Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

«Электронная Россия: проблемы и перспективы»
Интернет-конференция

Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия»


ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПЕЙЗАЖ РОССИИ: ЦВЕТЫ ЗЛА ИЛИ ПЛОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ?

Известно, кто владеет информацией - тот владеет ситуацией. Это понимал еще Ленин, инструктируя своих соратников в "Советах постороннего": "...Надо, чтобы непременно были заняты и ценою каких угодно потерь удержаны: а) телефон, б) телеграф..." Дальше речь шла о железнодорожных станциях и мостах, но нас с вами интересуют приоритеты. Информация -ключ к управлению общественным мнением, а значит, ключ к управлению страной.

Разговор о средствах связи и возможностях информации в середине мая состоялся в Центре стратегических разработок. Эта структура, можно сказать, родной дом для Дмитрия Мезенцева, в прошлом президента Центра. На нынешней основной работе, в Совете Федерации, где Дмитрий Федорович представляет администрацию Иркутской области, Мезенцев является председателем Комиссии по информационной политике. Это совершенно новая, недавно созданная в Совете Федерации структура, действует достаточно активно. "Круглый стол" "О развитии информационного пространства России", проведенный комиссией, стал одним из значимых событий последнего времени, собрав многих первых лиц медиасреды. Ниже читатель может познакомиться с наиболее интересными выступлениями и идеями, озвученными в ходе работы "круглого стола".

Спутники и башни

Организаторами мероприятия было запланировано три основных доклада. Дмитрий Мезенцев, который вел "круглый стол", первым предоставил слово министру РФ по связи и информатизации Леониду Рейману, который в своем выступлении сосредоточился на техническом обеспечении связи и вещания, то есть на "инфокоммуникационной инфраструктуре".

Из выступления министра следовало, что сегодня мы достигли значимых результатов в связи и информатизации. Причины этих достижений:

- полная либерализация отрасли - сегодня на рынке работают 5 тысяч различных компаний;

- рациональное применение методов госрегулирования за счет реорганизации системообразующих предприятий (вероятно, имелся в виду "Связьинвест");

- гармонизация российского законодательства с международным.

Последнему тезису Л. Рейман уделил особое внимание: как раз в день "круглого стола" министерство представило на заседание правительства проект федерального закона об изменениях и дополнениях к Закону о связи, который действует с 1995 года. В законопроекте в числе других положений прописаны и пути "гармонизации". В принципе это достаточно логичный шаг, если учитывать, что Л. Рейман работает над "созданием в России информационного пространства как части мирового".

Министр также привел несколько цифр, которые характеризуют развитие отрасли за последнее время.

Однако министерство, по словам Л. Реймана, не намерено останавливаться на достигнутом. Разработана и утверждена правительством федеральная космическая программа по поддержке и развитию спутников. В ближайшие 5 лет предполагается произвести, запустить и ввести в эксплуатацию 9 спутников нового поколения.

Еще одно направление работы министерства - новые информационные технологии. И здесь Л. Рейман обещал, что называется, "горы золотые": поэтапное создание сети цифрового телевизионного и радиовещания, начиная с центров субъектов РФ. Минсвязи при участии других органов исполнительной власти в этом году планирует разработать концепцию развития рынка услуг телерадиовещания в России, которая должна определить "реструктуризацию существующих государственных эксплуатационных организаций для построения единого информационного пространства".

Вероятно, эта концепция будет одной из технологических разработок любимого грефовского проекта - федеральной целевой программы "Электронная Россия". Суть проекта - в создании технологических предпосылок для развития гражданского общества. (Вопрос о том, что есть "гражданское общество в России", видимо, уже не обсуждается.Весьма вялое проведение Гражданского форума вовсе не привело к конкретизации этой загадочной идеи, которая многими стратегами объявляется для России национальной.)

В целом доклад министра был весьма оптимистичным. "Ложкой дегтя" стало выступление члена Совета Федерации от Калининградской области Николая Тулаева:

- Наш регион оторван от России. Но ведь он находится не в Антарктиде, а в центре Европы! В нашей небольшой области есть районы, где федеральные телеканалы практически не принимаются. Воспитывается целое поколение, не интегрированное в национальное информационное пространство. Посмотрите цифры: 80 процентов молодых людей в нашей области неплохо знают иностранную среду, ездят за границу, а роскошь пребывания на "большой родине" может себе позволить лишь 20 процентов молодежи. Совсем скоро эти люди станут определять судьбу области. Информационная изоляция, оторванность - очень тревожная тенденция.

О трудностях решения означенной проблемы частично рассказал Геннадий Скляр, "хозяин телерадиосигнала". Геннадий Иванович - генеральный директор недавно образованного федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", на балансе которого находятся ныне все телебашни страны. Главный дефицит в вещании (если брать техническую сторону) - это, по мнению Г. Скляра, частотный ресурс. Этот государственный и весьма ограниченный ресурс "за последние 10 лет был серьезно разбазарен", отдан в руки тем людям, которые его не используют должным образом (каким именно, гендиректор не уточнил). Путь к разработке ресурса - в изменении порядка лицензирования электронных СМИ. Именно наличие частотного ресурса де-факто создает право вещания, а не комиссия в Минпечати. РТРС сейчас ищет пути для активизации новых возможностей...

САМИ с усами

С докладом "Об общественных и законодательных мерах поддержки развития информационного пространства" на "круглом столе" выступил президент Российского Медиасоюза Александр Любимов. Отсутствие на мероприятии руководителей других общественных организаций, объединяющих журналистов, вероятно, является показателем влиятельности в информационной среде сравнительно молодого Медиасоюза. Скорее всего эта влиятельность базируется на финансовой состоятельности структуры. Один из выступающих, депутат Государственной Думы Валерий Комиссаров, явно недооценил организацию А. Любимова:

- Мы должны принять какое-то решение по финансовой поддержке всех тех людей, которые пришли сюда... Мы должны уже в этот период принять предложение по финансированию из государственного бюджета Медиасоюза.

Но на искреннее предложение о финансовой поддержке со стороны руководителя подкомитета по телевидению и радиовещанию Государственной Думы Александр Любимов ответил следующее: "Нам, как общественной организации, деньги не нужны". А что нужно? В докладе говорилось о необходимости создания пакета законов (закона о телевидении и радиовещании, закона о СМИ, закона о рекламе и т. д.), которые в совокупности создадут рынок с определенными правилами игры. Навстречу ему Медиасоюз движется во всеоружии: уже создан профессиональный альянс производителей информации - "Совет ассоциации медийной индустрии" (САМИ).

Президент Медиасоюза коснулся двухуровневой системы доступа к информации, когда "свобода слова регулируется на местном уровне параллельно с существующими федеральными нормами". (Об этом же позднее скажет в своем выступлении главный редактор "Московских новостей" Виктор Лошак, приведя пример, когда в Саратовской области отредактировали статью в центральной газете.)

Требуется также внести ясность в законы об авторском и смежном праве - "сейчас у нас существуют две судебные практики по защите объектов интеллектуальной собственности". И, наконец, А. Любимов считает, что государству пора определиться и решить, какие объекты интеллектуальной собственности находятся в его ведении. Похожую идею озвучит в своем докладе и заместитель председателя ВГТРК Андрей Быстрицкий:

- Пора произвести реальную инвентаризацию, фотографию того ландшафта средств массовой информации и источников производства информации, который существует в стране. Потому что мы не видим очень многие важнейшие точки роста.

Известно, что все, что не регламентируется законом, регулируется нравственными нормами поведения. Президент Медиасоюза высказался за создание регламентных взаимоотношений журналистской корпорации с властями в местах ведения боевых действий, в местах чрезвычайных ситуаций, в судах, во время ведения следствия, при вмешательстве в частную жизнь, при использовании материалов прослушивания в СМИ. Нужно также определиться с правилами пользования русским языком и правилами поведения в избирательных кампаниях. Для этого саморегулирующиеся общественные организации готовы вместе с государством сформулировать некий "партнерский договор". В нем будут отражены те нравственные ориентиры, этические ценности новой России, которые, собственно, и "являются целью создания информационного пространства". Далее А. Любимов конкретизировал известный ленинский тезис о значимости захвата "телефона и телеграфа":

- Главное, что движет людьми, - это мотивации. Мотивации возникают от информации. Мы можем сформулировать некую общность представлений о ценностях на всех уровнях социума. Это придаст новый уровень эластичности всему процессу реформ...

Ну а пока "партнерский договор" не заключен, журналисты руководствуются тем уровнем морали, который им достался от папы с мамой. Пример такой журналистики был приведен Иваном Стариковым, членом Совета Федерации от Костромской области:

- Появилась газетка (700 тыс. экземпляров, между прочим), где я могу о себе прочесть такие обороты: "под обширным задом закачалось кресло", "в такт глотательным движениям, как пианист, втягивал в себя содержимое бутылки, потому упал в купе" (на поезде не езжу с 1976 года!). Сфотографировался с породистым сенбернаром, обозвали - "в обнимку с дворняжкой". Собаку-то за что обижать?! Если кодекс чести журналистов не будет написан, похоронят и власть, и прессу...

За Россию единую и неделимую

Поскольку электронные СМИ сегодня однозначный лидер по охвату аудитории и влиянию на общественное сознание, третий доклад был посвящен в основном телевидению. О деятельности ВГТРК по развитию информационного пространства страны рассказал Андрей Быстрицкий.

ВГТРК- довольно большая организация, в которую входят два федеральных телеканала - РТР и "Культура", три федеральные радиостанции - "Маяк", "Радио России", "Юность", 92 местные телерадиокомпании. На ВГТРК работают тысячи журналистов, и сам факт существования этой организации является, по мнению Андрея Георгиевича, "выдающимся примером существования единого информационного пространства". Правда, аудитория в России чрезвычайно пестрая - ее можно определить как разнообразие цивилизаций при единстве культуры (тогда как Запад нам дает иную модель - единую цивилизацию при разнообразии культур). ВГТРК пытается найти равнодействующую - построить канал для всех или хотя бы для большинства. Ежедневно ВГТРК производит от 800 до 1000 новостных телесюжетов. Эта информация могла бы использоваться более эффективно, но отсутствует технологическая система, позволяющая в режиме реального времени быстро обмениваться материалами и качественно их обрабатывать. Информационный обмен затруднен даже между соседними регионами.

Тему единого информационного пространства затронул также Михаил Сеславинский, статс-секретарь - первый заместитель министра РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Он заметил, что "два года назад в обиход был введен термин "единое информационное пространство" и мы долго пытались его сформулировать: сегодня прилагательное "единое" ушло в сторону... Хотя мне кажется, суть его заключалась в том, чтобы люди, живущие в различных городах и весях страны, могли ощущать себя в едином мире, в России". Михаил Вадимович призвал собравшихся не горевать по поводу присутствия государства в информационной сфере:

- Мы сейчас готовим ответ на парламентский запрос о ситуации с вещанием радиостанции "Свобода" на чеченском языке. В самой якобы демократической стране мира - США - конгресс не постеснялся принять закон о том, что "Свобода" должна начать вещание на чеченском языке, и выделил на это крупную сумму денег.

А если бы подобный закон в отношении любого СМИ приняло наше Федеральное Собрание и он был бы подписан президентом, то те же американцы стали бы долго возмущаться: какое безобразие! Или другой пример: правительство Мадрида через два часа после показа по муниципальному телевидению передачи "Дороги страны басков" сняло с работы руководителя телекомпании "за непозволительно нейтральное отношение (формулировочка!) к проблеме сепаратизма... (Примеры действительно яркие. Правда, не так давно министр печати Михаил Лесин прямо заявил: "Есть решение о том, что государство будет сокращать свое участие в этом рынке. А в дальнейшем, возможно, вообще с него уйдет". - Авт.)

- Неизвестно, что лучше и что хуже, - продолжил М. Сеславинский, - работа государственных телерадиовещательных компаний во всех субъектах РФ, создание газет с участием органов власти субъектов РФ либо появление перед выборами значительного количества газет кандидатов в губернаторы, кандидатов в мэры, в президенты каких-либо региональных нефтяных компаний и быстрая смерть этих СМИ через несколько месяцев.

М. Сеславинский также подчеркнул, что министерство финансирует из федерального бюджета 2 тысячи районных и городских газет, которые иначе просто не выживут. Это благое начинание поддержал выступивший на "круглом столе" заместитель губернатора Иркутской области Сергей Босходов, заявивший, что "районки" зачастую являются единственным источником информации для пенсионеров и малоимущих.

И еще один участник дискуссии, Геннадий Скляр, высказался на тему развития информационного пространства России. Он резонно заметил, что это пространство находится в том числе и в Германии, Прибалтике, везде, где живут люди, говорящие по-русски. "Мы сегодня практически не занимаемся организацией вещания на русском языке по миру".

И, наконец, подвел итог этой теме ведущий "круглого стола" Дмитрий Мезенцев:

- Проникновение информационного ресурса и СМИ России на зарубежный рынок - это весьма важно... То поднимающиеся, то пропадающие темы о пиаре России, об участии в этом власти, общественных организаций, бюджета есть индикатор медленного осознания в обществе нужности такого рода работ.


Лидия СЫЧЕВА, "РФ сегодня", 11, стр. 14-16, Российская Федерация - Сегодня
03.06.2002
Материалы по теме:
Конференция
Минсвязи России
ФЦП «Электронная Россия»
Текст ФЦП
Биография Короткова А.В.
СМИ о ФЦП «Электронная Россия»
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Минсвязи России
Рамблер
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации