В ПОИСКАХ ВИРТУАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
"Потемкинские деревни" на пути подлинной информации о жизни в глубинке
ПОЛГОДА уже работает программа "Электронная Россия". Одна из насущных задач - разработать единые "правила игры" для сайтов власти. Пока здесь музыку заказывают сами чиновники. Предлагаем обзор того, что есть сегодня. Его подготовил для "РГ" начальник Управления информационных технологий администрации президента Чувашской Республики, разработчик официального портала республики, которому прочат будущее модели для административных сайтов, Дмитрий Назипов.
Как найти эти сайты?
Это проблема: унифицированной системы адресов не существует, а сами они чаще всего громоздки и плохо запоминаются. Домен gov.ru, который замысливался как правительственный, так и не стал прибежищем для большинства сайтов региональной власти: адреса типа www.chuvashia.gov.ru - скорее исключение.
Например, попасть на официальный сайт Чувашии, просто набрав www.chuvashia.ru, не удастся - этот домен много лет занимает небольшая провайдерская фирма, и на ее странице вы лишь узнаете, сколько стоит час Интернета в Чебоксарах.
О том, что основной адрес официального чувашского сайта - www.cap.ru, догадаться невозможно. И кто бы подумал, что сайт Ханты-Мансийского округа - это www.hmao.wsnet.ru, Ярославля - www.adm.yar.ru.?..
Искать через каталоги - тоже не выход. Отнюдь не все сайты зарегистрированы в рейтинговых системах типа Рамблер, Апорт, Яndex или List.ru. Официальный же каталог на www.gov.ru содержит не больше половины адресов. Набрав название региона в строке запроса, мы найдем искомое зачастую даже не на первой странице. Впрочем, наиболее полный перечень можно найти на www.regions.ru.
На вкус и цвет
Но - добрались. Первое, что бросается в глаза, - дизайн: от "державности" до фольклора рябит в глазах. Меню, навигация, названия разделов несут отпечаток "яркой" индивидуальности конкретного творца. Однако найти фамилию и телефон определенного чиновника на большинстве сайтов непросто. Полнотекстовый поиск пока экзотика, а продираться по гипертекстовым ссылкам - занятие сродни прогулке по запутанному лабиринту. Причина? Федеральная власть еще не сформулировала типовые рекомендации по структуре официальных сайтов.
Между тем отечественный веб-сервер, как правило, пользуется не очень быстрыми каналами и платит за время доступа приличные деньги. Он хочет, чтобы страницы быстро грузились и на них можно было бы быстро отыскать нужную информацию. Потребителя прежде всего интересует содержание - контент, который должен быть достоверным, оперативно обновляемым и всеобъемлющим.
Но региональная власть зачастую воспринимает свое виртуальное представительство как возможность в очередной раз красочно живописать процветание края под чутким руководством просвещенных и деятельных чиновников.
Сайты некоторых регионов похожи на предвыборный плакат или агитационную брошюру. Если изучать Россию по официальному Интернету, то рисуется картинка почти идиллическая: эффектные пейзажи "малой родины", энергичные и одухотворенные лица руководителей, идеальный инвестиционный климат.
Расскажите мне о регионе
Сейчас все больше сайтов переводится в режим полноценного информационного агентства: здесь не только аккумулируются новости, но и появляются собственные эксклюзивные материалы: репортажи, Интернет-пресс-конференции, интервью. Чтобы организовать работу подобным образом, например в администрации президента Чувашии, было сформировано специальное подразделение из профессиональных журналистов. И до 80 процентов информации местная пресса черпает именно с сайта.
Сайтостроительство
Официальные сайты все чаще собирают под своей "крышей" страницы разных органов власти - министерств, департаментов, комитетов, входящих в структуру регионального правительства, территориальных органов, муниципальных администраций. Такой портал становится похож на большую матрешку, где все элементы сделаны по единому образцу. Технологический фундамент портала - система управления информационным наполнением. Например, на портале Чувашской Республики хранение, навигацию и актуализацию информации обеспечивает программная Интернет-система: весь процесс информационного наполнения и поддержания контента реализуется только через простой в использовании веб-интерфейс. Благодаря этому сайты районов обновляют сами работники местных администраций, зачастую владеющие лишь зачатками компьютерной грамотности.
Намного хуже дела обстоят с более специфическими сведениями: выяснить параметры регионального бюджета на текущий год, уточнить статистические показатели развития или изучить структуру отраслей хозяйства пока не удастся на большинстве сайтов региональной власти. По всей видимости, ни в одном из регионов нет интеграции сайта с системой оперативного мониторинга и прогнозирования местных департаментов экономики. Наиболее свежие статистические данные на большинстве сайтов датированы в лучшем случае 2000 годом.
Местные законы, которые так важны бизнесменам, ограничиваются уставом области или конституцией национальной республики. Благополучие таких монстров, как "Гарант" и "Консультант+", строится именно на нерасторопности чиновников.
...Да, друзья, вы угадали, это мой висит портрет
Намного лучше дело обстоит со справочниками в стиле "Кто есть кто": чиновники не без удовольствия размещают сведения о себе и своих коллегах в сети, подчас останавливаясь на таких милых пустяках, как хобби и увлечения. Особо выделяются личные сайты губернаторов, создаваемые зачастую независимо от официальных порталов регионов. К счастью, срок жизни этих лубочных страничек обычно недолог: сразу после выборов активность на них замирает.
Довольно часто можно встретить и "электронные приемные", где каждый гражданин может оставить вопрос и теоретически получить на него ответ. Правда, аудитория Интернета нечасто балует власть содержательными вопросами. Как правило, это или стенания по поводу "страну разворовали", либо замечания в духе "а сайтец-то глюкавый...". Более востребованы разделы, в которых приведены ответы на типовые вопросы жителей региона ("Когда проведут газ в родную деревню?", "Кто назначает пенсии и пособия?" и пр.).
Каков итог?
Когда программа "Электронная Россия" только родилась, одним из самых важных ее моментов назвали появление в Интернете информации о конкурсных торгах на государственные закупки. Это уже есть, но данные скудны и плохо обновляются. Складывается впечатление, что они - самая охраняемая тайна. Практически нигде нет полноценных интерактивных услуг (лицензирование, получение какой-то справки и пр.). По-прежнему редкость формы документов и координаты чиновников.
Итак, в российском "регионально-правительственном" Интернете слишком много рекламы достижений самой власти и слишком мало полезной информации. Общая беда всех официальных сайтов - отсутствие в региональных органах власти ресурсов - материальных, кадровых, технологических. Но основная причина торможения "закопана" в системе ценностей и приоритетов региональной власти, где поддержание и развитие информатизации стоит далеко не на первом месте.
Выход очевиден: необходима интеграция опыта регионов при поддержке федеральной власти. Уже идут работы по созданию единого правительственного портала. Обсуждаемые в кулуарах подробности проекта внушают оптимизм: объединение сайтов федеральных ведомств, единая база нормативных документов, всеобъемлющий каталог Интернет-ресурсов, "электронная приемная", интерактивные услуги населению - эти разделы портала приближают создание полномасштабного "электронного правительства".
Полосу подготовил Владимир БАРШЕВ, 107, стр. 9, Российская Газета
18.06.2002
|