СОБЛЮДАЙ ДИСТАНЦИЮ
Эксперты утверждают: не пройдет и десяти лет, как подросток из глухой сибирской глубинки сможет учиться в МГУ, не выходя из дома. Эксперты считают, что за дистанционным образованием - будущее. Однако до того, чтобы в России это стало реальностью, еще далеко.
Россия, когда-то гордившаяся почти стопроцентной грамотностью и самым читающим населением в мире, сегодня в "давосском" рейтинге 59 развитых государств борется за "почетное" 58 - 59-е место с Украиной. Этот печальный факт - прямое следствие того, что в сегодняшней России позволить себе такую роскошь, как высшее образование, могут далеко не все. Поэтому в последнее время правительство всерьез озаботилось созданием условий для равного доступа к образованию жителей всех регионов, вне зависимости от материального статуса. Правда, пока безрезультатно.
Одним из перспективных направлений, которое, с одной стороны, уравняет шансы выпускников школ на получение качественного образования, а с другой - позволит студенту, не меняя места жительства, выбирать, в каком вузе и какому предмету учиться, является развитие программ дистанционного образования.
Дистанционно, через Интернет, можно будет учиться как в обычных университетах, так и в Интернет-школах и Интернет-университетах (которые сейчас начинают создаваться).
Интернет-школы (первая начнет работать уже в сентябре 2002 г.) рассчитаны на тех детей, которые не смогут посещать обычную школу. Образование там будет бесплатным.
Что касается высшего образования, то Интернет-университеты должны стать аналогами обычных вузов. Уже сейчас возможность учиться виртуально дает ряд российских университетов (см. комментарий). На Западе эта практика развита довольно широко. В отличие от школ за получение высшего образования через Интернет нужно будет платить. Однако обойдется это фактически заочное обучение намного дешевле, нежели очное. Так, годовой курс в Интернет-вузе обойдется в $500 - 1500, в то время как очное обучение сейчас стоит не менее $2000.
Студенты, выбрав вуз (или курсы в нескольких вузах), получат все необходимые материалы - лекции, книги и т.п. - на разных носителях - традиционных бумажных, CD, аудио- и видео. За каждым студентом закрепят преподавателя-куратора, который будет консультировать, проверять контрольные работы, помогать готовиться к экзаменам и т.д. При этом студент сам сможет устанавливать сроки обучения: за один семестр вполне возможно пройти курс, который в дневном вузе изучают целый год, или наоборот - растянуть этот семестр на год или два. Кстати, "дистанционный" диплом западных вузов ничем не отличается от обычного. Возможно, в России в скором времени появится похожая система.
Компьютеры на село Чтобы в мазанке и яранге засветился голубой экран монитора, нужно создать единую информационную систему и обеспечить нужную инфраструктуру - поставить компьютеры, протянуть сети. Для этого правительство приняло федеральные целевые программы "Развитие единой информационной образовательной среды" (2001 - 2005 гг.) и "Электронная Россия" (2002 - 2010 гг.) и заложило на их реализацию 56 млрд. рублей ($1, 8 млрд.). В нынешнем году общее финансирование программ составило 1, 6 млрд. рублей, а в 2003 году из бюджета планируется выделить 5 млрд. рублей бюджетных денег.
На эти средства в ближайшем будущем предстоит оборудовать все учебные заведения страны (школы, техникумы, вузы) современным компьютерным оборудованием, электронными учебниками и т.д. На компьютеризацию всех школ (которых в стране около 45 тыс.) и создание там компьютерных классов потребуется около $792 млн. Следующим шагом станет подведение коммуникаций и создание общероссийской сети.
Существуют два варианта развития этой сети - прокладка оптико-волоконных линий либо установление спутниковых каналов связи. Сейчас уже решено, что большинство государственных школ будет выходить в Интернет через спутниковую связь, что, с учетом российских расстояний, существенно дешевле, нежели тянуть кабель. Тем не менее минимальные затраты на обслуживание такой сети составят в масштабах страны более $1 млн. ежегодно.
Ко всем государственным вузам связь будет прокладываться по земле (оптические каналы предпочтительнее спутниковых, так как быстрее работают, обеспечивают лучшее качество связи и т.д.). Поддержание работы наземных цифровых каналов обойдется еще в $1, 5 - 2 млн. в год.
Параллельно с техническим оснащением предполагается создать единый мегапортал "Российское образование", в который будут встроены порталы: электронная библиотека, единый экзамен, социально-экономические дисциплины, педагогика средней школы, гуманитарные дисциплины и т.д. В них будут содержаться учебные программы (для школ, вузов, профтехучилищ), игровые обучающие программы, тесты, программы дистанционного обучения, электронные учебники и др.
Понятно, что для эффективного использования всех новаций потребуется глобальная переподготовка преподавательского состава. Всего в России работают 1, 5 миллиона учителей. За пять лет предполагается обучить 850 тысяч из них. Преподавателям предстоит пройти курсы повышения квалификации сроком от 1 до 6 месяцев. И наконец, будут созданы 3 тысячи ресурсных и сервисных центров, которые станут обслуживать системы связи, займутся апгрейдом компьютеров и т.п.
Основные средства на проведение реформы поступят из федерального бюджета, на долю местных бюджетов ляжет создание условий для переподготовки учителей, финансирование части технического обслуживания и т.д.
Очевидно, что все эти грандиозные планы могут быть реализованы не ранее чем через 10 - 15 лет. И хотя традиционному образованию ничего пока не грозит, специалисты считают, что в отдаленной перспективе у Интернет-вузов - большое будущее.
***
Александр Тихонов, директор ГНИИ ИТТ "Информика" (отвечает за реализацию программы "Развитие единой информационной образовательной среды"):
"У России уже есть достаточно успешный опыт применения электронных технологий в системе отечественного образования. Программа информатизации образования была разработана почти десять лет назад. То, что в рамках этой программы было сделано в государственных вузах, сейчас реализуется в масштабе всей страны на всех ступенях обучения.
У школьников и студентов появится больше возможностей, например можно будет решать задачки, используя трехмерное изображение, звук, видео и т.д. Ученик сам сможет себя проверить по системе тестов. Расширятся возможности в проведении практических занятий. Сейчас многие лаборатории и НИИ бездействуют из-за недостатка средств. Создание виртуальных лабораторий позволит эти средства сэкономить. Ведь содержать всего одну лабораторию удаленного доступа, которой смогут пользоваться сотни вузов, обойдется намного дешевле.
С развитием дистанционного обучения студенты получат возможность не только учиться в вузе без обязательного посещения, но и изучать курсы в других институтах и сдавать там зачеты и экзамены (например, студент ЛГУ вполне может прослушать курс по физике у хабаровского профессора и получить диплом). Для облегчения этой задачи университеты сейчас объединяются в ассоциации, признавая эквивалентный уровень подготовки в определенных дисциплинах. Это позволяет вводить систему взаимозачетов, широко распространенную на Западе. Уже сегодня по Интернету вы можете обучаться в МЭСИ, Современном гуманитарном университете, Томском университете и ряде других вузов".
МАРИЯ МИКЕЛИ, 26, стр. 20-21, Профиль
08.07.2002
|