ВСЕ БОЛЬШЕ «СОФТА»
Корпоративные клиенты российского компьютерного рынка уже начали понимать, что программное обеспечение может стоить дорого. Но еще плохо понимают, что за его внедрение тоже надо платить большие деньги.
Лидерами по информатизации в России, по данным экспертов корпорации Andersen, являются нефтегазовая, телекоммуникационная, металлургическая отрасли и транспорт. Начинается активная автоматизация розничных и оптовых торговых предприятий. Все большую активность проявляют госсектор и муниципальные учреждения.
Среди автоматизируемых функций сегодня, как и прежде, лидируют бухучет, управление складами и запасами, продажами, финансами. Однако постепенно появляется спрос и на бюджетирование, планирование производства, аналитические функции, решения для управления отношениями с заказчиками и поставщиками. Чуть меньше пока интересуются электронной коммерцией и управлением качеством.
«Приобретаются два основных типа ПО - финансово-экономическое и специфическое для конкретной отрасли бизнеса, - говорит зам. гендиректора R-Style Softlab Галина Киперварг. - Для банков эти виды ПО совместимы, а для предприятий речь идет в основном о системах для автоматизации производства».
По оценкам директора по корпоративным продажам Cognitive Technologies Сергея Сухоцкого, к началу 2001 г. около 50% закупок в корпоративной части российского рынка software приходилось на долю крупных негосударственных корпораций. 20% контролировали госструктуры. В минувшем году, на фоне большой PR-компании «Электронной России», из бюджета были выделены значительные средства на информатизацию. В итоге доля госстуктур повысилась до 30%, а доля негосударственных корпораций упала до 40%. Вряд ли динамика сохранится - средства в бюджете ограниченны, но определенный качественный скачок налицо.
Эксперты Andersen отмечают постепенное изменение структуры бюджетов автоматизации: уменьшается доля инвестиций в оборудование, растет доля расходов на программное обеспечение, внедрение систем и консалтинговые услуги.
«В последнее время резко увеличился спрос на конечные решения, которые не зависят от технических особенностей компьютеров и операционных систем, - отмечает президент компании «Парус» Александр Карпачев. - Новые условия требуют внедрения именно информационных технологий, а не покупки большого парка компьютеров. Акцент смещается в сторону правильного использования технологий».
Заказчики стали лучше понимать, что такое «проекты», что покупка «железа» еще не решает проблему. Здесь существенную роль играет и мировая тенденция перехода к «тонким клиентам» с мощным сервером. Срок жизни у серверов заметно больше, чем у персональных компьютеров. Это также приводит к смещению спроса в сторону sotfware.
«Компьютеры теперь стоят практически в каждой конторе. Но оказалось, что для их эффективного применения необходимо закупать специальный софт, внедрять его, описывать бизнес-процессы предприятий, заниматься их оптимизацией и т. д., - говорит директор управления по работе с клиентами R-Style Softlab Михаил Дробышевский. - Сейчас клиенты ждут не просто прокладки сетей и установки серверов (системная интеграция) - но и помощи во внедрении всей этой техники и соответствующего ПО в повседневную жизнь предприятия. Это называется проектной интеграцией».
В 2001 г. объем рынка проектной интеграции составил, по разным оценкам, от $170 до $220 млн - 20-30% оборота индустрии системной интеграции (включающей поставки «железа»). Прогнозы оборотов бизнеса проектной интеграции на 2002 г. - $230-270 млн.
Отечественные корпоративные клиенты уже научились тому, что программное обеспечение может стоить дорого - в том числе российское. Хотя в будущем году еще придется довершать перелом ментальности. Но они еще не привыкли, что дорого может стоить и внедрение этого ПО на их предприятии. Поэтому внедрение в России пока что стоит заметно дешевле, чем на Западе.
«Сектор проектной интеграции становится активнее, - утверждает директор технологической группы московского офиса корпорации Andersen Мартин Подградски. - Многие российские системные интеграторы создают собственные консалтинговые подразделения или становятся партнерами консалтинговых компаний. Западные фирмы приходят на рынок прежде всего для того, чтобы делать собственный бизнес. Однако, обеспечив себе узнаваемость брэнда, можно подумать и о партнерах, чтобы в кооперации осваивать новые регионы и рынки». «В настоящее время огромное количество западных консультантов начало взаимодействовать с российскими поставщиками, - отмечает Карпачев. - Это определяется не столько желанием самих консультантов, сколько потребностью заказчиков работать с российскими поставщиками. Часто клиенты требуют, чтобы с помощью западного консультанта внедрялись именно российские системы».
Мартин Подградски считает: «В автоматизации российской экономики, как и в других странах, сейчас наблюдается тенденция перехода от систем ERP к ERP II. То есть до недавнего времени использовались в основном системы «скрытой» автоматизации внутренних процессов предприятия или компании. Некий набор средств общения таких систем с «внешним» миром, конечно, существовал, но это были ограниченные средства с закрытой архитектурой. Сегодня рынок переходит к коллаборативной коммерции. Автоматизируются целые сектора индустрии - как единое целое».
Впрочем, как утверждает Сергей Сухоцкий, российские корпорации в некотором смысле «объелись» ERP. Накопился определенный опыт неудачных внедрений, когда комплекс организационно-программно-аппаратных мер буксует - и прежде всего из-за организационной составляющей. Российский менталитет (больше в голове, меньше в компьютере) не подходит для серьезных систем автоматизации. А ломать привычные процедуры не всегда хватает силы воли.
АЛЕКСАНДР КОНДРАТЬЕВ, АЛЕКСАНДР РОТКИН, №6(43), №6(43), 25 февраля - 3 марта 2002г, Журнал "Русский Фокус"
25.02.2002
|