ПОД ЛЕЖАЧИЙ ПОЛУПРОВОДНИК
Японцам не удалось договориться с нами о hi-tech
На завершившейся вчера в Петербурге российско-японской конференции по развитию сотрудничества в области информационных технологий выяснилось, что у сторон немало претензий друг к другу. И все же впервые представители бизнеса и правительственных кругов Страны восходящего солнца попытались наладить взаимовыгодные отношения с менеджерами нашего IТ-сектора. Японцы хотели госгарантий, но не получили. И решили начинать сотрудничество с взаимодействия в сфере высокотехнологичного микробизнеса.
Представитель Министерства торговли и промышленности Японии г-н Тасэ сообщил "Известиям", что его соотечественников "пугает в России то, что правительство не хочет давать государственных гарантий иностранным кредиторам, а это ограничивает проведение крупных инвестиционных проектов". По его словам, пока для японского IТ-бизнеса более привлекательным выглядит Китай.
Вопрос о государственных гарантиях для японцев ключевой. Но российская сторона своих позиций сдавать не намерена. По мнению первого заместителя министра связи и информатизации Андрея Короткова, проблемы японцев скорее психологические, чем финансовые. "У них выработался психологический барьер, - сказал он "Известиям". - Они не понимают, что ликвидность и капитализация крупнейших российских компаний такова, что они самостоятельно могут обеспечить возврат любого кредита, поэтому госгарантии просто не нужны".
У России также немало претензий к Японии. "С ними вообще работать нелегко, - объясняет один из чиновников Минсвязи. - На японском рынке российским телекоммуникационным компаниям не дают возможности получить лицензию и взаимодействовать с японскими операторами. Нас просто не видят как партнеров!" Единственная область, где японцы признают возможности России и где налажено сотрудничество, - спутниковая связь. Однако и в этой отрасли не без проблем. По словам генерального директора госпредприятия "Космическая связь" Бориса Антонюка, один из главных барьеров в налаживании российско-японского сотрудничества в этой сфере - японская бюрократия. "Средний период принятия решения японской стороной составляет 16--26 месяцев! - говорит он. - И когда есть выбор, в подобных ситуациях почти всегда выигрывают европейцы и американцы, более быстрые на подъем".
И все же сегодня, рассказал "Известиям" министр связи и информатизации Леонид Рейман, около 10 российских телекоммуникационных компаний намерены открыть или уже открыли в Японии представительства. Он также сообщил, что при участии Минсвязи планируется создать российско-японский инвестиционный фонд для поддержки в России информационных технологий и сделать проведение подобных конференций ежегодным. До сих пор взаимодействия между странами в этой сфере, по сути, не было. По словам же г-на Тасэ, если еще в прошлом году интерес японских деловых кругов к нашему IТ-сектору был практически нулевым, то сегодня он постепенно появляется. Чиновник заявил, что Япония будет налаживать 1Т-сотрудничество с Россией, но пока - в области микробизнеса. Чтобы "приобрести положительный опыт", а затем уже перейти к более крупным проектам. По мнению же председателя комиссии по информационной политике Совета федерации Дмитрия Мезенцева, "сотрудничество хотя бы в малом бизнесе - уже движение вперед, так как до этого мы слышали только негативные примеры".
Санкт-Петербург
Елена РОТКЕВИЧ, 93, стр. 5, Известия
01.06.2002
|