"НЕВИДИМАЯ РУКА" ГОСУДАРСТВА
Беседовал Константин ФРУМКИН
Вопрос о государственных инвестициях и поддержке отечественной электроники стоит сегодня особенно остро. О проблемах стратегической отрасли экономики России корреспондент "ФР" беседует с председателем Федерального фонда развития электронной техники Анатолием СУХОПАРОВЫМ.
- Анатолий Иванович, как вы оцениваете уровень государственной поддержки российской электроники?
- К сожалению, государство сегодня никак не может определиться с собственной экономической политикой. Прежде всего, из-за мощнейшего лоббирования ведомственных интересов в правительстве. Представители практически всех профильных ключевых министерств - от космоса до "нефтянки" - берут государство за горло: если вы меня не поддержите, в России все рухнет.
- Так как же поступить государству?
- На Западе в правительственных структурах всегда внимательно отслеживают, что происходит с электроникой. Да, всем вроде бы руководит рынок, но чуть что не так - государство своей "невидимой рукой" вносит коррективы. В Тайване сначала занимались одними бананами. Потом запустили текстильную промышленность, а вырученные деньги вложили в электронику. В электронной промышленности изначально был создан мощнейший технологический парк, который государство поддержало с помощью энергоресурсов и инфраструктуры. В Сингапуре и Южной Корее действовали точно так же. Только США придерживаются принципов рыночной экономики, но здесь ежегодно государство предоставляет грин-карты 200 тыс. лучших иностранных ученых. Разве это не поддержка государства? А в Европе выпущена программа "Электронная Европа", аналог нашей "Электронной России", целями которой являются создание новой "электронной" инфраструктуры и подготовка специалистов. Ежегодное финансирование этой программы составляет 500 млн евро.
- Должны ли мы последовать этому примеру?
- Как известно, в российском бюджете лишних денег не бывает никогда. Нужна модель поддержки, подходящая для России. Например, в виде налогов, как это сделали в Китае. Они освободили все предприятия отрасли от налогов по ввозу оборудования, полностью освободили их от уплаты социального налога, на три года обеспечили производство электронной техники бесплатной электроэнергией и теплом. Для чего? Китайские чиновники поняли, что с электроники, которой фактически еще нет, государство ничего взять не сможет.
- Каковы, на ваш взгляд, должны быть основные направления политики государственного протекционизма?
- Нельзя задавать направления развития специально. Нужно создать базу для сегментов отрасли, в которых у нас есть идеи и люди. Только тогда они будут востребованы рынком и обществом. Сегодня, в условиях рыночной экономики, нам не хватает материалов, электронных компонентов, точного приборостроения. Вот здесь нужна поддержка.
- Как вы оцениваете состояние предприятий, производящих электронные компоненты?
- К сожалению, в течение последних 10 лет они были брошены на произвол судьбы. Нельзя их оставлять без присмотра, государство должно постоянно контролировать ситуацию в этой базовой отрасли.
- Что вы можете сказать о процветающих "отверточных" проектах?
- Эти проекты имеют право на жизнь, но российской экономике они практически ничего не дают. Мы ввозим 90 процентов комплектующих, делаем для них коробку и получаем прибавочный продукт в размере 3-5 процентов от совокупной выручки. Завод вроде бы изготовил изделий на 100 млн долларов, а на самом деле добавленная стоимость составляет всего 3 млн.
- Многие специалисты считают, что мы должны заказывать разработанные в России приборы на иностранных предприятиях...
- Идея хорошая - грех не использовать технологии, которые есть за рубежом. К тому же эффективное использование внутреннего интеллектуального продукта значительно увеличивает прибавочную стоимость.
№ 5 (268) 14 - 20 февраля 2002, Финансовая Россия
14.02.2002
|