ЭЦП: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
В начале этого года был принят Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи". Основная идея закона в том, что электронная подпись теперь юридически приравнивается к графической. На информацию, подписанную ЭЦП, распространяются все традиционные процессуальные функции подписи. Что изменилось после принятия данного закона и кто является пользователем электронной цифровой подписи?
По поводу положительных качеств нововведения спорить не приходится. Понятно, что ЭЦП - это возможность сокращать время сделок: для подписания контрактов, закладных, договоров об аренде и проч., с ЭЦП потребуются не дни, а считанные минуты. Здесь легко предсказать существенное сокращение трудозатрат в области коммерческого делопроизводства, связанных с необходимостью хранить и обрабатывать массу бумажных документов. А пользователем ЭЦП, естественно, выгодно быть банковской системе и сфере государственного делопроизводства, а также любому предприятию.
Ведение банковских документов сейчас неразрывно связано с электронной подписью. Электронная подпись - это понятие криптографическое и его нельзя путать с тем же пин-кодом, который действует в сегодняшних идентификационных карточках клиентов банков. Электронная подпись - это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации.
До января этого года банковские документы скреплялись электронной подписью, нововведение на законодательном уровне - это лишь узаконивание уже существующего порядка действия электронной подписи, но на другом уровне.
"Другой уровень" нового закона выражается, в первую очередь, в том, что теперь ЭЦП является привилегией не только банковской системы, но любого физического лица, желающего пользоваться электронной подписью. Например, заявка для получения ссуды на строительство дома может быть удовлетворена в течение нескольких часов, а не суток, так как, в отличие от бумажных, документы, подписываемые электронной подписью, могут проверяться полностью в автоматическом режиме. И все было бы хорошо, да...
После принятия Закона "Об ЭЦП" прошло всего два месяца и сегодня становится ясно, что принятый закон работать не может.
Основная проблема в том, что западные стандарты "не стыкуются" с нашими.
Во-вторых, Закон "Об электронной торговле", в паре с которым должна работать ЭЦП, так до сих пор и не принят.
И вообще, большинство российских "потенциальных" пользователей ЭЦП искренне сомневаются в достаточной надежности механизмов защиты паролей любого типа от несанкционированного доступа.
Затем разного рода сбои и недоразумения, способные вовлечь пользователя в непредвиденные расходы, вполне возможны в "переходный период", пока электронную подпись будут заменять обычные.
Кроме того, установка и обслуживание оборудования для распознавания подписей нового типа могут лечь тяжелым финансовым бременем на бюджеты городов. Поэтому, полагают эксперты, новые подписи будут, прежде всего взяты на вооружение крупными компаниями, расположенными в Москве и Санкт-Петербурге, а "обычные" клиенты еще долго будут стоять в стороне от этого новшества.
Другими словами, "электрификация всей страны" (или снабжение всех желающих россиян собственной ЭЦП) отменяется!
Учитывая все вышесказанное, спрашивается, зачем же тогда вершится законотворчество в электронной сфере?
Думается, что, в первую очередь, желание "не отстать" повлекло за собой принятие Госдумой РФ Закона "Об ЭЦП". По срокам принятия подобного закона мы отстаем от США всего на полтора года. Но, если равняться с США по использованию информационных технологий!..
Как бы то ни было, Закон "Об ЭЦП" принят. И как это всегда бывает, после принятия "мертвого" закона чиновники начинают активно искать методы его "воскрешения". В своих интервью интерактивной прессе российские законотворцы сегодня не скупятся на слова "нужно предпринимать попытки...", "мы решаем вопрос..." и "все будет хорошо..."
По словам Андрея Короткова, замминистра по связи и информатизации, сейчас идут дебаты и в Минсвязи, и в аппарате Правительства, и в судебных органах о том, какие экстренные шаги надо принять, чтобы новопринятый Закон "Об ЭЦП" заработал... "Я не считаю, что это тупик, - сказал чиновник. - В целом, мы очень опаздываем с регулированием в электронной сфере. И лучше уж такой закон, чем постоянные ссылки на его отсутствие..." (интервью см. www.oborot.ru)
Из этих слов получается, что Закон "Об ЭЦП" В России принят "для галочки", а будет он работать или нет - вопрос второй.
Опять складывается привычная российской действительности двоякая ситуация. С одной стороны, внедрение ЭЦП - это разрешение проблем с бумажной волокитой. С другой стороны, установка и обслуживание соответствующего оборудования обойдется недешево. К тому же, должна быть организована сеть компаний, которые будут продавать ЭЦП и хранить на своих серверах электронные документы клиентов. Также должна быть установлена единая цена на ЭЦП. России все эти вопросы еще предстоит решать...
Таким образом, учитывая дороговизну и сложность внедрения новшества, ЭЦП в России на сегодня остается "привилегией" лишь крупных финансовых систем и сферы государственного делопроизводства. Для электронной коммерции, которой так необходима ЭЦП, новшество вряд ли "придется впору", так как до принятия Закона "Об электронной торговле" в России еще далеко...
В нашей стране, к сожалению, даже при наличии более-менее технологической готовности основным сдерживающим фактором является юридическая неработоспособность вопроса об ЭЦП.
Чувствуется, что для "воскрешения" нового закона чиновники возьмутся за переделку сроков и форм, а это - перспектива возникновения ряда других законов, подзаконов и поправок...
Сдерживающим фактором является и запаздывание разработка технических средств, которые позволят клиенту пользоваться ЭЦП, а главным образом, отсутствие веры в надежность защитных механизмов паролей ЭЦП. Вряд ли Госдума РФ сможет "безверие" клиентов и "боевую готовность" хакеров побороть... По крайней мере, в ближайшее время.
Также туманна перспектива использования ЭЦП чиновниками и бизнесменами регионов необъятной России. "Долгое время проработав на государственной службе, я знаю, что подпись несет за собой огромную отвественность, - считает Максим К., служащий одного из госучреждений Новосибирска. "Любая подпись должна быть защищена, в том числе и электронная.
Сегодня российского чиновника, живущего далеко от столицы, наверное, очень трудно будет убедить в надежной защите электронной подписи. Пока он имеет незыблемую веру лишь в свою подпись, поставленную на обычной бумаге обычной шариковой ручкой.
Здесь, конечно, сказывается общая отсталость России и ее регионов от технического прогресса. И если говорить о внедрении электронной подписи в России, то я думаю, что сегодня такая подпись может быть использована в отдельных случаях: крупными компаниями и непосредственно в Москве, где наиболее развита электронная сфера..."
Здесь очень хочется вспомнить легендарное: "Умом Россию не понять, аршином общим не измерить"! Учитывая технологический прогресс, не только "аршином", но и точными оцифрованными данными, килобайтами и электронными новшествами Россию ни измерить, ни убедить, ни заставить.
Лариса Москалева, 12, Эпиграф
28.03.2002
|