ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ
Леонид Рейман, МИНИСТР РФ ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
XXI ВЕК создал принципиально новые условия развития цивилизации. Важнейшим условием является наличие развитой информационной среды как основы прогресса во всех областях экономики, науки и техники, образования и здравоохранения, социальной и культурной жизни.
Только в развитой информационной среде могут быть реализованы эффективные экономические механизмы хозяйствования и управления, разработаны и внедрены современные высокие технологии, обеспечено необходимое качество человеческого потенциала и созданы благоприятные политические, социальные и культурные условия для достойной жизни людей. Сегодня информационная среда является такой же самодостаточной субстанцией, как среда обитания, язык, культура. И перспективы развития каждой страны и ее место в глобальной экономике целиком зависят от качества ее информационной среды.
Россия, как и другие страны, включена в объективный процесс формирования и развития глобального экономического пространства, взаимосвязанного функционирования мировых товарных рынков, рынков информации и знаний, капитала и труда. Именно поэтому формирование развитой информационной среды как главное условие продвижения к информационному обществу, становится для нашей страны важным геополитическим фактором. Это должно стать основой долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны. Только так Россия сможет интегрироваться в мировое экономическое пространство как сильный и равноправный партнер, в полной мере опирающийся на конкурентоспособную высокотехнологичную экономику.
Сегодня долгосрочные стратегии развития информационной среды имеют практически все развитые и большинство развивающихся стран. Все стратегии имеют главную цель - ускорение социально-экономического развития своей страны.
Эти стратегии реализуются посредством национальных и региональных программ развития НИИ, в том числе Интернета, национальных информационных ресурсов, производства и внедрения ИКТ в различные сферы жизни общества. Различия стратегий и программ в разных странах определяются уровнями их экономического и научно-технического развития, а также территориальными и демографическим условиями.
В настоящее время наша страна, одна из немногих, не имеет долгосрочной национальной стратегии построения информационного общества. Даже такая широкомасштабная Федеральная целевая программа, как "Электронная Россия (2002-2010 годы)", не может претендовать на роль общенациональной стратегии, поскольку в ней не сформулированы общегосударственные цели, задачи и приоритеты движения России к информационному обществу. Эта ФЦП решает важные, но отдельные частные задачи, отражающие сегодняшние потребности общества. Концептуальной основой для ежегодной корректировки ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)" должна служить "Национальная стратегия развития информационной среды и построения информационного общества", рассчитанная на 10-15 лет.
В рамках Национальной стратегии должны быть сформулированы общенациональные приоритеты и направления развития информационной среды, определены все имеющиеся в распоряжении государства экономические, правовые и административные рычаги для построения в стране информационного общества. Четко определенные цели и приоритеты Национальной стратегии позволят находить компромиссные решения, приемлемые для всех субъектов деятельности в этой сфере.
Цели, задачи и приоритеты, зафиксированные в Стратегии, должны выступать в качестве критериев для определения сфер деятельности и ответственности государственных структур за целевое использование бюджетных средств, выделенных на развитие информационной среды.
Национальная стратегия должна стать новым базисом перехода к последующим этапам политического, социально-экономического и культурного развития страны в русле тенденций мирового развития. Принятие Национальной стратегии явилось бы важным политическим актом, реализующим основные положения Окинавской хартии глобального информационного общества.
Национальная стратегия должна содержать четыре базовых направления, по которым государство осуществляет стратегическое управление.
Первое направление - развитие национальной информационной инфраструктуры (НИИ), которое должно привести к формированию единого информационного пространства страны, преодолению информационного неравенства регионов, обеспечить внедрение информационных технологий во все сферы жизни и удовлетворение информационных потребностей населения, общества и государства. В современных российских условиях эта задача не может быть решена без активного участия государства в инвестициях и создании условий (правовых, экономических, организационных и других) для привлечения частного капитала в развитие критически важных сегментов и объектов инфраструктуры.
Второе направление - совершенствование и развитие научно-производственной сферы, которое должно способствовать поддержке отечественной науки в области ИКТ, созданию конкурентоспособной импортозамещающей продукции высоких технологий и специализированной инфраструктуры информационных и коммуникационных услуг. В этой сфере Россия существенно отстает от развитых стран и не имеет достаточных собственных ресурсов для быстрого преодоления этого отставания.
Задача состоит в выборе приоритетных областей развития отечественного производства информационных технологий, продуктов и услуг и создании условий для максимального использования мировых научно-технических достижений и привлечения в эти области зарубежных инноваций и инвестиций. Одной из таких областей является производство широкого спектра программных продуктов на основе имеющегося научно-технического и кадрового потенциала. Как свидетельствует зарубежный опыт, эта область может оказаться весьма перспективной для России, инициирующей развитие других областей в сфере высоких технологий.
Третье направление - развитие системы непрерывного образования. Создание развитой информационной среды и переход к информационному обществу невозможны без целенаправленной подготовки населения к жизни и работе в условиях массового применения информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе Интернета. Другая ключевая задача государства состоит в создании эффективной системы подготовки и переподготовки специалистов в области информационных технологий, обеспечивающей потребности страны по всем стратегическим направлениям развития информационной среды. Для решения этих общенациональных задач государство должно выделять максимально возможное количество ресурсов - ведь это направление является фундаментом развития информационной среды.
Четвертое направление - обеспечение информационной безопасности страны. Основные стратегические задачи в этой области определены Доктриной информационной безопасности Российской Федерации. Сегодня приоритетной задачей является защита критически важных сегментов и объектов НИИ. Государство должно создать систему мониторинга угроз критически важным сегментам инфраструктуры и комплекс мер противодействия этим угрозам, привлекая для этого как бюджетные средства, так и частные инвестиции и соблюдая при этом баланс интересов государства и бизнеса.
Первым приоритетом должно стать опережающее развитие Национальной информационной инфраструктуры, как базового, системообразующего компонента информационной среды, ее технологическим фундаментом.
В современном мире, в материальном и духовном производстве доминирует та цивилизация, которая имеет более мощный технологический фундамент социально-экономического, политического и культурного развития. И хотя каждая страна уникальна, технологическая база развития современной цивилизации едина - это современная информационно-коммуникационная инфраструктура. Едина и логика ее развития в глобальной экономике.
Леонид Рейман, 114, стр. 7, Российская Газета
27.06.2002
|