные и муниципальные организации, железные дороги, В сентябре пошлого года стартовал совместный проект компаний SAP AG и НЦИТ "Интертех", названный SAP Inmarsys, призванный интегрировать модуль SAP E-Procurement(r) (SAP ЕВР") с системой "Инмарсис" в качестве внешнего каталога.

За первые несколько месяцев 2002 г. на "Инмарсисе" зарегистрировались уже более 10 тыс. предприятий, база каталогов пополнилась еще на 50 тыс. позиций, В системе начинает функционировать единый классификатор продукции, разработанный в НЦИТ "Интертех". Электронная торговая площадка "Инмарсис" используется в качестве внешнего каталога системой АС- МТС-ЮКОС, представляющей собой корпоративную систему обеспечения закупок. Изменен дизайн системы, усовершенствован ряд ее функций. В частности, теперь ведущие нефтяные компании создают рейтинги поставщиков. Кроме того, нами создан "отторгаемый" продукт: оболочка для построения электронных торговых площадок на базе функционала площадки "Инмарсис".

Другая разработка НЦИТ "Интертех" -корпоративная система электронного снабжения АС-МТС - предназначена для работы в интрасети компании. Она позволяет автоматизировать весь бизнес-процесс закупки, включая:

формирование и согласование потребности в материально-технических ресурсах;

распределение номенклатуры по исполнителям-закупщикам;

поиск поставщика по заданной номенклатуре;

организацию процедур сравнительного или прямого выбора поставщика и динамических процедур - тендеров и обратных аукционов;

согласование и размещение заказов;

контроль за ходом выполнения поставок.

В рамках системы АС-МТС взаимодействие с поставщиком происходит в режиме "он-лайн". Поставщик и закупщик обмениваются информацией непосредственно через систему. Сейчас внедрение системы идет в нефтяной компании "ЮКОС", рассматривает возможность ее применения и "Сибнефть".

Сейчас уже можно говорить о чрезвычайно интересных и принципиально новых для России стратегических перспективах создания и внедрения систем электронной коммерции. То есть об интеграции электронных систем сбыта поставщиков с системами электронного снабжения пакупателей, что означает "электронизацию" не только отдельно взятых предприятий, но и целых отраслей и всего отечественного рынка вообще.

Рис. 1 Схема электронной торговой площадки "Инмарсис"

Рис. 2. Схема корпоративной системы электронного снабжения АС-МТС

Рис. 3. Рыночно-интеграционная роль систем электронной коммерции Схема информационных взаимосвязей между поставщиками и потребителями


Дмитрий ГУЛЬКО, кандидат технических наук, президент НЦИТ "Интертех", 6, стр. 80-82, Нефть России
22.06.2002
Материалы по теме:
Конференция
Минсвязи России
ФЦП «Электронная Россия»
Текст ФЦП
Биография Короткова А.В.
СМИ о ФЦП «Электронная Россия»
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Минсвязи России
Рамблер
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации