Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

«Электронная Россия: проблемы и перспективы»
Интернет-конференция

Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия»


НАСТОЯЩЕЕ ДЕЛО ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ

Первый Президент России Борис Ельцин прославился как великий демократ и либерал. В период его правления регионы имели столько свободы и самостоятельности, сколько могли унести. Именно в то время самарский губернатор Константин Титов в "Волжском утесе" подписал с Ельциным памятное соглашение о разграничении полномочий между органами государственной власти РФ и исполнительной властью Самарской области. Заключив договор, область получила право финансировать федеральные расходы напрямую через территориальное управление Федерального казначейства, управлять предприятиями, находящимися в федеральной собственности и расположенными на территории области.

Путин серьезно сменил приоритеты, и у территорий сегодня меньше самостоятельности, в первую очередь, финансовой. За два года нового президентского правления региональные бюджеты заметно похудели. Естественно, что эти потери каким-то образом нужно восполнять. В Самарской области к решению проблемы подошли комплексно. А именно, попытались объединить лоббистские усилия исполнительной и законодательной власти. Консолидированное лобби позволило в 2002 году получить из государственного бюджета по федеральным целевым программам около 520 млн рублей, вместо 184 млн в 2001-м. Предложения области на 2003 год тянут почти на 4, 5 млрд рублей, в основном это капитальные вложения в незавершенные строительные объекты, однако, по оценкам специалистов, реально губерния может рассчитывать на 10-15% от заявленной суммы.

34 из 48

В прошлом году впервые была создана рабочая группа по разработке и продвижению предложений Самарской области по участию в целевых федеральных программах. До этого все предложения самостоятельно продвигались отраслевыми департаментами, через соответствующие министерства. В этой ситуации все зависело от личных связей руководителя департамента. К лоббированию программ иногда подключались и сотрудники представительства Самарской области в Москве, которое возглавляет Геннадий Гендин. Самарские депутаты Государственной Думы по большей части оставались в стороне и могли влиять на процесс распределения федеральных средств только на этапе утверждения государственного бюджета. Теперь с каждым министерством работают региональные группы из 3-5 человек, состоящие из депутата, представителей заинтересованных областных департаментов и сотрудников представительства Гендина. Депутаты Госдумы, представляющие интересы области, - их восемь человек, - распределены по министерствам в зависимости от принадлежности к думскому комитету и от личных лоббистских возможностей в кабинете министров. Координирует работу групп Областной департамент экономического развития и инвестиций, в котором процессом руководит заместитель руководителя департамента Олег Майоров.

Номинально борьба за федеральные деньги начинается после того, как Правительство РФ рассылает по региональным администрациям свое традиционное постановление о разработке прогноза социально-экономического развития страны на следующий год. Вместе с текстом постановления территории получают методические рекомендации по участию в федеральных целевых программах и их список, который, кстати, ежегодно сокращается. В 2003 году правительство намерено финансировать 48 целевых программ, что примерно на треть меньше, нежели в 2002 году. Сокращение количества программ, с одной стороны, факт отрадный: меньше программ - больше денег на каждую, с другой стороны - внушительная часть проблем, требующая оперативного решения, фактически остается за бортом или отдается на откуп регионам. Самарская область намеревается поучаствовать в 34 программах. В начале года Константин Титов поставил задачу попытаться попасть в максимальное число федеральных целевых программ, что и было сделано. Вне зоны наших интересов остались только регионально ориентированные программы, такие, например, как поддержка народов крайнего Севера. Губернские предложения с пояснениями и обоснованием заявок собраны в трех достаточно объемных томах, весом в несколько килограмм. Теперь все эти документы рассматриваются в министерствах. Впрочем, вернемся к постановлению правительства. В нем обозначены довольно жесткие сроки подачи заявок на участие в программах. То есть до 15 мая каждого года, предшествующего следующему финансовому, регионы обязаны предоставить заявки на федеральное бюджетное финансирование по целевым программам в отраслевые министерства-заказчики этих программ. После чего Минэкономразвития РФ объявляет уровень предельного финансирования программ и доводит его до отраслевых министерств, которые, в свою очередь, исходя их предложенных лимитов, качества подготовленных заявок и своих, внутренних приоритетов, распределяют средства по регионам. При этом надо сказать, что каждая из программ, как правило, недофинансируется. Понятно, что в этой ситуации важно получить гарантированное, пусть и несколько усеченное бюджетное финансирование. На достижение этой цели как раз и направлена работа созданных региональных групп.

Технология продавливания

Процесс включения региональной заявки в программный список можно условно разделить на три этапа. После подачи документов нужно инициировать официальное рассмотрение заявок на министерском совещании. Надо сказать, что на этом этапе личные связи играют чуть ли не решающее значение, поскольку совещания, даже на уровне заместителя министра, можно собрать по личной, дружеской просьбе депутата, особенно если это председатель думского комитета, как например, Владимир Мокрый. На включение той или иной заявки в список претендентов на бюджетное финансирование дружба депутатов с министрами конечно же влияет, но в ходе обсуждения на первый план выходят совсем другие факторы. А именно - качественное обоснование заявки, приоритетность тематики программы для региона и долевое участие в реализации проекта со стороны областного бюджета. По словам Олега Майорова, финансирование мероприятий той или иной программы из регионального бюджета должно составлять не менее 50% от общей сметы, иначе министерство просто не станет рассматривать заявку. В настоящее время нашими лоббисткими группами инициированы министерские совещания с участием представителей обладминистрации, депутатов Госдумы и, если заявка касается финансирования производства, то руководителей промпредприятий. Срок подачи рекомендаций по региональным заявкам от отраслевых министерств в Минэкономразвития истекает 24 июня. Если до этого времени заявки от Самарской области не будут рассмотрены на совещаниях в министерствах, дальше мусорной корзины они вряд ли продвинутся. Вообще надо сказать, что критерии определения региональных фаворитов в разных министерствах либо сильно размыты, либо отсутствуют вовсе. Вопрос о четких правилах игры не раз поднимался на самых разных федеральных и региональных совещаниях, но правительственные чиновники пока затягивают решение. Может быть, ситуация изменится в следующем году, и действительно будут прописаны четкие подходы к рассмотрению предложений из регионов.

Второй этап - согласование утвержденных отраслевыми министерствами заявок в Минэкономразвития. Здесь шансы остаться за бортом целевой программы значительно уменьшаются. Сократить заявку могут только при изменении лимитов финансирования программы. Впрочем, если у правительства неожиданно поменяются приоритеты, то оно может легко аннулировать какую-нибудь, второстепенную, программу, оставив регионы без бюджетных ассигнований.

Третий этап - принятие федерального бюджета в Госдуме. Здесь уже поле деятельности наших депутатов. В прошлом году все поправки к проекту бюджета, и на пленарном заседании, и на бюджетном комитете, самарские депутаты подавали как консолидированное мнение. В этом случае шансы на прохождение гораздо выше. Парламент быстрее прислушается к мнению восьми коллег, нежели к личной поправке отдельно взятого депутата. О результате мы уже упоминали. Рост объемов федерального финансирования в 2002 году, по сравнению с 2001-м, составил почти 200%.

300 млн для НК

Однако в условиях консолидированного лобби очень важно заранее определиться с приоритетами лоббирования. Понятно, что увесистые трехтомники из 89 регионов в министерствах за оставшуюся неделю рассмотреть просто не успеют физически. Это значит, что чем-то придется жертвовать. Пока трудно сказать, какие заявки останутся без федерального финансирования, но с самыми важными целевыми программами рабочая группа уже определилась. По словам Олега Майорова, среди приоритетных направлений деятельности региональных лоббистов сегодня значится программа "Жилье", точнее те ее части, которые касаются ипотечного кредитования, обеспечения жильем льготников и отселения людей из ветхого жилого фонда. Строительство самарского метрополитена. Экологическая реабилитация Чапаевска. Правда, в следующем году средства по этой программе уже не удастся получить по отдельной строке бюджета. Естественно, что поданы заявки в сельскохозяйственные программы. В частности область просит из федерального бюджета порядка 150 млн рублей на повышение плодородия почв. Есть предложение по переуступке прав на недостроенный комплекс по производству детского питания. Федеральный бюджет ежегодно выделяет только по 20 млн рублей, а на завершение работ требуется 200 млн. Область предлагает забрать комплекс себе в собственность и достроить его в кратчайшие сроки. Промышленники претендуют на средства федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники". СНТК им. Кузнецова на доводку двигателей НК-89 и НК-93 просит 318 млн рублей. По программам развития здравоохранения и образования в РФ Самарская область рассчитывает получить средства на строительство туберкулезного центра, окончание работ в онкоцентре и на возведение сразу нескольких образовательных центров в сельских районах губернии. Специалисты Департамента экономического развития собираются принять участие в тендере, объявленном Минэкономразвития по новой программе "Электронная Россия". На конкурс будет выставлен проект создания в области системного кадастра. Если в ближайшее время правительство примет программу по социально-экономическому развитию села, область будет претендовать и на средства, отпущенные для ее реализации. Другое дело, что, по мнению депутатов Госдумы, представляющих наш регион, осенью, в ходе принятия федерального бюджета на 2003 год, среди парламентариев развернется нешуточная борьба за принятие поправок. Выборы не за горами, и народные избранники будут стараться записать себе в актив дополнительные политические очки. Поэтому конкуренция за федеральные деньги, по сравнению с прошлым годом, заметно обострится. Может быть, здесь на стороне Самарской области и сыграет преимущество консолидированного лобби. Посмотрим.


Сергей Татаренков, 23, Дело
21.06.2002
Материалы по теме:
Конференция
Минсвязи России
ФЦП «Электронная Россия»
Текст ФЦП
Биография Короткова А.В.
СМИ о ФЦП «Электронная Россия»
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Минсвязи России
Рамблер
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации