ТЕЛЕФОНИСТЫ ВЫХОДЯТ В ЛЮДИ
Со стороны Россия может производить впечатление сравнительно продвинутой «электронной» державы: стремительно ширятся ряды абонентов сотовой связи, принят закон «Об электронной подписи», ведутся активные дебаты вокруг программы «Электронная Россия». Однако все эти достижения на поверку оказываются весьма относительными: ведь даже обычный телефон как минимум для 6 млн наших соотечественников по-прежнему роскошь, а не средство общения. В этом году, впрочем, к ответственному делу телефонизации всей страны подключился Сбербанк, что может обернуться более активным вводом новых линий.
Десять лет назад в очереди на установку телефона стояли 10 млн человек - те, кто был в состоянии заплатить за подключение. У многих на это просто не было денег, как не было их зачастую и у самих телефонистов на ввод новых станций. Не желая обделять россиян правом свободного общения, президент Борис Ельцин в начале 1995 г. утвердил программу «Российский народный телефон», поощрявшую связистов привлекать средства путем размещения облигаций, держателям которых телефон устанавливался бы вне очереди. Авторы программы рассчитывали, что уже к 2004 г. это позволит ввести в строй не менее 9,6 млн номеров и ликвидировать тем самым практически всю очередь.
На первых порах телефонные облигации получили широкое хождение. В Минсвязи подсчитали, что в 1996 г. каждый третий городской номер вводился в строй в рамках программы «Народный телефон». Ощутимым ударом по проекту стал кризис 1998 г., обративший накопления большинства россиян, и прежде не особо значительные, в копейки. Многие операторы так и не оправились от этого потрясения, фактически свернув свои облигационные проекты. В 1999-2001 гг. к ним вернулись лишь немногие, работавшие в относительно благополучных регионах, - «Уралтелеком» (Свердловская обл.), «Уралсвязьинформ» (Пермская обл.), «Башинформсвязь», «Ивтелеком», «Казанская ГТС», «Челябинсксвязьинформ», «Электросвязь» Оренбургской обл. Но и их облигационные выпуски с начала 2001 г. стали тормозиться «Связьинвестом»: холдинг как раз начал объединять своих «дочек», и обязательства по погашению бумаг, выпущенных еще самостоятельными операторами, через два-три года легли бы на неокрепшие плечи только что сформированных объединенных компаний.
Однако в конце минувшего года произошло событие, способное вдохнуть в «Народный телефон» новую жизнь. Одалживать гражданам суммы, требующиеся для оплаты установки телефона, согласился российский Сбербанк, причем на срок до пяти лет и под вполне приемлемую ставку - около 21% годовых. Учитывая, что тариф на установку телефона составляет в среднем по стране 6000 руб., легко подсчитать, что, даже позаимствовав у банка всю эту сумму, клиент будет ежемесячно выплачивать всего около 120 руб. Социальные рамки действия программы весьма широки: кредиты доступны всем россиянам от 16 до 70 лет, прописанным или владеющим помещением по адресу, где будут устанавливать телефон. Заключаете с оператором договор - и можно идти в банк.
Впервые этот сценарий был опробован в 2001 г. в Мордовии. Местный филиал Сбербанка начал сотрудничать со «Связьинформом» Республики Мордовия с июня. Основными клиентами, как рассказала «Фокусу» заместитель гендиректора «Связьинформа» Раида Сидорова, стали сельчане, которым выдавалось по 2500 руб. (такова стоимость установки телефона на селе в Мордовии) под 22%, а с ноября - 21% годовых. «Мы провели очень большую работу, оповестили население, была реклама по радио и по телевидению, - сказала Сидорова. - Сбербанк сам рассылал объявления в каждый населенный пункт, где есть его отделения, а мы - в свои филиалы». Граждане, взявшие кредит и внесшие установленную плату, могут рассчитывать, по ее словам, на незамедлительную установку телефона - в отличие от покупателей телефонных облигаций, которым приходится ждать по два-три года. Исключение составляют случаи, когда это невозможно по техническим причинам - к дому не проложен кабель. За то, чтобы провести линию, надо дополнительно заплатить 10 000-12 000 руб., а такие суммы селяне уже опасаются занимать.
Количество оформленных кредитов, по словам другого сотрудника «Связьинформа» Мордовии, пока невелико: в полную силу проект заработал лишь с этого года. Тем не менее в наступившем году оператор планирует увеличить ввод мощностей до 16 000 номеров (в том числе 2200 - на селе) с прошлогодних 7370.
С нового года к проекту подключились все регионы страны, сказали «Фокусу» в пресс-службе Сбербанка. В «Связь» Республики Коми, например, уже в первую неделю обратилось, по словам пресс-секретаря компании Светланы Соколовой, множество желающих взять сбербанковский кредит.
Одновременно изобретаются и другие, подчас весьма забавные способы поддержки нетелефонизированных граждан. В той же Мордовии не первый год действует собственная программа по развитию средств связи в сельской местности. В текущем году местные власти выделили на ее реализацию 4,8 млн руб., распоряжается которыми ГУП «Развитие села». С января эта структура ссужает населению под 5% годовых деньги для оплаты доступа к телефонной сети, а возвращать их заемщики будут... крупным рогатым скотом!
Не планируют связисты отказываться и от облигаций. «Сбербанковский проект нацелен исключительно на население, у которого недостает средств для оплаты доступа, - поясняет начальник отдела финансов «Башинформсвязи» Рустем Сафеев. - Облигации же - средство заработка для оператора, позволяющее ему уйти от тарифа. В Башкортостане стоимость установки телефона составляет 3500 руб., а облигацию мы продаем по 6000 руб.». В этом году подобные бумаги продолжит выпускать не только «Башинформсвязь», но и «Казанская ГТС», «Таттелеком» и сам «Связьинвест». Правда, большинство «дочек» холдинга уже в этом году прекратят свое самостоятельное существование и превратятся в филиалы семи объединенных операторов. Однако «базовые компании объединений обязательно будут выпускать облигации», заверила «Фокус» директор департамента по работе с ценными бумагами «Связьинвеста» Елена Сидорович. В нынешних условиях, когда телефоном обеспечено лишь 21,9% населения страны, операторы стремятся использовать все доступные им пути для повышения этого показателя (в городах Европы, для справки, средняя телефонная плотность составляет около 40 телефонов на 100 человек). А заодно и собственных доходов.
ИГОРЬ ЦУКАНОВ, №2(39), №2(39), 28 января - 3 февраля 2002г, Журнал "Русский Фокус"
28.01.2002
|