Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

«Электронная Россия: проблемы и перспективы»
Интернет-конференция

Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия»


В ГОСТЯХ: АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ, ВЛАДИМИР ДРАЖИНОВ

27 Июня 2002 [20:35-21:35],
В гостях: Андрей Яковлев, Владимир Дражинов
Ведущие: Ольга Бычкова

27 июня 2002 года
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" директор Центра компетенции по электронному правительству при Российско-Американской Торговой Палате Владимир Дражинов и Андрей Яковлев, проректор ГУ-ВШЭ
Эфир ведет Ольга Бычкова
О.БЫЧКОВА: Мы сегодня будем обсуждать важный федеральный проект, рассчитанный на десятилетие, который называется "Электронная Россия". Добавлю, что эфир подготовлен совместно радиостанцией "Эхо Москвы" и Высшей школой экономики. Итак, амбициозный проект, который стоит кучу денег, и который, по замыслу авторов и реализаторов, должен существенно изменить нашу жизнь и взаимоотношения между государством и обществом. Что это такое, начнем с самого начала – что задумано, и что должно произойти в 2010 г.?
А.ЯКОВЛЕВ: Если начать с самого начала, то идея этого проекта появилась в ходе обсуждений в 2000 г. в Центре стратегических разработок Грефа, когда писалась его программа. Эта идея рождалась из контактов из клуба "20-15" – есть такой клуб с довольно энергичными менеджерами и собственниками, идея сводилась к созданию новой технологической базы, основанную на информационных технологиях, для развития экономики и общества, и для повышения эффективности всех процессов, которые у нас есть в этих сферах. Программа была подготовлена в течение нескольких месяцев в начале прошлого года, уже в июне 2001 г. программа была одобрена правительством. После чего она довольно долго согласовывалась ведомствами и аппаратом правительства, и в январе текущего года была утверждена, и уже началась реализация программы.
О.БЫЧКОВА: Программа рассчитана на срок до 2010 г. – что на выходе? Человек, который со своей просьбой, жалобой, идет сегодня к чиновнику, теперь будет подходить к компьютеру, и таким способом общаться с органами власти?
А.ЯКОВЛЕВ: В том числе. Хотя не только это. То, что вы называете – это внешний эффект, может быть наиболее важный, такого компонента программы, как электронное правительство, когда предполагается, что деятельность органов власти будет прозрачна и открыта для граждан и бизнеса. То есть можно будет не только скачать из Интернета форму налоговой декларации, но и по тому же Интернету отправить ее в местную налоговую инспекцию.
О.БЫЧКОВА: На сайте российского правительства уже есть такая форма – когда можно будет с помощью электронной почты прислать заявление, написать письмо?
А.ЯКОВЛЕВ: В Америке можно на сегодняшний день получить автомобильные права по Интернету – безусловно, тут требуется сдача экзаменов предварительно. Но уже заменить старые права на новые можно, пользуясь электронной почтой, тем самым минимизируя контакт между гражданином и чиновником. Внедрение электронных технологий в системе налоговой службы США привело к тому, что они могут анализ документов, которые они делали в течение 8 месяцев, сейчас провести за 40 минут.
О.БЫЧКОВА: Разговор о том, чтобы платить налоги с помощью Интернета, ведется и в России. Здесь все дело, насколько я понимаю, упирается в законодательство и в такую проблему, которая называется электронная подпись. В каких еще сферах можно использовать современные технологии?
В.ДРАЖИНОВ: Конечно, вопрос электронной подписи это вопрос, который интенсивно сейчас обсуждается профессионалами – здесь есть много проблем в части реализации. На многих последних конференциях мы видели некие подвижки, люди работают над этим, поэтому я думаю, что в ближайшее время будет построена система, которая обеспечит нам электронное подписание документов. Но есть некие вещи ближе к народу. Надо сказать, что за все время развития государства, не только у нас, но и во всем мире, произошла некая грануляция мелкая всех видов услуг гражданам со стороны государства. И в результате какие-то жизненные проблемы заставляют человека в силу этой грануляции обращаться в разные организации. Тот, кто занимался продажей своей квартиры, знает, сколько надо справок принести из скольких многих организаций с тем, чтобы этот процесс состоялся. Поэтому сейчас в части электронного правительства и отношение граждан с ним идет основное направление создания так называемого "единого окна". Если есть некая услуга, например, продажа автомобиля, то хотелось бы придти в одно место, и решить все проблемы, собрать все справки, выдать полный пакет, и придти один раз. А это может быть сделано за счет того, что вы по электронной почте предварительно все зашлете, и после этого вас соответствующая организация пригласит на прием с тем, чтобы в вашем присутствии решить этот вопрос. Это один подход. И есть жизненная проблема, которая близка, например, автомобилистам – например, в США есть база данных – вы покупаете неновую машину, и хотите знать, что с ней было раньше. У нас же база данных о машинах закрыта. Я не понимаю, почему ГАИ держит закрытой базу данных угнанных автомобилей, хотя мне кажется в этой информации нет ничего смертельного, и она нужна всем людям для того. чтобы придя на рынок, сразу же иметь возможность проверить, угнана она, или нет. Это тоже из области взаимоотношений граждан с государством. О.БЫЧКОВА: Это понятно. Это то, что касается приземленных практических проблем. Но этим отношение граждан с государством не исчерпывается. Миллионы рублей, которые вкладываются в эту программу, рассчитаны, наверное, не только на то, чтобы мы знали, какие автомобили мы покупаем.
А.ЯКОВЛЕВ: Если говорить о целях программы – мы сейчас, не сознавая этого, переходим в какую-то другую экономику, другое общество. Смена веков происходит не только на календаре, но и в реальной жизни. И на сегодня уже всеми признается, что интеллектуальный труд все более высоко ценится. И возникает расширительное понимание термина новая экономика. Это совокупность нескольких секторов, которые основаны на интеллектуальном среде - инновации, исследования, консалтинг, образование, - которые создают все большую долю добавленной стоимости в развитых странах – это сектора сферы услуг, но эти сектора могут дать что-то для общества и экономического развития в том случае, если у них есть соответствующая технологическая база. И такой базой все в большей степени выступают информационные технологии, интернет-экономика. И понимание новой экономики как сочетания интеллектуальных ресурсов и новых информационных технологий – это то, к чему нам должна помочь придти наша программа. Потому что помимо компонентов, связанных с электронным правительством, там есть достаточно большой блок затрат, связанный с подключением к Интернету. Потому что некий рост IТ-индустрии начинается с того, что не менее 10% населения имеют доступ к Интернету.
О.БЫЧКОВА: А сколько в России пользователей Интернета?
А.ЯКОВЛЕВ: Это очень интересный вопрос, потому что вот уже полгода программа реализуется, а мы сами не знаем, где мы находимся. И оценки этого параметра пляшут от 3 до 5 млн. человек – это получается 2-3% населения, до 12-15 – хотя, на мой взгляд, первые цифры ближе к действительности. Очевидно, что мы существенно отстаем от развитых стран по этому параметру, и нам до уровне в 10% нужно еще идти какое-то время. Рост происходит, но проблема в том, что у нас до сих пор нет адекватной статистической базы. Мы не совсем располагаем системой координат, к сожалению. И одна из наших задач – разработка системы индикаторов, позволяющих характеризовать развитие IТ-технологий и степень их применения в обществе и в экономике.
В.ДРАЖИНОВ: Еще добавлю по поводу новой экономики. Если идти по улицам российских городов, то можно подумать, что наше общество состоит из одних здоровяков и спортсменов. В то же время наше общество состоит из детей, стариков, больных, инвалидов и т.д. Во многих развитых странах ставится задача с помощью IТ- технологий вовлечь в жизнь общества этих людей, которые имеют ограниченные возможности по физическому включению в жизнь общества. При этом очень интенсивно на Западе развивается направление под названием "теле-работы", или "теле-компьютинг". В США есть программа по переводу федеральных служащих на работу на дому. В принципе, это выражается в конкретных цифрах – чтобы на 25% каждый год увеличивалось число федеральных служащих, работающих в надомном режиме.
О.БЫЧКОВА: То есть его личное присутствие в офисе не требуется.
В.ДРАЖИНОВ: Да, я называю это – расти по службе, не выходя из дома. Это нам указывается на перспективное состояние общества, возможно, к которому мы придем. А это и экологию сразу улучшает, снижает нагрузку и психическую, и физическую на людей.
А.ЯКОВЛЕВ: Но существенное наше отличие от той же Америки – в том, что там те же пользователи возникали за счет частного спроса – был спрос со стороны домохозяйств и со стороны бизнеса, и благодаря этому развивалась система в целом. Наша проблема – если мы пытаемся сокращать разрыв, то, видимо, нам нужно будет делать другой акцент на соотношении частных и публичных компьютеров. По этому же пути, опережая нас, идет Бразилия – у них реализуется аналогичная программа, которая предусматривает общественных пунктов доступа к компьютерам, к которым может подойти каждый гражданин. Это делается либо в школах, либо в отделениях связи, либо в других местах общего пользования. Так что, если мы хотим говорить об эффекте не только в крупных городах, но и в стране в целом, нужно будет реализовывать некую программу подключения к Интернету для бюджетных учреждений, и прежде всего, образовательных, поскольку начинать нужно именно с молодежи, чтобы она понимала, что это такое, зачем, и умела использовать Интернет для своей повседневной жизни.
О..БЫЧКОВА: Все-таки меня не оставляет чувство, что речь идет о каких-то фантастических проектах, которые к 2010 г. слабо осуществимы. У меня есть данные, что не то, что в России – 2-4, или менее 10% населения представляют, что такое Интернет и имеют туда доступ, но, например, около 75% населения земли этого не знают. Компьютеры имеют в мире около 5% населения. И больше половины жителей планеты вообще никогда не звонили даже по телефону. В России многие знают, что такое телефон, слава Богу. Реплика на пейджер от Михаила: "Очередной грандиозный проект – очередное воровство, и он вспоминает скоростную магистраль между Москвой и Ст.-Петербургом". И сейчас самое время задать вопрос нашим слушателям - насколько все эти очередные грандиозные проекты им близки? Согласны ли вы, как налогоплательщики, чтобы государство тратило деньги на электронизацию всей страны – это термин. Который предложил Владимир Иванович. Если вы отвечаете на этот вопрос положительно. И считаете, что это необходимо, вы набираете телефон 995-81-21, если же вы считаете, что это нам чуждо, все это дорогостоящие игрушки, или, как Михаил, - что это очередное воровство – 995-81-22. Опрос начался. А сейчас послушаем наших слушателей по телефону прямого эфира.
ЮРИЙ: Я бы хотел поставить вопрос немножко по-другому – я согласен задуматься, чтобы стать налогоплательщиком, если эта система заработает.
О.БЫЧКОВА: Мы исходим из того, что вы уже платите налоги.
ЮРИЙ: Я считаю, что правительство обязано расходовать деньги на это, и как можно быстрее. И это нужно было делать не до 2010 года, а уже вчера. Потому что все проблемы России связаны с тем, что у нас полный беспредел, связанный с тем, что мы не знаем, куда в стране деньги уходят, откуда приходят, кто ими распоряжается. И сама процедура вноса денег налогоплательщиком безобразна и омерзительна, и именно поэтому страна теряет гигантские деньги. В нашей стране, безусловно, лучше иметь дело с компьютером, чем с человеком - это априори, здесь не может быть других вариантов.
О.БЫЧКОВА: Спасибо. Послушаем еще один звонок.
АЛЕКСАНДР: Спасибо за эту программу - я согласен, чтобы мои налоги шли на эту программу. Обязательно это нужно. Но хотелось бы приблизить это к жизни – инновации это хорошо, но у нас нет даже расписания работы ДЭЗов, когда и в какое время можно пройти техосмотр машины. И еще очень важное – законы и нормативные акты людям недоступны. Все базы абсолютно платные – мы не можем знать, что принято Думой, какие законы действуют в городе, в стране – они недоступны в Интернете.
О.БЫЧКОВА: Итак, у меня есть результаты нашего интерактивного голосования. Нам позвонило 823 человека. Мнения разделились почти пополам – 51% ответили "да", 49% ответили "нет". Когда мнения делятся пополам, это означает, видимо, что ответ в обещстве не сформировался?
А.ЯКОВЛЕВ: На самом деле, меня порадовали комментарии, которые прозвучали в эфире – то есть то, что часть людей сознает, что это нужно, это уже достаточно большой прогресс, потому что когда это все начиналось, год-полтора назад, для основной части слушателей сами эти термины были непонятны и не имели особого смысла и содержания. Мы развиваемся в этом отношении очень быстрыми темпами. Хотя, наверное, стоит отметить, что пока это развитие идет без особого воздействия со стороны государства. Это пока естественный процесс, а функция государства – попытаться этот процесс ускорить и направить в более эффективное русло. А голосование отражает реальную ситуацию. Более того, у нас на сайте ВШЭ тоже проводилась дискуссия по этой программе.
О.БЫЧКОВА: Кстати, напомните адрес сайта – там действительно совершенно официальные документы правительства и масса мнений и публикаций на эту тему.
А.ЯКОВЛЕВ: Это - www.hse.ru
О.БЫЧКОВА: Что известно о подобных проектах в других странах?
В.ДРАЖИНОВ: Надо сказать, что это дело не новое, конечно. Лет 6 назад была такая коллективная программа в то время стран "семерки", хотя и Россия участвовала в этом проекте – в части создания глобального информационного общества. В рамках этого проекта было несколько направлений. В частности, так называемая "электронизация культурного наследия" – имелась ввиду работа по переносу в электронную форму документов, изображений – с тем, чтобы люди, которые не имеют физической возможности переместиться в музеи, могли бы насладиться эстетическим богатством, что накопило человечество. Эти проекты сейчас продолжаются – известен проект Эрмитажа или Третьяковской галереи. Я уже не говорю о западных известных музеях. Там же было такое направление, как автоматизация и информатизация отношений трудящихся с правительством, и другие подобные проекты. Хотелось бы отметить, что этот глобальный проект закончился в 2000 г., и хотя номинально Россия там участвовала, на самом деле, конечно, она никакого реального участия не принимала. Я бы только сказал, что только с Окинавской хартией подписания о совместном создании глобального информационного общества в 2000 г., которую подписал президент Путин от имени России – это та точка отсчета, с которой и началась реальная электронизация России. И я считаю, что это колоссальный сдвиг в части того, что появилась такая долгосрочная программа с такими достаточно амбициозными задачами. И еще нужно отметить следующий момент – я считаю, ваше голосование замечательным потому, что как говорят показатели проникновения электронизации в быт – они достаточно малы, это тот самый 3-5% пользователей Интернета, которые говорят, что это скорее забава, чем реальное подспорье. Хотя есть люди, и мы их знаем, которые за счет Интернета оформили домашние офисы, и вполне спокойно занимаются на дому консультационной работой, проектированием, созданием музыкальных произведений и т.д. Надо сказать, что всемирная паутина это бесконечный кладезь информации, и каждый человек, который озадачен каким-то вопросам, мне кажется, на 90% может найти в нем ответ. Естественно, что эти возможности расширяются, если человек знает не только русский язык. Это, кстати, один из вызовов людям, которые хотят быть участниками этого сообщества – чем больше языков человек знает, тем больше миров и культуры он себе открывает.
А.ЯКОВЛЕВ: Я хотел бы вернуться к реплике человека, который хотел бы, чтобы в интернете было хотя бы расписание работы ДЭЗа или паспортного отдела милиции.
О.БЫЧКОВА: Да, что мешает отделению милиции завести свой сайт?
А.ЯКОВЛЕВ: Правильно. Меня и порадовало, что люди хотят именно этого, уже возникает понимание бытовой необходимости, возможности применения интернета. Те же замечательные наши госорганы пока этого, например, не понимают. И одна из задач программы – скоординировать деятельность ведомств, то есть заставить их перейти на информационные технологии в своей деятельности, раскрыть информацию о самих себе, и тем самым уменьшить издержки граждан по потере времени.
О.БЫЧКОВА: Все-таки вопрос динамики того, как это развивается, в том числе и в России, остается мне не ясен. На сайте журнала "Компьютерра" я нашла такие цифры – в Великобритании 60% домов, подключенных к интернету, принадлежат состоятельным гражданам. А из группы населения с малыми доходами имеют доступ к сети всего 5-7% британцев - цифры, близкие к нашим. И еще – около 70% жителей земли живут охотой, собирательством, сельским хозяйством. Более 25% населения живут в промышленно развитых странах, и те, на которые могут быть рассчитаны ваши перспективные проекты – это всего 2-3% населения планеты – то, что называется люди, ориентированные на будущее. Как можно оценить готовность России к полномасштабной реализации проектов электронизации?
А.ЯКОВЛЕВ: То, о чем вы говорите, это глобальная проблема. И отнюдь, действительно, не российская. Это культурная, социальная, экономическая проблема. Это проблема цифрового разрыва, сводится к тому, что были, грубо говоря, страны богатые и бедные, и сейчас это расслоение в мире усиливается – за счет того, что богатые страны аккумулируют знания, хотя они позволяют создать достаточно высокий уровень жизни для своих низших слоев, не порождая социального напряжения. Но то, что мы наблюдаем по линии Север-Юг – исламский юг, который начинает устраивать те же теракты в Америке – это некая реакция на расслоение мира, которая усиливается, в том числе, за счет того, что экономика знаний, которая сейчас развивается, она предполагает аккумулирование знаний в локальной среде. И проблема в том, что если не будет понимания в глобальном мировом порядке необходимости сокращения этого разрыва с помощью каких-то программ развития, повышения уровня образования в странах третьего мира – тогда мы будем сталкиваться с, может быть, даже более опасными катаклизмами, чем 11 сентября в Нью-Йорке. Потому что сегодняшний мир гораздо более сложен и уязвим в технологическом отношении, и защититься от терактов с помощью новой противоракетной обороны нельзя. Все равно найдется дырка, в которой что-то произойдет. Нужно искать другие варианты. А проблема России в том, что мы находимся между – мы не в числе развитых богатых стран – уже явно мы отстаем, но мы и не в категории слаборазвитых.
О.БЫЧКОВА: Пока - еще, или пока – уже?
А.ЯКОВЛЕВ: Сложно сказать. Пока еще не там. И у нас есть возможность какого-то рывка, чтобы попробовать перейти в категорию более развитых стран, в том числе используя тот потенциал знаний, который был накоплен в советской системе. Опираясь сегодня на информационные, новые технологии.
О.БЫЧКОВА: Такой же вопрос - о готовности России к реализации этой программы я задаю В.Дражинову.
В.ДРАЖИНОВ: Есть несколько методологий уважаемых организаций, типа Гарвардского университета, по оценке электронной готовности стран. Есть такой институт информационного общества, который по заказу Всемирного Банка провел такое исследование для России два года назад. И в соответствии с этими критериями, если учесть, что там градация из 4 единиц, Россия находится в районе трех. 4 - самая высокая, единица – самая низкая. А критерии там – развитость телекоммуникационной структуры
О.БЫЧКОВА: Это так называемая "последняя миля"
В.ДРАЖИНОВ: Там еще есть и кабельное телевидение, которое, кстати, сейчас становится тоже неким основным моментом. Потому что интернет-интернетом, но такие вещи, как дистанционное обучение, медицина – они требуют визуализации многих вещей. И поэтому такие вещи и услуги требуют совсем другого качества нашей информационной инфраструктуры – во многих передовых странах перешли уже к созданию так называемых широкополосных сетей Интернет – это уже следующий уровень. А у нас, например, в рамках подключения средних школ к Интернету стоит вопрос об использовании спутниковых систем, которые хотя бы позволяли бы включить наши отдаленные регионы – Сибирь, дальний Восток к интернету. Проникновение информационных технологий в образование, государственные органы – для каждой этой области существуют некие измерители, которые позволяют оценивать готовность страны. И я недавно смотрел обзор – Россия, как ни странно, подвергалась большее число раз оценке готовности, чем другие страны, включая и Китай.
О.БЫЧКОВА: 3 из 4 – это не такая низкая оценка.
В.ДРАЖИНОВ: Я тоже так считаю. У нас в этом месяце прошли два выдающихся события, посвященные выполнению программы "Электронная Россия" - 3-4 июня и 18-22 июня, организованные при участии Минсвязи и Минэкономразвития – куда люди приезжали из регионов. Я слушал эти доклады, и знаете, развивается. Казалось бы, такие простые вещи – внедрение электронных торгов для поставки товаров для государственных нужд и услуг – например, Ставрополь говорит, что они в разы снизили цены на товары, которые покупаются для детских садов, больниц, для коммунального хозяйства. В Новосибирске говорят скромнее – там 20-15%. Но вы посудите – если по всей стране будут такие снижения цен, значит, за те же самые деньги мы сможем купить больше товаров и больше дать питания детям, больше простыней в больницы. И эти цифры уже есть, они публикуются, люди о них говорят. Я вижу здесь на самом деле уже мощный сформированный фронт в регионах, когда они не только просят от центра – дайте нам денег, но они используют и свои фонды для внедрения и решения задач, которые определены в рамках программы "Электронная Россия".
О.БЫЧКОВА: Насколько равномерно идет это развитие в российских регионах, кто впереди?
В.ДРАЖИНОВ: Насчет кто впереди – это одна из задач, которую будет решать ВШЭ, потому что есть соответствующий проект Минэкономразвития в рамках этой программы – как рейтинговать регионы. Это тоже к вопросу об измерении готовности. Я скажу, что есть компании, которые рейтингуют все страны – кто более готов к электронизации, все следят друг за другом. Эти данные публикуются. Мы и в стране может сравнивать регионы, федеральные округа, муниципалитеты, города, классифицируя их по числу жителей – это делается во всем мире. Я считаю, что человеку присущ дух соревнования, и если такие мероприятия будут проводиться, это тоже в какой-то мере подхлестнет электронизацию России.
А.ЯКОВЛЕВ: Чуть поправлю – на базе ВШЭ будет проводиться действительно экспертиза проектов, которые пришли на творческий конкурс региональных проектов – это была инициатива Минэкономразвития – когда без каких-либо денег, просто предложили местным органам власти и субъектам федерации, муниципалитетам, представить свои заявки и проекты, которые будут оцениваться и рейтинговаться, и, видимо, награждаться дипломами Минэкономразвития. Но на самом деле это делалось с целью отобрать проекты, в том числе, для включения в саму программу на будущий год – для выбора тех объектов, которые заслуживают внимания. И один из ключевых факторов успеха программы, на мой взгляд – в том, чтобы запустить механизм позитивного отбора, собрать лучший опыт, сделать его доступным и обеспечить обмен опытом между регионами. На программу заложено 79 млрд. рублей на 10 лет – на самом деле этих денег мало, если сравнивать, сколько тратили на такого рода программы США или та же Бразилия. У нас пока еще бедное государство. И идея сводится к тому, чтобы пока запустить с помощью федеральных денег некую инициативу снизу, потому что без нее создать гибкую систему, использующую интернет-технологии нельзя. И важно, чтобы те проекты, которые уже существуют – о них знали люди, чтобы они получили какую-то поддержку, и уже могли обменяться информацией.
В.ДРАЖИНОВ: Еще в качестве положительного примера, чтобы наши слушатели поняли, что эта программа уже реализуется и развивается, двигает регионы. В Смоленске просто уже на регулярной основе ежегодно осуществляется рейтингование районов по их информатицаии и электронизации, и этот опыт востребован. И этим занимается администрация Смоленской области, там есть соответствующее управление информатизации.
О.БЫЧКОВА: Вопрос от Александра: "Не несет ли эта электронная программа угрозу безопасности личности – из-за постоянного и тотального съема информации, которая впоследствии может быть использована против этой личности заинтересованными органами?". И еще одна цитата из статьи И.Агамирзяна из "Компьютерры": "Власть окажется в руках малочисленного он-лайн сообщества, новой элиты, на которую день и ночь будет работать созданное ею электронное правительство. Интернет перестанет быть средством общения, для он-лайн элиты он превратится в среду обитания".
А.ЯКОВЛЕВ: Надеюсь, что в статье Агамирзяна было написано что-то более позитивное. Я его хорошо знаю, и, на мой взгляд, он поддерживает нашу программу. Но безусловно, проблема есть. Более того, эта проблема имеет основы в российской практике, поскольку на сегодняшний день уже реализуются достаточно большие проекты информатизации внутри ведомств. Например, пенсионный фонд вводит свою систему пенсионных карточек. Налоговая служба вводит систему ИНН. Здесь действительно есть опасность того, что это будет большая закрытая информационная система, рассчитанная на потребности ведомства.
О.БЫЧКОВА: И все будут знать, сколько я заплатила налогов, какой у меня дом, машина, где учатся мои дети.
А.ЯКОВЛЕВ: Не все, а конкретные чиновники. И здесь, безусловно, есть проблема информационной безопасности. На самом деле, человек сможет доверить государству информацию о себе, если будет знать, что он защищен. Что человек, имеющий доступ к информации о вас, не будет ее разглашать, а если разгласит, то будет сурово наказан. Без гарантий этого люди действительно не будут доверять новым технологиям. И наша программа содержит такого рода подходы, она ориентирована на использование не для внутриведомственных интересов, с одной стороны, а для открытия государства по отношению к обществу и гражданам. И одновременно там есть подходы, связанные с обеспечением защиты информации – защиты государственной информации от несанкционированного доступа и защиты персональной информации.
О.БЫЧКОВА: Но наш слушатель еще боится того, что мы все окажемся под неким колпаком.
В.ДРАЖИНОВ: Вы знаете, в Америке сейчас обсуждается так называемая программа "хоум лайн секьюрити" – "Безопасность отечества", и в рамках этой программы начался диалог власти с обществом с тем, чтобы найти компромисс - какая степень приватности данных допустима с тем, чтобы, тем не менее, общество в целом не терпело катастроф типа той, что была 11 сентября. На самом деле это некое соглашение государства и граждан о том, каков должен быть уровень секретности - конечно, при всех тех проблемах, о которых говорилось, которые называются "утечкой информации", злоупотребления и так далее. С этим тоже надо бороться, но надо понимать, что все-таки это компромисс общества с властью.
О.БЫЧКОВА: То есть мы имеем дело с новой реальностью, по поводу которой должны быть выработаны устойчивые точки зрения, соглашения. У нас осталось совсем немного времени, я прошу вас сообщить, в какой стадии сейчас находится программа "Электронная Россия", что ожидается в этом году, и что будет в следующем.
А.ЯКОВЛЕВ: Как раз сейчас происходит уточнение целей и задач программы с учетом факта ее реализации в последние месяцы, и формулирование конкретных мероприятий программы на 2003 г., поскольку уже в конце июля-начале августа должна быть внесена в Госдуму правительством бюджетная заявка на будущий год, в которую составной частью входят все федеральные программы, в том числе "Электронная Россия". Сейчас идут интенсивные консультации между главными ведомственными заказчиками – это Минсвязи, Минэкономразвития, Минпромнауки, Минобразования и ряд других – по поводу согласования перечня мероприятий и определения ключевых, приоритетных направлений реализации программы на ближайшие два-три года. Я надеюсь, что результаты этого обсуждения будут вскоре доступны, в том числе, и вашим слушателям.
В.ДРАЖИНОВ: Я считаю, что это своего рода новинка в этой программе, которая имеет долгосрочную перспективу – то, что в нее заранее закладывался некий пересмотр тематический и финансовый содержания ее по годам, по ходу дела. И это очень важно, поскольку позволяет сохранить креативность и чуткое отслеживание тех изменений, которые будут возникать в связи с выполнением самой же этой программы, не говоря уже о развитии общества.
О.БЫЧКОВА: Я благодарю наших гостей. О программе "Электронная Россия" мы говорили с директором Центра компетенции по электронному правительству при Российско-Американской Торговой Палате Владимиром Дражиновым и Андреем Яковлевым, проректором ГУ-ВШЭ


Эхо Москвы
27.06.2002 20:35:00
Материалы по теме:
Конференция
Минсвязи России
ФЦП «Электронная Россия»
Текст ФЦП
Биография Короткова А.В.
СМИ о ФЦП «Электронная Россия»
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Минсвязи России
Рамблер
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации