Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

«Электронная Россия: проблемы и перспективы»
Интернет-конференция

Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия»


СОБЛЮДАЙ ДИСТАНЦИЮ

Эксперты утверждают: не пройдет и десяти лет, как подросток из глухой сибирской глубинки сможет учиться в МГУ, не выходя из дома. Эксперты считают, что за дистанционным образованием - будущее. Однако до того, чтобы в России это стало реальностью, еще далеко.

Россия, когда-то гордившаяся почти стопроцентной грамотностью и самым читающим населением в мире, сегодня в "давосском" рейтинге 59 развитых государств борется за "почетное" 58 - 59-е место с Украиной. Этот печальный факт - прямое следствие того, что в сегодняшней России позволить себе такую роскошь, как высшее образование, могут далеко не все. Поэтому в последнее время правительство всерьез озаботилось созданием условий для равного доступа к образованию жителей всех регионов, вне зависимости от материального статуса. Правда, пока безрезультатно.

Одним из перспективных направлений, которое, с одной стороны, уравняет шансы выпускников школ на получение качественного образования, а с другой - позволит студенту, не меняя места жительства, выбирать, в каком вузе и какому предмету учиться, является развитие программ дистанционного образования.

Дистанционно, через Интернет, можно будет учиться как в обычных университетах, так и в Интернет-школах и Интернет-университетах (которые сейчас начинают создаваться).

Интернет-школы (первая начнет работать уже в сентябре 2002 г.) рассчитаны на тех детей, которые не смогут посещать обычную школу. Образование там будет бесплатным.

Что касается высшего образования, то Интернет-университеты должны стать аналогами обычных вузов. Уже сейчас возможность учиться виртуально дает ряд российских университетов (см. комментарий). На Западе эта практика развита довольно широко. В отличие от школ за получение высшего образования через Интернет нужно будет платить. Однако обойдется это фактически заочное обучение намного дешевле, нежели очное. Так, годовой курс в Интернет-вузе обойдется в $500 - 1500, в то время как очное обучение сейчас стоит не менее $2000.

Студенты, выбрав вуз (или курсы в нескольких вузах), получат все необходимые материалы - лекции, книги и т.п. - на разных носителях - традиционных бумажных, CD, аудио- и видео. За каждым студентом закрепят преподавателя-куратора, который будет консультировать, проверять контрольные работы, помогать готовиться к экзаменам и т.д. При этом студент сам сможет устанавливать сроки обучения: за один семестр вполне возможно пройти курс, который в дневном вузе изучают целый год, или наоборот - растянуть этот семестр на год или два. Кстати, "дистанционный" диплом западных вузов ничем не отличается от обычного. Возможно, в России в скором времени появится похожая система.

Компьютеры на село Чтобы в мазанке и яранге засветился голубой экран монитора, нужно создать единую информационную систему и обеспечить нужную инфраструктуру - поставить компьютеры, протянуть сети. Для этого правительство приняло федеральные целевые программы "Развитие единой информационной образовательной среды" (2001 - 2005 гг.) и "Электронная Россия" (2002 - 2010 гг.) и заложило на их реализацию 56 млрд. рублей ($1, 8 млрд.). В нынешнем году общее финансирование программ составило 1, 6 млрд. рублей, а в 2003 году из бюджета планируется выделить 5 млрд. рублей бюджетных денег.

На эти средства в ближайшем будущем предстоит оборудовать все учебные заведения страны (школы, техникумы, вузы) современным компьютерным оборудованием, электронными учебниками и т.д. На компьютеризацию всех школ (которых в стране около 45 тыс.) и создание там компьютерных классов потребуется около $792 млн. Следующим шагом станет подведение коммуникаций и создание общероссийской сети.

Существуют два варианта развития этой сети - прокладка оптико-волоконных линий либо установление спутниковых каналов связи. Сейчас уже решено, что большинство государственных школ будет выходить в Интернет через спутниковую связь, что, с учетом российских расстояний, существенно дешевле, нежели тянуть кабель. Тем не менее минимальные затраты на обслуживание такой сети составят в масштабах страны более $1 млн. ежегодно.

Ко всем государственным вузам связь будет прокладываться по земле (оптические каналы предпочтительнее спутниковых, так как быстрее работают, обеспечивают лучшее качество связи и т.д.). Поддержание работы наземных цифровых каналов обойдется еще в $1, 5 - 2 млн. в год.

Параллельно с техническим оснащением предполагается создать единый мегапортал "Российское образование", в который будут встроены порталы: электронная библиотека, единый экзамен, социально-экономические дисциплины, педагогика средней школы, гуманитарные дисциплины и т.д. В них будут содержаться учебные программы (для школ, вузов, профтехучилищ), игровые обучающие программы, тесты, программы дистанционного обучения, электронные учебники и др.

Понятно, что для эффективного использования всех новаций потребуется глобальная переподготовка преподавательского состава. Всего в России работают 1, 5 миллиона учителей. За пять лет предполагается обучить 850 тысяч из них. Преподавателям предстоит пройти курсы повышения квалификации сроком от 1 до 6 месяцев. И наконец, будут созданы 3 тысячи ресурсных и сервисных центров, которые станут обслуживать системы связи, займутся апгрейдом компьютеров и т.п.

Основные средства на проведение реформы поступят из федерального бюджета, на долю местных бюджетов ляжет создание условий для переподготовки учителей, финансирование части технического обслуживания и т.д.

Очевидно, что все эти грандиозные планы могут быть реализованы не ранее чем через 10 - 15 лет. И хотя традиционному образованию ничего пока не грозит, специалисты считают, что в отдаленной перспективе у Интернет-вузов - большое будущее.

***

Александр Тихонов, директор ГНИИ ИТТ "Информика" (отвечает за реализацию программы "Развитие единой информационной образовательной среды"):

"У России уже есть достаточно успешный опыт применения электронных технологий в системе отечественного образования. Программа информатизации образования была разработана почти десять лет назад. То, что в рамках этой программы было сделано в государственных вузах, сейчас реализуется в масштабе всей страны на всех ступенях обучения.

У школьников и студентов появится больше возможностей, например можно будет решать задачки, используя трехмерное изображение, звук, видео и т.д. Ученик сам сможет себя проверить по системе тестов. Расширятся возможности в проведении практических занятий. Сейчас многие лаборатории и НИИ бездействуют из-за недостатка средств. Создание виртуальных лабораторий позволит эти средства сэкономить. Ведь содержать всего одну лабораторию удаленного доступа, которой смогут пользоваться сотни вузов, обойдется намного дешевле.

С развитием дистанционного обучения студенты получат возможность не только учиться в вузе без обязательного посещения, но и изучать курсы в других институтах и сдавать там зачеты и экзамены (например, студент ЛГУ вполне может прослушать курс по физике у хабаровского профессора и получить диплом). Для облегчения этой задачи университеты сейчас объединяются в ассоциации, признавая эквивалентный уровень подготовки в определенных дисциплинах. Это позволяет вводить систему взаимозачетов, широко распространенную на Западе. Уже сегодня по Интернету вы можете обучаться в МЭСИ, Современном гуманитарном университете, Томском университете и ряде других вузов".


МАРИЯ МИКЕЛИ, 26, стр. 20-21, Профиль
08.07.2002
Материалы по теме:
Конференция
Минсвязи России
ФЦП «Электронная Россия»
Текст ФЦП
Биография Короткова А.В.
СМИ о ФЦП «Электронная Россия»
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Минсвязи России
Рамблер
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации