"ЛОВУШКА" ДЛЯ ИННОВАЦИЙ
Число специалистов в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок сократилось в России на 54 процента
Согласно отчету Всемирного банка, доля России на мировом рынке высокотехнологичной продукции составляет лишь 0, 3 процента, что в 130 раз меньше, чем США. Число специалистов в области НИОКР сократилось с 1, 9 млн. до 872 тыс. А доля расходов на научные разработки в ВВП составляет немногим более одного процента. Что предпринимается, чтобы изменить эту регрессивную тенденцию? На вопросы "Века" отвечает депутат Государственной думы Маргарита БАРЖАНОВА.
- Маргарита Валерьевна, вы согласны с выводами Всемирного банка?
- Это достаточно объективный документ. Я не со всеми выводами согласна, но что касается общей оценки ситуации с инновационной деятельностью в России, то она объективная. У нас государственной инновационной политики нет в принципе. А ведь интеллект - это один из суперрезервов страны и единственный возобновляемый ресурс. И для его применения есть главное - образованные кадры. Но они не используются, потому что нет внутреннего спроса на интеллект и нет инфраструктуры, которая этот спрос обеспечит.
Вся система работы с научными кадрами в Советском Союзе была построена на использовании достижений интеллектуальной деятельности лишь в стратегических отраслях. Именно поэтому сейчас мы сталкиваемся с такой проблемой, как неумелое использование этого ресурса. Раньше он всецело принадлежал государству. Когда мы вошли в рынок, интеллект оказался незащищен - и, как следствие, началась пресловутая "утечка мозгов".
Пока наше главное законодательное достижение в этом году то, что средства, которые предприятие тратит на НИОКР, теперь включены в себестоимость продукции. Это, надеюсь, хоть отчасти будет способствовать внедрению инноваций в промышленность. В течение года станем наблюдать, как эта норма будет работать. А затем, возможно, придется установить обязательные критерии, например, чтобы предприятие тратило 2-3 процента от себестоимости продукции на НИОКР. Иначе - санкции. Государство должно стимулировать инновационную деятельность.
- Известно, что сегодня в этой области наибольших успехов добились наукограды, и на их опыте, на их базе можно ставить эксперименты, расширять инфраструктуру.
- Такие оторванные системы не спасут Россию. Нужно создавать другой механизм - единую инновационную биржу, где будет представлен весь интеллектуальный потенциал страны, где смогут сойтись изобретатели, промышленники и финансисты. Я обсудила концепцию создания биржи с президентом, и он отнесся к ней очень одобрительно. Сейчас ее проект участвует в конкурсе проектов в ФЦП "Электронная Россия". Самое главное, что с ее созданием новое информационное пространство наполнится новым, инновационным содержанием.
До конца будущего года для создания самой широкой информационной сети планируется установить Интернет в каждом почтовом отделении. И любой гражданин сможет подать свою заявку в инновационную биржу на регистрацию изобретения. Уже существует пилотный проект - некоммерческое партнерство "Инновационное агентство". Оно работает с заявками на изобретения. В результате оценки экономической эффективности из 540 поданных предложений остается только 82. И еще роль государства состоит в том, чтобы оказать помощь в бесплатном патентовании. А биржа затем будет проводить предпродажную подготовку изобретения. Здесь сможет проявить себя средний и малый бизнес, т.е. внедрить в производство инновации и ноу-хау.
- У нас половина средств на финансирование науки идет из бюджета, а почему не привлекаются другие источники?
- Действительно, главная задача - привлечение частного капитала. Есть фонд поддержки инновационных фирм. Там, правда, тоже есть бюджетные деньги. 440 млн. руб. в год на возвратной основе инвестируются на поддержание малых фирм. За время своего существования фонд профинансировал более 2000 предприятий, а у нас их - 40 тысяч. Но деньги уходят и не возвращаются. Не разработан механизм их возврата, и, как следствие, нет возможности помогать другим инновационным фирмам.
Что касается иностранных инвестиций, то иностранцы предпочитают не вкладывать деньги в Россию, а вывозить специалистов за рубеж. И делается это просто. Подается заявка в Роспатент, где называется имя изобретателя. Его приглашают на работу за рубеж. Он трудится там в течение года, передает свои знания и наработки за скромную зарплату, а затем возвращается на родину. В итоге Россия не получает ничего со своего интеллектуального ресурса.
Конечно, для инноваций нужны "длинные" деньги. И американские венчурные фонды в основном живут на средства пенсионных фондов. 2 процента от них идет на развитие инноваций. Интересен и баварский опыт, когда на территории студенческих городков создаются инновационные фирмы, которым на льготных условиях предоставляется аренда производственных площадей. Из таких фирм выживает 70 процентов. А государство через 2-3 года получает уже самостоятельные предприятия и категорию самодостаточных молодых людей.
Мы тоже можем идти по этому пути. Я предлагаю при крупных научных и образовательных учреждениях создавать инновационные технопарки.Но пока таких ИТЦ немного, что опять же объясняется отсутствием инновационной политики государства. У нас, правда, есть комиссия по инновационной политике. Возглавляет ее Илья Клебанов. Туда входят все министры. 21 апреля они приняли за основу концепцию инновационной деятельности и отправили ее на доработку. Но мне кажется, что в ней много лозунгов, общих положений по приоритетам. Надеюсь, по ходу работы программа будет доработана.
Только когда на государственном уровне появится понимание необходимости скорейшего принятия концепции инновационного развития, станет реальной перспектива построения инфраструктуры и электронной биржи инноваций. Отрегулировав законы и налоговую систему, удастся перейти от экономики, основанной на сырье, к экономике, основанной на знании.
Фото:
- Марш протеста ученых
Беседовал Владимир ДЕРНОВОЙ, 20, стр. 6, Век
28.06.2002
|