ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Проектная интеграция востребована предприятиями
Корпоративные клиенты российского компьютерного рынка уже начали понимать, что программное обеспечение может стоить дорого. Но еще плохо понимают, что за его внедрение тоже надо платить большие деньги.
Лидерами по информатизации в России. по данным экспертов корпорации Andersen, являются нефтегазовая, телекоммуникационная, металлургическая отрасли и транспорт. Начинается активная автоматизация розничных и оптовых торговых предприятий. Все большую активность проявляют госсектор и муниципальные учреждения.
Среди автоматизируемых функций сегодня, как и прежде, лидируют бухучет, управление складами и запасами, продажами, финансами. Однако постепенно появляется спрос и на бюджетирование. планирование производства, аналитические функции, решения для управления отношениями с заказчиками и поставщиками. Чуть меньше пока интересуются электронной коммерцией и управлением качеством.
"Приобретаются два основных типа ПО - финансово-экономическое и специфическое для конкретной отрасли бизнеса, - говорит зам. гендиректора R-Style Softlab Галина Киперварг. -Для банков эти виды ПО совместимы, а для предприятий речь идет в основном о системах для автоматизации производства".
По оценкам директора по корпоративным продажам Cognitive Technologies Сергея Сухоцкого, к началу 2001 г. около 50% закупок в корпоративной части российского рынка software приходилось на долю крупных негосударственных корпораций. 20% контролировали госструктуры. В минувшем году, на фоне большой РR-компании "Электронной России", из бюджета были выделены значительные средства на информатизацию. В итоге доля госстуктур повысилась до 30%, а доля негосударственных корпораций упала до 40%. Вряд ли динамика сохранится - средства в бюджете ограниченны, но определенный качественный скачок налицо.
Эксперты Andersen отмечают постепенное изменение структуры бюджетов автоматизации: уменьшается доля инвестиций в оборудование, растет доля расходов на программное обеспечение. внедрение систем и консалтинговые услуги.
"В последнее время резко увеличился спрос на конечные решения, которые не зависят от технических особенностей компьютеров и операционных систем, -отмечает президент компании "Парус" Александр Карпачев. - Новые условия требуют внедрения именно информационных технологий, а не покупки большого парка компьютеров. Акцент смещается в сторону правильного использования технологий".
Заказчики стали лучше понимать, что такое "проекты", что покупка "железа" еще не решает проблему. Здесь существенную роль играет и мировая тенденция перехода к "тонким клиентам" с мощным сервером. Срок жизни у серверов заметно больше, чем у персональных компьютеров. Это также приводит к смещению спроса в сторону sotfware.
"В настоящее время огромное количество западных консультантов начало взаимодействовать с российскими поставщиками. - отмечает Карпачев. - Это определяется не столько желанием самих консультантов, сколько потребностью заказчиков работать с российскими поставщиками. Часто клиенты требуют, чтобы с помощью западного консультанта внедрялись именно российские системы".
"Компьютеры теперь стоят практически в каждой конторе. Но оказалось. что для их эффективного применения необходимо закупать специальный софт, внедрять его, описывать бизнес-процессы предприятий, заниматься их оптимизацией и т.д., - говорит директор управления по работе с клиентами R-Style Softlab Михаил Дробышевский. -Сейчас клиенты ждут не просто прокладки сетей и установки серверов (системная интеграция) - но и помощи во внедрении всей этой техники и соответствующего ПО в повседневную жизнь предприятия. Это называется проектной интеграцией".
В 2001 г. объем рынка проектной интеграции составил, по разным оценкам, от $ 170 до $220 млн - 20-30% оборота индустрии системной интеграции (включающей поставки "железа"). Прогнозы оборотов бизнеса проектной интеграции на 2002 г. - $230-270 млн.
Отечественные корпоративные клиенты уже научились тому, что программное обеспечение может стоить дорого, в том числе российское. Хотя в будущем году еще придется довершать перелом ментальности. Но они еще не привыкли, что дорого может стоить и внедрение этого ПО на их предприятии. Поэтому внедрение в России пока что стоит заметно дешевле, чем на Западе.
"Сектор проектной интеграции становится активнее, - утверждает директор технологической группы московского офиса корпорации Andersen Мартин Подградски. - Многие российские системные интеграторы создают собственные консалтинговые подразделения или становятся партнерами консалтинговых компаний. Западные фирмы приходят на рынок прежде всего для того. чтобы делать собственный бизнес. Однако, обеспечив себе узнаваемость брэнда, можно подумать и о партнерах, чтобы в кооперации осваивать новые регионы и рынки".
Мартин Подградски считает: "В автоматизации российской экономики, как и в других странах, сейчас наблюдается тенденция перехода от систем ERP к ERP II. То есть до недавнего времени использовались в основном системы "скрытой" автоматизации внутренних процессов предприятия или компании. Некий набор средств общения таких систем с "внешним" миром, конечно, существовал, но это были ограниченные средства с закрытой архитектурой.
Сегодня рынок переходит к коллаборативной коммерции. Автоматизируются целые сектора индустрии - как единое целое".
Впрочем, как утверждает Сергей Сухоцкий, российские корпорации в некотором смысле "объелись" ERP. Накопился определенный опыт неудачных внедрений, когда комплекс организационно-программно-аппаратных мер буксует - и прежде всего из-за организационной составляющей. Российский менталитет (больше в голове, меньше в компьютере) не подходит для серьезных систем автоматизации. А ломать привычные процедуры не всегда хватает силы воли.
***
Российский рынок проектной интеграции в 2001 г.
Cognitive Technologies - 18%
АйТи - 14%
IBS - 12%
Парус - 11%
R-Stlyle Softlab - 10%
Галактика - 8%
Диасофт - 7%
Весть-Метатехнология - 6%
Форс - 4%
TopS Bl - 3%
Остальные - 7%
Источник "Социомастер"
***
Российский IТ-рынок растет
По мнению аналитических агентств и крупных компаний, работающих в индустрии высоких технологий, российский рынок персональных компьютеров в минувшем году увеличился примерно на 40%.
Агентство Dataquest сообщает о 42%-ном росте количества проданных ПК. По сведениям IDC, объем поставок компьютеров в РФ в период с октября по декабрь прошлого года впервые превзошел рекордные показатели IV квартала докризисного 1997 г., когда было поставлено 483000 компьютеров.
Объем продаж Intel в России за минувший год вырос на 37%. Около 30% этих продаж, по словам главы представительства Алексея Наволокина. приходится на Москву, порядка 10% - на Петербург, остальные 60% - на регионы. Сегодня в Intel отмечают опережающий рост региональных рынков по сравнению с Москвой. быстрее всего развиваются Северо-Запад, Новосибирск, а также Юг России (Ростов-на-Дону).
"Подъем рынка связан с несколькими факторами, - говорит Владислав Олинов, директор по маркетингу Genius IRU. - Во-первых, со стабилизацией курса рубля по отношению к доллару США. Во-вторых, с повышением уровня жизни не только в столице, но и в крупных городах России, что не могло не сказаться на росте рынка высоких технологий. Ну и в-третьих. спад индустрии m-tech в мире привел к удешевлению технологий и продуктов. что. несомненно, сказалось на цене готового изделия".
Весь рынок информационных технологий рос более медленными темпами. "Я считаю, что наш рынок не растет ни на 37%, ни на 40%. Он увеличивается немножко медленнее. - заявляет гендиректор дистрибуторской фирмы Landata Евгений Лачков. - Секрет большого роста продаж процессоров и ПК в том, что были громадные федеральные тендеры. Были тендеры Казначейства. МНС, всем известный тендер "Дети России", который потребил порядка 40 000 компьютеров. Это повлияло на ситуацию на рынке. Но это имеет опосредованное отношение к росту всей отрасли ИТ, потому что есть рынок периферии, есть рынок любых других устройств, комплектующих и т. п. И я думаю, что там должна быть цифра поскромнее, порядка 25-30%".
Вице-президент IBS Евгений Пескин оценивает объем российского рынка информационных технологий в 2001 г. в $3-3.2 млрд (сюда включено все "железо", в том числе, например, цифровые копиры, а также софт и услуги). При этом продажи программного обеспечения и услуг в сумме составляют порядка $500-600 млн. Рост всего рынка по отношению к 2000 г. - около 25%, "Как один из крупнейших игроков на рынке, мы более-менее представляем себе общие размеры тех секторов, где работаем, - заявил Пескин. - В этом году, в отличие от прошлых лет, цифры IDC стали очень близки к истине".
При этом большинство из торжественно отчитавшихся корпораций не сообщили абсолютные показатели своего бизнеса. Принято считать, что это связано в основном с нежеланием слишком подробно информировать о достигнутых успехах налоговую инспекцию. Впрочем, сегодня управленческий учет становится ближе к налоговому. В случае если официальные представители государства уличат компанию в существенных расхождениях между этими видами учета, придется переводить бизнес на новую фирму, а это очень непросто.
Тем не менее, абсолютных цифр сообщают мало. По словам того же источника, это связано, например, с тем. что некоторые устроители тендеров могут отсекать "нелюбимых" претендентов, устанавливая требования к финансовым показателям участников.
При существенном увеличении оборотов российским hi-tech компаниям. по словам многих их представителей, удалось избежать стандартных "трудностей роста" - дефицита квалифицированных кадров. Подъем на компьютерном рынке совпал с окончанием периода спекулятивных инвестиций в Интернет. Он-лайновые компании уволили много квалифицированных специалистов (порядка нескольких сотен человек) - которые в итоге оказались востребованы.
В 2002 г. некоторые компании отметили сохранение декабрьских темпов продаж в течение января. Компьютерная техника переходит в разряд товаров повседневного спроса. Уже практически нет летнего и посленовогоднего спада. Однако исполнительный директор ISM Computers Игорь Коротков утверждает: "В январе наступил определенный спад продаж, причем более выраженный, чем в предыдущие два года. По нашему мнению, это связано с ухудшением сырьевой (прежде всего нефтяной) конъюнктуры на рынке и сопутствующим этому урезанием ИТ-бюджетов крупных корпоративных заказчиков, как коммерческих, так и бюджетных".
"Еще со времен, когда я работал в Интернет-компании, я понял: в любой момент надо иметь пятилетний план и в любой момент быть готовым его полностью пересмотреть.- заявил Евгений Пескин. - Сегодня наш прогноз среднегодового роста рынка на пять лет -порядка 17% в год. Как видно, в 2001 г. увеличение рынка превысило эти предсказания из-за благоприятной экономической конъюнктуры и крупных госзаказов. В 2002 г. рост продолжится. но меньшими темпами. Хорошо, если удастся достичь 17-20%".
3, стр. 30-33, Логинфо
28.03.2002
|