О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ (2002-2010 ГОДЫ)"
Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий (далее именуются - ИКТ) является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий. Применение ИКТ имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления.
Важным результатом распространения ИКТ и проникновения их во все сферы общественной жизни является создание правовых, организационных и технологических условий для развития демократии за счет реального обеспечения прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.
Несмотря на высокие темпы развития ИКТ в последнее десятилетие, РОССИЯ не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества. Отчасти такое положение вызвано общеэкономическими причинами (длительный кризис в экономике, низкий уровень материального благосостояния большинства населения). Вместе с тем недостаточное развитие ИКТ в России усугубляется целым рядом факторов, создающих препятствия для широкого внедрения и эффективного использования ИКТ в экономике, развития производства в сфере ИКТ. К числу таких негативных факторов относятся:
несовершенная нормативная правовая база, разрабатывавшаяся без учета возможностей современных ИКТ;
недостаточное развитие ИКТ в области государственного управления, неготовность органов государственной власти к применению эффективных технологий управления и организации взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами;
отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынков товаров и услуг, в том числе в сфере электронной торговли;
недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования ИКТ;
барьеры, возникающие из-за недостатков в регулировании экономической деятельности при выходе российских предприятий и других организаций сферы ИКТ на российский и мировой рынки;
высокий уровень монополизации сетей связи, создающий барьеры на пути их использования и приводящий к перекосам в тарифной политике.
Процессы информатизации уже активно идут на всех уровнях, многие мероприятия, направленные на развитие ИКТ, реализуются или планируются к реализации в рамках федеральных, региональных и ведомственных программ.
Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)" (далее именуется -Программа) должна обеспечить формирование нормативной правовой базы в сфере ИКТ, развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, сформировать условия для подключения к открытым информационным системам (в том числе посредством сети Интернет), а также обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения ИКТ. В процессе выполнения Программы будут определяться общие направления развития ИКТ (основные принципы, стандарты и типовые решения по реализации различных проектов) как одного из основных направлений социально-экономического развития страны.
Основными целями Программы являются создание условий для развития демократии, повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения ИКТ, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей.
Реализация Программы позволит:
эффективно использовать интеллектуальный и кадровый потенциал России в сфере ИКТ;
обеспечить гармоничное вхождение России в мировую экономику на основе кооперации и информационной открытости;
преодолеть отставание России от развитых стран в уровне использования и развития ИКТ;
обеспечить равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также права на обеспечение конфиденциальности любой охраняемой законом информации, имеющейся в информационных системах.
Для достижения целей Программы необходимо решить следующие задачи:
сформировать эффективную нормативную правовую базу в сфере ИКТ, регулирующую в том числе вопросы обеспечения информационной безопасности и реализации прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации;
повысить эффективность взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления как между собой, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования современных ИКТ;
обеспечить условия для повышения эффективности и более широкого использования ИКТ в экономической и социальной сфере;
повысить уровень подготовки и переподготовки кадров за счет совершенствования образования на базе ИКТ;
содействовать развитию независимых средств массовой информации посредством стимулирования внедрения ИКТ в их деятельность;
содействовать развитию телекоммуникационной инфраструктуры и возможностей подключения к открытым информационным системам для граждан и хозяйствующих субъектов, а также существенно повысить качество предоставляемых услуг в этой области;
сформировать единую информационную и телекоммуникационную инфраструктуру, необходимую для совершенствования работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий и других организаций;
сформировать условия, необходимые для широкого использования на товарных рынках России механизмов электронной торговли, способствующих ускорению продвижения товаров (услуг), поддержанию стабильного воспроизводства, удовлетворению нужд потребителей и повышению эффективности управления поставками продукции для федеральных государственных нужд.
Цели и задачи Программы определены с учетом Стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года, основных положений Окинавской хартии глобального информационного общества, принятой на совещании Группы восьми 22 июля 2000 г. на острове Окинава, Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
На первом этапе реализации Программы (2002 год) формируются предпосылки для реализации мероприятий Программы. Это предполагает проведение анализа нормативной правовой базы с целью выявления ключевых проблем, препятствующих широкому внедрению ИКТ, изучение уровня информатизации экономики, анализ эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на информатизацию, проведение полного учета государственных информационных ресурсов, анализ зарубежного опыта реализации подобных программ, изучение опыта работы в сфере ИКТ различных организаций.
В ходе первого этапа должны быть сформированы системы мониторинга:
мировых тенденций развития ИКТ и их использования в социально-экономической сфере;
уровня распространения ИКТ в стране; эффективности расходования бюджетных средств в сфере информатизации;
эффективности использования ИКТ, информационных ресурсов в органах государственной власти и бюджетных организациях, обеспеченности их техническими средствами обработки информации и средствами связи;
эффективности действующей нормативной правовой базы, регулирующей использование ИКТ, в том числе в социально-экономической сфере.
Наряду с формированием предпосылок для реализации Программы на первом этапе будет подготовлен пакет законопроектов, направленных на решение проблем, связанных с созданием и распространением электронных документов, развитием электронной торговли, снижением административных барьеров, препятствующих выходу российских организаций на рынки ИКТ, гармонизацией законодательства Российской Федерации в сфере ИКТ с положениями международных конвенций и законодательством стран Европейского союза.
Начнут реализовываться опытные проекты по переходу к электронному документообороту в органах государственной власти и органах местного самоуправления, развитию телекоммуникационной инфраструктуры и подключению к компьютерным сетям органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных организаций, развитию системы электронной торговли и поддержки рынка товаров (услуг), развитию системы подготовки специалистов для сферы ИКТ и квалифицированных пользователей.
Будет осуществлена подготовительная работа и начато осуществление опытных проектов по подключению к компьютерным сетям органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных организаций, созданию общественных пунктов подключения к общедоступным информационным системам.
Начнется разработка и реализация программы подготовки и переподготовки кадров по ИКТ для государственной и муниципальной службы, и прежде всего из числа работников бюджетных организаций, представителей средств массовой информации, безработных и социально не защищенных граждан.
На втором этапе реализации Программы (2003-2004 годы) на основе проведенных исследований, разработанных концепций и сформированной нормативной правовой базы будут реализованы проекты, обеспечивающие взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами в сфере налогообложения, по вопросам оформления таможенной документации, регистрации и ликвидации юридических лиц, выдачи лицензий и сертификатов, подготовки и представления отчетной документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации об акционерных обществах, рынке ценных бумаг и поставках продукции для федеральных государственных нужд.
В рамках Программы намечена реализация комплекса мероприятий по внедрению ИКТ в организациях государственного сектора экономики с целью создания системы мониторинга их финансово-экономической деятельности, реализации опытных проектов по внедрению унифицированных информационных систем для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Будут созданы предпосылки для обеспечения передачи находящихся в государственной собственности передовых ИКТ организациям гражданской сферы, созданы технопарки как центры развития инновационного предпринимательства в сфере ИКТ.
На этом этапе будет создана основа единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, системы электронной торговли в сфере поставок продукции для федеральных государственных нужд и для общественных пунктов подключения к общедоступным информационным системам.
Будет создана современная материально-техническая база для подготовки в ведущих образовательных учреждениях страны специалистов в сфере ИКТ и существенно увеличено число их выпускников.
Продолжится совершенствование нормативной правовой базы в сфере ИКТ. Будет развернута деятельность по продвижению российских товаров и услуг в сфере ИКТ на мировом рынке. На третьем этапе реализации Программы (2005-2010 годы) будут созданы предпосылки для массового распространения ИКТ во всех сферах общественной деятельности на основе единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и использования системы электронной торговли.
Будет обеспечено комплексное внедрение системы электронной торговли в сфере поставок продукции для государственных нужд на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации, стандартизованного электронного документооборота и систем обеспечения информационной безопасности.
На этом этапе будет завершено формирование единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, общественных пунктов подключения к общедоступным информационным системам.
В результате создания эффективной системы правового регулирования, функционирования единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, совершенствования системы государственного управления и подготовки кадров в сфере ИКТ будут сформированы предпосылки для структурной перестройки экономики.
В Программе предусматривается реализация мероприятий по девяти основным направлениям:
1. Совершенствование законодательства и системы государственного регулирования в сфере ИКТ
Целью мероприятий этого направления является создание правовых предпосылок для широкого использования ИКТ во всех сферах общественной жизни, в экономике, во взаимоотношениях органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами и организациями.
Основными задачами, реализуемыми в рамках данного направления, являются создание правовой базы для решения проблем, связанных с производством и распространением документов в электронной цифровой форме, снижением административных барьеров и ограничений, препятствующих выходу организаций России на рынки ИКТ, обеспечение равных прав на получение информации из всех общедоступных информационных систем, усиление контроля целесообразности любого расширения перечня требований к хозяйствующим субъектам со стороны государственных и местных органов исполнительной власти, применение средств криптографии в сфере гражданско-правовых отношений.
Правовое регулирование ИКТ будет основываться на следующих принципах:
обеспечение единства информационного пространства на территории Российской Федерации, ликвидация региональных и ведомственных барьеров на пути распространения информации;
обеспечение беспрепятственной интеграции Российской Федерации в международные системы информационного обмена;
обеспечение права каждого на свободное получение информации из общедоступных информационных систем;
гласность и открытость разработки регулирующих норм путем привлечения общественности и предпринимателей к подготовке и обсуждению их проектов;
гласность и открытость при рассмотрении заявлений на получение лицензий и сертификатов, общественный контроль за обоснованностью их выдачи или отказа в выдаче;
создание равных условий и устранение монополизма в сфере ИКТ;
создание правовых условий для использования электронных документов в государственном управлении и гражданско-правовой сфере;
правовое решение проблем, связанных с проведением оперативно-разыскной деятельности в компьютерных сетях;
упрощение процедур экспорта высокотехнологичной продукции, производимой в сфере ИКТ;
комплексный подход к совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере ИКТ и его гармонизация с положениями международных конвенций и законодательством государств - членов Европейского союза.
2. Обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования ИКТ
Основными задачами этого направления являются расширение объема информации и перечня информационных услуг, предоставляемых гражданам и хозяйствующим субъектам органами государственной власти и органами местного самоуправления, формирование механизма общественного контроля их деятельности.
Решение этих задач будет основано на следующих принципах:
открытость деятельности органов государственной власти и общедоступность государственных информационных ресурсов;
- обеспечение оперативного информационного взаимодействия граждан и органов государственной власти, повышение доверия граждан к государству;
открытость процедур, связанных с проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для федеральных государственных нужд.
Использование ИКТ в работе органов государственной власти позволит расширить объем открытой информации о деятельности этих органов и обеспечить гражданам возможность ее оперативного получения из информационных систем, в том числе по таким важным вопросам, как законопроектная деятельность, бюджетный процесс, закупки продукции для федеральных государственных нужд, управление государственной собственностью, конкурсное замещение вакантных должностей.
3. Совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования ИКТ
Основной задачей мероприятий данного направления является повышение эффективности работы органов государственной власти и органов местного самоуправления путем обеспечения совместимости стандартов хранения информации и документооборота, подключения к компьютерным сетям органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, реализации отраслевых программ информатизации, создания межведомственных и местных информационных систем и баз данных. Использование ИКТ позволит обеспечить реализацию прав граждан России на свободное получение открытой информации из информационных систем, а также на использование других услуг, предоставляемых этими системами.
Использование ИКТ в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления будет осуществляться по следующим направлениям:
развитие системы электронного документооборота, локальных информационных сетей, использование стандартов делопроизводства и документооборота;
преимущественное использование алгоритмов и программ для ЭВМ, тексты которых открыты и общедоступны;
развитие систем межведомственного электронного документооборота, обеспечивающих сокращение сроков обработки документов;
повышение качества принимаемых управленческих решений путем распространения опыта, накопленного в социально-экономической сфере, консультирования и повышения квалификации.
Реализация работ должна сопровождаться комплексом организационных мероприятий, обеспечивающих координацию деятельности органов власти в сфере информатизации, разработку и внедрение стандартных решений, эффективное использование выделяемых на эти цели бюджетных средств.
4. Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрение ИКТ в реальный сектор экономики
Мероприятия этого направления предусматривают перевод в электронную цифровую форму большей части документооборота, осуществляемого между хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Для достижения данной задачи необходимо:
обеспечить согласованность действий органов государственной власти и органов местного самоуправления в процессе информационного обмена;
обеспечить совместимость стандартов обмена информацией, документооборота, принципов защиты информации, использования электронной цифровой подписи;
определить последовательность перехода к электронному документообороту.
В сфере содействия внедрению ИКТ в реальный сектор экономики основными задачами являются:
развитие рынка научно-технической продукции;
обеспечение эффективной передачи ИКТ, находящихся в государственной собственности, организациям гражданского сектора экономики;
развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание общественных пунктов подключения к открытым информационным системам;
сокращение издержек для выхода на рынок ИКТ новых хозяйствующих субъектов, стимулирование выхода российских производителей на мировой рынок ИКТ;
стимулирование хозяйствующих субъектов к повышению открытости их деятельности.
В рамках данного направления реализуются задачи применения ИКТ в организациях государственного сектора, в том числе оборонно-промышленного комплекса, одним из результатов чего должно стать развитие системы электронной торговли.
Важную роль в реализации данного направления будут играть технопарки, создаваемые как центры развития инновационного предпринимательства в сфере ИКТ.
В рамках данного направления предполагается разработка и реализация комплекса мер по содействию внешнеэкономической деятельности, включающего финансирование части издержек российских предпринимателей в сфере ИКТ при выходе на мировые рынки, содействие продвижению продукции российских предприятий и других организаций на эти рынки, проведение мероприятий, популяризирующих Российскую Федерацию как поставщика продукции и услуг в сфере ИКТ, участие Российской Федерации в международных мероприятиях и программах развития ИКТ и стандартизации в сфере ИКТ, поддержка проведения конференций, симпозиумов, семинаров и других общественных мероприятий по актуальным вопросам развития сферы ИКТ.
При разработке и реализации мер содействуя внешнеэкономической деятельности предусматривается участие предпринимателей, деловых кругов и общественных организаций, входящих в сферу ИКТ.
5. Развитие системы подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей
Мероприятия этого направления нацелены на совершенствование системы подготовки специалистов для работы с современными ИКТ, ее структурное изменение, обеспечение современного материально-технического оснащения учебного процесса. Мероприятия разработаны с учетом федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)".
Широкое развитие ИКТ и их проникновение во все сферы жизни общества требует подготовки не только соответствующих специалистов в рамках профессиональных образовательных программ, но и квалифицированных пользователей. При этом необходимо прогнозировать потребности общества в специалистах на 10-15 лет вперед и способствовать организации этой работы в настоящее время.
Основными задачами данного направления являются:
создание в отобранных учреждениях высшего профессионального образования современной методической и материально-технической базы подготовки и переподготовки специалистов для сферы ИКТ;
формирование необходимой кадровой, методической и материально-технической базы в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования;
создание нормативной правовой базы информатизации образования и развития системы дистанционного обучения;
развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
развитие системы приема на работу и продвижения по службе на конкурсной основе с использованием ИКТ.
[Далее идет текст не поддающийся сканированию]
Материалы доступны в бумажной версии издания
Использование ИКТ в средствах массовой информации будет осуществляться на основе конкурса проектов. При принятии решений о выделении средств из федерального бюджета для реализации подобных проектов будут учитываться профессиональный уровень творческих коллективов, наличие обоснованного проекта использования ИКТ и участие редакции в финансировании проекта. Конкурсы предполагается проводить на федеральном и региональном уровнях. При этом будет обеспечено тесное взаимодействие со сложившимися в данной сфере профессиональными объединениями.
7. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам
Одна из принципиальных проблем, которую необходимо решить при реализации Программы, - отсутствие в ряде районов России необходимой телекоммуникационной инфраструктуры и высокие тарифы на подключение к компьютерным сетям (в том числе к сети Интернет). Это делает открытые информационные системы недоступными для граждан с невысокими доходами, а также существенно ограничивает возможность их использования образовательными и научными учреждениями, учреждениями здравоохранения и культуры, бюджетными организациями, местными средствами массовой информации, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
[Далее идет текст не поддающийся сканированию]
Материалы доступны в бумажной версии издания
Для внедрения методов и технологий электронной торговли потребуется уточнить и дополнить существующую нормативную правовую базу с учетом международных норм и принятых Россией международных обязательств в сфере торговли.
Для достижения этих целей необходимо создать:
единую информационную инфраструктуру электронной торговли, включающую общероссийскую систему информационно-маркетинговых центров;
систему электронной торговли для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд;
единую базу данных товаров и услуг и систему ее поддержки.
Создание системы электронной торговли для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд позволит автоматизировать эти процессы во всех федеральных органах исполнительной власти, значительно уменьшить издержки государственных заказчиков при проведении конкурсов, сократить потери и злоупотребления. При этом для государственных заказчиков будут созданы типовые комплексы аппаратных и программных средств, необходимые для проведения электронной торговли при осуществлении закупок продукции для федеральных государственных нужд. Ожидается, что экономия бюджетных средств после внедрения системы составит примерно 15 процентов.
Система информационно-маркетинговых центров создается для решения следующих задач:
формирование единого информационного пространства, объединяющего данные о предложении и спросе по всей номенклатуре товаров и услуг;
подготовка информационно-аналитических материалов по различным аспектам состояния предложения и спроса товаров и услуг по регионам и по стране в целом;
формирование условий для значительного увеличения числа хозяйствующих субъектов -постоянных пользователей компьютерных сетей;
обеспечение информационной и функциональной взаимосвязи всех элементов, входящих в систему электронной торговли.
Создание системы информационно-маркетинговых центров будет способствовать поддержке и актуализации разрабатываемой в рамках данного направления единой базы данных о продукции и услугах, которая через компьютерные сети будет доступна для всех граждан, хозяйствующих субъектов и органов государственной власти:
9. Формирование общественной поддержки выполнения мероприятий Программы
В рамках данного направления планируется осуществить следующие мероприятия:
организация научно-практических конференций по проблемам развития ИКТ и их использованию в экономике России и социально-экономической сфере. По их результатам будут составляться рекомендации по внедрению принятых международным сообществом решений в области развития ИКТ, определяться основные перспективы и проблемы развития ИКТ в России;
реализация системы мониторинга эффективности использования ИКТ и информационных ресурсов в органах государственной власти и государственном секторе экономики, а также технической обеспеченности органов государственной власти, что позволит своевременно определять и устранять недостатки;
внедрение системы для слежения за выполнением нормативных правовых документов в области ИКТ, что позволит своевременно выявить их нарушение, будет содействовать демонополизации и снижению административных барьеров в сфере ИКТ;
организация обсуждения через сеть Интернет стандартов, необходимых для распространения ИКТ, анализ распространения различных стандартов ИКТ и их применения в деятельности независимых организаций, что даст возможность принимать оптимальные решения при выработке стандартов ИКТ, сочетающих международную совместимость программных и технических средств с национальными интересами государства, граждан и хозяйствующих субъектов;
обеспечение широкого информационного сопровождения Программы для привлечения к ней общественного внимания, осуществления поддержки ее реализации со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, предпринимательских кругов, организаций в сфере науки, культуры и образования. В сети Интернет будет создана электронная страница, освещающая ход реализации Программы;
осуществление мониторинга и анализ освещения в средствах массовой информации мероприятий, проводимых в рамках Программы, регулярная публикация аналитических обзоров о ходе' реализации Программы, отражающих в обобщенном виде реакцию на нее средств массовой информации;
ежегодное проведение конкурсов "Лучшее высшее учебное заведение в сфере ИКТ", "Лучшая школа в сфере ИКТ", "Лучший регион в сфере ИКТ", "Лучшее государственное учреждение в сфере ИКТ" для стимулирования внедрения и развития ИКТ.
Ожидаемые конечные, результаты реализации Программы,
Реализация Программы окажет воздействие на все сферы общественной жизни. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере ИКТ, направленное на упрощение порядка лицензирования и процедур сертификации, будет способствовать ускорению темпов развития этой области экономики.
Реализация программных мероприятий приведет, к увеличению количества хозяйствующих субъектов и развитию конкуренции в области ИКТ. При этом существенно повысятся стимулы для точного и полного соблюдения всех правовых норм, регламентирующих деятельность в сфере ИКТ, и сократится доля теневого рынка программного обеспечения, что позволит повысить доходы в этой области и увеличить налоговые поступления в бюджет.
Повышение спроса на продукцию ИКТ, вызванное их широким использованием в деятельности органов государственной власти и органами местного самоуправления, обеспечит в период до 2005 года прирост отечественного производства товаров и услуг в этой сфере и рост экспорта в размере 15-20 процентов ежегодно. Предполагается, что объем рынка информационных услуг и программного обеспечения возрастет к 2005 году в 2-3 раза и к 2010 году в 5-6 раз. Доля ИКТ в экономике увеличится в несколько раз и составит к 2010 году не менее 2 процентов общего объема российского рынка.
Быстрое развитие ИКТ, расширение применения современных ИКТ во всех сферах общественной жизни будет способствовать формированию более прогрессивной структуры экономики, создаст принципиально новые возможности для наращивания производства и экспорта отечественной высокотехнологичной продукции.
Реализация мероприятий Программы в области подготовки кадров и создание нормативной правовой базы для внешнеэкономической деятельности в сфере ИКТ позволят многократно увеличить объем экспорта из России информационных продуктов и услуг, который с учетом конъюнктуры мирового рынка к 2005 году составит более 2 млрд. долларов США.
Предусмотренные Программой меры по модернизации государственного управления и местного самоуправления обеспечат кардинальное ускорение процессов информационного обмена
[Далее идет текст не поддающийся сканированию]
Материалы доступны в бумажной версии издания
Использование современных ИКТ при осуществлении работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления позволит сократить издержки на управление, в том числе за счет высвобождения части технического персонала этих органов. Долю электронного документооборота в общем объеме документооборота в этих органах предполагается довести до 65 процентов внутри ведомств и до 40 процентов в межведомственном документообороте.
Создание системы электронной торговли для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд позволит сэкономить от 20 до 40 процентов средств соответствующих бюджетов, выделяемых на подготовку и проведение торгов и организацию закупок.
Большое значение будет иметь интеграция государственных и муниципальных информационных ресурсов в единую информационную систему, что позволит сократить возможности для финансовых махинаций, нарушения законов, уклонения от уплаты налогов.
В результате реализации Программы фактически сформируется единый порядок сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации (информационный процесс), что существенно повысит возможности координации действий силовых структур и будет способствовать повышению безопасности и обороноспособности страны.
Предусматриваемые Программой меры по ускорению распространения современных способов передачи информации и внедрению электронного документооборота в сфере предпринимательства приведут к сокращению времени на заключение сделок, осуществление взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления и, в конечном счете, к сокращению торговых издержек, повышению конкурентоспособности отечественной продукции.
Реализация Программы создаст необходимые условия для приведения стандартов России в сфере ИКТ в соответствие с мировой системой стандартов, будет способствовать расширению присутствия России в сети Интернет, увеличению количества направлений и масштабов участия России в международном разделении труда. Показателем эффективности Программы в этой области будут объемы произведенных в России информационных ресурсов в сети Интернет, их доля в общих мировых ресурсах, а также объемы внешнеэкономической деятельности в сфере ИКТ.
Большое значение будет иметь создание единого информационного пространства на всей территории страны. Развитие ИКТ создаст предпосылки для преодоления экономического отставания отдельных территорий, обеспечит гражданам и организациям независимо от мест проживания и расположения равную общедоступность всех отечественных и мировых открытых информационных ресурсов.
Вследствие особой географической протяженности и организационной централизации информационных ресурсов России во многих регионах особо важно наличие возможности подключения к удаленным информационным системам для обеспечения граждан и хозяйствующих субъектов необходимыми сведениями. Развитие ИКТ потенциально позволит всем гражданам получать медицинские, юридические и иные виды консультационных услуг, оказываемых высококвалифицированными специалистами, существенно увеличит возможности обучения и повышения квалификации с помощью системы дистанционного обучения, явится важным шагом на пути развития демократии и реального обеспечения равных прав всех граждан в области информации. Показателем наличия таких потребностей может служить быстрый рост числа пользователей сети Интернет и объема получаемых с ее помощью услуг.
Реализация мероприятий Программы обеспечит опережающий рост числа пользователей компьютерных сетей и объемов передаваемой информации по сравнению с ростом числа компьютеров. Прогнозируется, что количество пользователей сети Интернет вырастет к 2005 году по сравнению с 2000 годом более чем в 8 раз. Важным условием распространения сети Интернет являются тарифы на подключение и использование этой сети. Ожидается, что расширение рынка услуг в сфере ИКТ позволит снизить эти тарифы к 2005 году на 40 процентов, к 2010 году примерно вдвое и довести месячный тариф за произвольное время подключения к сети Интернет до 3 минимальных размеров оплаты труда.
На базе развития современных методов информационного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и организациями появятся принципиально новые возможности для обеспечения открытости и гласности принятия решений, повышения уровня доверия и взаимодействия, сокращения затрат времени на реализацию гражданами России своих конституционных прав и обязанностей.
Значительное место в Программе уделено мероприятиям по развитию технологий обучения с использованием ИКТ и подготовке специалистов в сфере ИКТ, в результате чего повысится эффективность обучения, упростится получение гражданами образования путем широкого использования информационных ресурсов в области образовательных программ. Кроме того, в результате реализации мероприятий Программы в сфере образования будет обеспечено повышение общего уровня грамотности граждан в области современных методов работы с информацией, развитие системы подготовки специалистов для сферы ИКТ. Предусмотренные в Программе темпы распространения ИКТ резко увеличат потребность в специалистах в этой области. К 2005 году ежегодная потребность в специалистах со средним и высшим профессиональным образованием составит до 100 тыс. человек, а к концу срока действия Программы более 130 тыс. человек. Программой предусмотрено обеспечить к 2005 году подготовку ежегодно не менее 25 тыс. специалистов в сфере ИКТ с высшим профессиональным образованием и не менее 60 тыс. специалистов в этой области с начальным и средним профессиональным образованием. Дальнейшее развитие кадрового потенциала будет определяться потребностями в указанных специалистах. С учетом реализации федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" предполагается подключить к информационным системам (включая подключение к сети Интернет) к 2005 году все высшие учебные заведения, а к 2010 году - все средние специальные учебные заведения.
В целом реализация Программы позволит существенно повысить конкурентоспособность экономики страны за счет снижения издержек и повышения качества продукции и услуг, эффективности государственного управления и местного самоуправления, обеспечит рост качества жизни граждан, сократит отставание от развитых стран мира, позволит избежать информационной и экономической изоляции от мировой экономики и мирового сообщества, обеспечит развитие процессов международной интеграции.
По материалам постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)"".
3, стр. 64-72, Вопросы управления для руководителей органов исполнительной власти
28.06.2002
|