1 ДЕНЬ С СЕРГЕЕМ БАЕВЫМ.
Помните, чем занимался герой Ричарда Гира в фильме "Красотка"? Приобретал, делил на части и продавал предприятия. Трудно объяснить, чем такой своеобразный вариант инвестиционного бизнеса привлек студента кораблестроительного института Сергея Баева, но для него этот фильм стал толчком для выбора будущей профессии.
Классический образец self made man. Молод и амбициозен. Привык всегда быть на гребне волны, используя возможности времени и свой потенциал. В начале 90-х участвовал в приватизации. Получил образование в США и Великобритании, работал в финансовых компаниях Силиконовой долины и лондонского Сити. Возглавлял представительство иностранного инвестиционного банка в России, читал лекции в российских университетах, Гарварде. Сейчас - руководитель Департамента инвестиционной политики Министерства экономического развития и торговли. Он вобрал в себя черты успешного бизнесмена и современного чиновника. И работать в министерстве, как это сейчас принято, приехал из Санкт-Петербурга...
15 ноября 2001 г.
7.00. День будет напряженным, впрочем, как обычно... стоит заехать в спортзал - "подзарядиться".
Беговая дорожка, татами, бассейн... теперь можно и на службу.
9.00. Обсуждение инвестиционной программы Министерства путей сообщения. "161 млрд руб. - это много или мало?... Мало для модернизации, много для отсутствия системы и тарифных последствий..."
РЦБ
Ваше министерство называется "экономического развития" - если посмотреть на цифры, то такое название очень кстати - в последние два года мы неплохо развиваемся. Таким темпам роста могла бы позавидовать Европа, а сейчас и Америка... Конечно, все дело в точке отсчета, но тем не менее... Как Вы считаете, все ли действительно так хорошо? В чем кроется проблема?
Сергей Баев
На сегодняшний день основная проблема не в темпах роста, а в его качестве. Но это тема отдельного большого разговора. А что меня беспокоит? Действительно, база для того, чтобы росла активность, создана. Очень уместно говорить о либерализации экономики, снижении барьеров. Но этого мало, потому что эффективность реального сектора растет, а инфраструктура страны в последние 10 лет не обновлялась. Инфраструктура транспорта, электроэнергетики, связи, медицины - всего того, что позволяет экономике функционировать как единому рынку. Рынку как традиционных - сырьевых, так информационных, технологических, гуманитарных, финансовых и иных ресурсов. Общий рынок развивается медленно, а работа на нем в основном сводится к экспорту сырьевых ресурсов с незначительной добавочной стоимостью, к абсорбированию всех видов капитала, включая интеллектуальный, из регионов и концентрации его в крупных промышленных и потребительских центрах - Москве, Питере, Новосибирске, портовых городах.
К чему это приведет? К тому, что все те замечательные меры по улучшению экономической ситуации, которые сейчас обсуждаются и принимаются, будут обеспечивать создание эффективной экономики в очень узком региональном и продуктовом сегментах национальной экономики. Это серьезный риск геополитического характера, угрожающий переходом некоторых отдаленных регионов на иные информационные и структурные потоки. Формируется их тяготение к иным центрам.
Например, социально-экономическое развитие Дальнего Востока по своей сути перестало зависеть от "материковой" России. Да, там живут русские, но ездят не на российских машинах, употребляют продукты питания не отечественного производства, даже туалетная бумага -и то не наша.Во многих населенных пунктах преобладают китайцы, отмечается значительная естественная убыль местного населения. Если и дальше все будет складываться таким образом, то мы будем иметь развитой работающий рынок, использующий ресурсы нефтедолларов, металлодолларов и обслуживающий очень небольшую часть населения - средний класс в нескольких крупнейших центрах - и все...
Германия 60-х, Япония 50-х, Тайвань 70-х - все сталкивались с проблемами структурного роста и укрепления глобальной конкурентоспособности и решали ее нетолько за счет создания либерального инвестиционно-финансового рынка, но и активизировали участие государства как регулирующего, инвестирующего, управляющего механизма. К мерам государственного воздействия на экономику относится и стимулирование спроса в товарообразующих областях, капиталоемких отраслях, таких как авиация, транспортная инфраструктура, и социальные меры вплоть до стимулирования рождаемости. Например, каждой семье, в которой появился новорожденный, можно оказать адресную государственную финансовую помощь.
РЦБ
Этим и занимается ваш департамент? А если серьезно, насколько широк сегодня выбор инструментов государственной инвестиционной политики?
С. Б.
Таких инструментов достаточно много. Какие-то из них являются более затратными для государства, какие-то - менее. Это может быть прямое государственное инвестирование, передача каких-либо активов, организация концессий, предоставление гарантий, субсидирование процентной ставки, льготы, квоты, тарифы, отдельные соглашения, затрагивающие будущие доходы государства. Плюс регуляторные и организационные мероприятия - законодательные и подзаконнные акты и система их применения, информационно-аналитическое обеспечение и т.д. Важным направлением инвестиционной политики является систематизация работы и информационно-аналитическое сопровождение значительного, зачастую избыточного количества государственных финансовых институтов, центров содействия инвестициям, органов государственного управления, отвечающих за экономическую политику, и т.д.
РЦБ
Немало... А зачем все это? Какова цель (помимо поддержки единой инфраструктуры)?
С. Б.
Одна из основных целей - улучшить структуру выпускаемой в стране продукции. Сейчас примерно 45% ВВП - это минеральное сырье и ресурсы, а 1, 5-2, 5% - наука и высокотехнологичные продукты. А достичь надо почти обратной пропорции. При том же самом потреблении физических ресурсов необходимо производить больше интеллектуальной "продукции". Условно говоря, не "нефть-сталь-макароны-водка", а что-то другое. Тогда наша 1/6 часть суши, имея тот ресурс, который ему дала природа, - практически всю таблицу Менделеева - будет жить лучше. Вот и все.
10.00. Совещание по инвестиционной программе МПС России с участием министра. "Кто должен финансировать модернизацию путевой, подвижной телекоммуникационной инфраструктуры железных дорог - сегодняшние потребители перевозок, государство или инвесторы?.."
РЦБ
Государственное инвестирование - прямо как в старые добрые времена... А как же неравные условия конкуренции? Как государство определяет, кому оказать поддержку, а кому нет?
С. Б.
Необходимо создать условия конкурентности государственной поддержки. В первую очередь это относится к тем случаям, когда мы оказываем ее не на условиях эффективного обзора, анализа и администрирования, выбирая из базы данных бюджетополучателя, а вместо этого просто адресно посылаем средства, ломая тем самым конкурентоспособность системы. К примеру, поддержав производство комбайнов крупной западной фирмы, в свое время загубили мотивацию у менеджеров, реструктурирующих КрАЗ и Ростсельмаш. Снизили их желание инвестировать и т.д.
10.45. Отъезд в офис Государственного инвестиционного агентства. Обсуждение хода работы над одним из крупных проектов.
РЦБ
И Вы считаете, что в нашем государстве эффективная схема распределения государственных ресурсов (в широком смысле) возможна?
С. Б.
Возможна! Структура власти должна быть не горизонтальной или вертикальной, а матричной. Если вы посмотрите на функции какого-то структурного подразделения министерства, не имеет значения, отвечает ли оно за взаимодействие с международными финансовыми организациями или за формирование адресной инвестиционной программы, то увидите, что подразделение делает все: принимает заявки, организует конкурсы, привлекает экспертов, соучаствует в реализации, докладывает в правительство, осуществляет контроль за эффективностью. Каков будет итог, если решения на миллиарды долларов принимает один чиновник с зарплатой 80 долл., особенно если вышестоящее руководство не поставит перед ним никаких целей, кроме общих, вроде "социальной значимости", - понятно...
Необходимо разложить эту систему на отдельные элементы с идентификацией зон ответственности. Одно подразделение отвечает за сбор и аккумулирование информации, однако функция анализа у него совмещена с представителями других подразделений, экспертами, привлекаемыми по логичным и прозрачным процедурам. Следующее подразделение осуществляет контрольную функцию и т.д., согласно регламенту, где расписаны сроки, необходимый и достаточный объем информации, порядок взаимодействия департаментов друг с другом. Когда вы разведете управление информацией, управление решениями и контроль над этими решениями, тогда сможете добиться должного эффекта и прозрачности.
11.30. Подведение итогов сделки по выкупу государством доли в лизинговой компании. Утверждение результатов оценки и порядка оплаты долей.
РЦБ
Сколько времени может занять изменение существующей неэффективной системы и не окажется ли, что, когда все будет сделано, это уже никому будет не нужно?
С. Б.
У меня было такое ощущение в первые три-четыре месяца. Однако и председатель правительства, и многие члены правительства очень серьезно рассматривают проблему реформы государственного управления. Реформы постепенно перешли от фазы создания законов к фазе изменения механизмов их реализации: к созданию регламентов, установке порядка работы, ведению базы данных, к информатизации. Например, сейчас мы очень серьезно меняем систему сбора информации и контроля за реализацией инвестиционной политики во всех регулируемых субъектах рынка - РАО "ЕЭС России", МПС, Газпроме, транспортных и нефтяных монополиях, и просто на государственных предприятиях, которые более эффективны, когда формируют инвестиционную политику и стратегию финансирования по единой методологии, по единой системе контроля.
12.30. Обсуждение проекта по созданию крупного технопарка в России с торговым представителем Малайзии и двумя фондами венчурного капитала. "Где выбрать место, каким должно быть участие органов власти, какая форма и состав инвесторов?"
РЦБ
Матричная система - это, наверное, хорошо, но сейчас вы помогаете, например, каким-то конкретным компаниям, если они обращаются с просьбой, скажем, изменить тарифную политику?
С. Б.
Мы рассматриваем подобные вопросы, и я считаю, что это правильно с позиции всей инвестиционной политики. Мы не только содействуем в решении проблемы конкретному инвестору. Будучи чиновником, я стараюсь, скорее, не ему помочь, а, используя реальный случай, сделать систему получения заявок, анализа, аргументации и выработки решения и контроля за его исполнением более эффективной. А это складывается из многогранного выбора инструментов: "борьбы с мельницами", убеждения, разработки регламентов, принятия ответственности на себя... В общем, политики, политики, политики... Например, более года мне понадобилось, чтобы убедить своих коллег, что структура и порядок анализа ТЭО проектов, претендующих на получение государственной поддержки, должна находиться на сайте министерства в Интернете (1), и мы в результате могли бы сократить время на первичное ознакомление с материалами и их обработку. Моя задача - чтобы любая компания, ознакомившись с информацией в Интернете, перед тем как обратиться в Министерство, могла более обоснованно подготовить заявку на "связанный" кредит, на включение в федеральную целевую программу, на применение иных форм государственной поддержки инвестиционных проектов. И для своих целей не надо нанимать огромное количество юристов, аудиторов или лоббистов. Так что наша задача - реализовать как можно больше стандартных регламентов и механизмов для взаимодействия российских и иностранных корпораций с Правительством РФ по широкому спектру экономических и торговых вопросов. В случае возникновения нестандартной проблемы, конечно, необходимо коллегиальное общение.
13.30. Работа в департаменте. Разбор "расписанных" поручений, почта, работа с сотрудниками, планирование переезда коллектива на период ремонта здания министерства...
РЦБ
Чиновники, как правило, говорят: "Я здесь всерьез и надолго", а в действительности постоянно "сидят на чемоданах"...
С. Б.
Я планирую свою работу в министерстве на достаточно ограниченный срок. Хотелось бы создать такие условия работы в экономике, в инвестиционном сообществе, при которых ценилась бы быстрота и качество предоставления услуг, а не близость к тем или иным структурам или представителям государственной власти. Условия, при которых будет затруднительно использовать "проплату" конкретной услуги судье, как факт гарантии удачного исхода того или иного враждебного поглощения, и т.д. У нас сейчас развита именно такая форма регулирования корпоративного контроля. Тогда и моим бывшим конкурентам и одновременно очень уважаемым коллегам - Игорю Сагиряну ("Ренессанс Капитал"), Рубену Варданяну ("Тройка Диалог"), Олегу Павлову (Брансвик), Николаю Цветкову (НИКойл), Чарли Райану(ОФГ), Евгению Юрьеву (Атон) будет работать комфортнее, надежнее, эффективнее.
Одного японского инвестора я практически снял с трапа самолета в Австралию, хотя он проболтался в России целый год. Он пытался проинвестировать 700 млн долл. в производство из попутного газа диметилового эфира. Это дешевый и экономичный заменитель дизельного топлива.
Его не устраивали тарифы МПС: выставили тариф 56 долл. за тонну из Иркутска до Приморья, но например, из Кемерово до Питера при прочих равных для российской компании тариф- 14 долл. за тонну. Год он боролся, убеждал чиновников МПС, Газпрома, Минторга в важности данного проекта для Японии и России, а потом отчаялся и решил все бросить. Хорошо, Торгпредство в Японии вовремя подключилось, а то бы он так и уехал. Но невозможно же все время работать в режиме пожарной команды. Нужно выстроить работающий механизм на уровне государства, если мы действительно хотим сделать российский рынок привлекательным для инвестиций.
Кстати, знаете, как мой кабинет называют коллеги в министерстве - "гипофиз" (от ГИП-офис). Функция мозга, отвечающего за координацию. А вообще в нашей работе смешного мало.
Когда я реально добьюсь прогресса в данных вопросах, надеюсь, в течение двух-трех лет, тогда можно будет обоснованно думать о работе в одном из государственных финансовых институтов или возвращаться в частный инвестиционно-банковский бизнес. Привлекать средства на Западе под имя команды коллег-единомышленников, под умение понимать перспективы отраслей, понимать менеджмент этих отраслей, под способность поддерживать рабочие отношения с теми руководителями российских предприятий, которые имеют подтвержденную опытом способность добиваться продолжительного роста рыночной стоимости вверенного им собственниками бизнеса.
14.30. Совещание с подведомственными научными организациями. Обсуждение хода работы над законопроектом о концессиях, размещением ценных бумаг национального ипотечного агентства.
РЦБ
То, что Вы сейчас делаете, Вы расцениваете как подвиг?
С. Б.
Нет. Это fun. Это интересно. Это вызов. И при этом - огромная ответственность перед министром, нашей командой молодых и не очень, опытных и только начинающих "рукдепов", ответственность перед экономикой...
РЦБ
Не скучно возиться со всеми этими бумажками?
С. Б.
Нет. У нас в департаменте 46 человек, а объем задач, которые мы решаем, в Минэкономики и Минторге раньше решало 170 человек. При этом требования к уровню задач, их "точечность" и системность значительно возросли.
РЦБ
Насколько велик объем инвестиционных проектов и сделок, проходящих через вас в министерстве?
С. Б.
Если учитывать не только мой, а и несколько смежных департаментов, то непосредственно на стройки федерального уровня уходит около 1 млрд долл. государственных денег, 2, 8 млрд долл. привлекается за счет госзаимствований, из которых 2 млрд - кредиты международных финансовых организаций, и 700 млн - связанные кредиты, когда мы получаем не деньги, а оборудование, услуги. Но реально объем государственной поддержки процессам, проходящим в экономике, - через реструктуризацию задолженности перед бюджетом, изменение таможенных тарифов, международные проекты, политический PR - более 20 млрд долл. в год.
РЦБ
Всего 45 человек? Наверное, справиться с таким объемом задач физически нереально?
С. Б.
Для того чтобы держать "на плаву" систему рассмотрения поручений и не делать ее "субъективной" (читай - коррупционной ) - пока реально. А для того чтобы решать более объемные задачи, предположим: а) реально изменить инвестиционную программу МПС; б) развивать лизинг авиации; в) заниматься развитием государственного инвестиционного агентства, которое уже содействует в строительстве новых ЦБК, транспортных центров, нефтехимических заводов, автосборочных производств; г) реформировать банковскую систему: д) участвовать в работе межправительственных комиссий; е) решать проблемы инвестиционного развития депрессивных регионов и т.д. - нет.
16.00. Участие в переговорах с потенциальными инвесторами - операторами по строительству нового терминала в Шереметьево. Работа в тендерной комиссии - нелегко выбрать лучшего...
РЦБ
Кто Ваши сотрудники?
С. Б.
В нашем департаменте работают преимущественно молодые, но опытные специалисты. Работа позволяет им "крутиться как белка в колесе" и переваривать большое количество информации. Почти нет возможности профессионально углубиться в какую-нибудь предметную или отраслевую специфику, но есть возможность оттачивать самое главное - подходы, позволяющие быстро вникнуть в идею, осмыслить, насколько она проработана тем или иным заявителем, уметь создавать регламенты: нашел проблему, увидел способ ее решения, создал регламент и пошел дальше.
Таким образом, они оттачивают свои качества как менеджеры и потом уходят в бизнес. Совсем молодые - 24-26-летние приходят к нам именно за этим. Но сейчас пришла и новая группа уже довольно состоявшихся в бизнесе людей - 33- 37 лет. И они не используют данную площадку, только чтобы еще сильней капитализировать свой бизнес. Для них работа здесь - тоже вызов. У многих из них не хватает знания последних тенденций в корпоративных финансах или международном праве, но они - хорошие менеджеры, умеющие без проблем решать практические задачи. Есть третья группа - специалисты с западным МВА-образованием, у этих свой драйв. Они прекрасно знают теорию и хотят лучше понять, почему многие механизмы не работают на практике. Потом, уйдя отсюда года через два в бизнес, они уже будут понимать, как действовать при встрече с "государственной машиной".
17.30. Обсуждение проекта Бюджета РФ на 2002 г. в 3-м чтении в Государственной думе. Жаркие дебаты по включению объектов в программу Электронная Россия", программу внешних заимствований и обсуждение несколько конкретных проектов в области транспортной и социальной инфраструктуры.
РЦБ
Словосочетание "российская авиация" не сходит с новостных лент правительства и министерства. Настолько это важно с геополитической точки зрения и насколько вообще российский авиапром дееспособен?
С. Б.
Слово "авиация" очень дорого каждому россиянину, так как это - лучшее проявление экономического суверенитета и технологического уклада страны, промышленной кооперации в СНГ. Авиация - это и вопрос значительного рынка и инфраструктурной безопасности: из более чем 600 магистральных самолетов, эксплуатируемых в России, более 40% должны быть выведены из эксплуатации в течение следующих трех лет по соображениям износа, международных ограничений. При этом экспортный потенциал ближне- и среднемагистральных самолетов (ТУ-334, ТУ-204) приближается к 1 млрд долл.в год. Спрос высокий.
Правительство использует беспрецедентные меры по развитию авиации - более 200 млн долл. на капитализацию государственных лизинговых компаний в 2001- 2002 гг., реструктуризация задолженности и укрепление управления в авиапроизводствах, кредитование вертолетных производств государственными банками, поддержка кооперации с международными концернами и т.д.
19.00. Презентация совместного проекта компании Boeing и КБ "Сухой" - производство регионального 50-70-местного пассажирского самолета и научно-технологическая кооперация российских и американских самолетостроителей.
РЦБ
А что было до министерства?
С. Б.
Я работал в Hansa Investments - это было представительство иностранного инвестиционного банка. Британцы, шведы и финны занимались "сращиванием" инвестиционных сделок, управляли рядом фондов, включая и 40-миллионный в России, который через руководимое мною представительство инвестировал в порты, пищевую промышленность, недвижимость на Северо-Западе, в основном в Петербурге. Прогнозировали, что Питер будет серьезно расти и развиваться, поэтому инвестировали в том числе и в энергетическое машиностроение.
После ухода у меня сохранились хорошие отношения с владельцами этой компании. Когда я прилетаю домой в Эдинбург (у меня два дома: один - в Петербурге, другой - в Эдинбурге), то мы обязательно встречаемся.
РЦБ
С улицы руководить инвестиционным банком не берут... Что было в карьере до Hansa?
С. Б.
Честно? В 1989 г. я работал самым настоящим "челноком", ездил в Турцию, Германию. Потом поучаствовал в первой приватизации и выкупил несколько прокатных ателье, перепрофилировал их в магазины. Прошел через привлечение первого кредита, его утрату, потерял часть магазинов. Затем организовал свое швейное производство, мы шили у нас в России "импортные" куртки: австрийские, немецкие, финские. Появилась мода на малиновые пиджаки, мы и их шили. Купил первый завод. Потом все это продал и ушел в интеллектуальный бизнес, девелоперский. Но через некоторое время осознал, что мало еще что понимаю. И в 1994 г. уехал за рубеж, в США. Учился в Стэнфорде, специализировался на венчурном капитале, стажировался в различных компаниях Силиконовой долины, общался с венчурными капиталистами. Там же поработал в одном из ключевых инвестиционных банков. Вернулся обратно и встретился с людьми из Hansa.
РЦБ
Почему Вы покинули эту компанию?
С. Б.
Опыт в Hansa показал, что для успешной работы в Питере надо, к сожалению, иметь доступ к "телу власти" и не всегда использовать только цивилизованные технологии, в том числе в сфере корпоративного контроля. Я стоял перед дилеммой: использовать то, чем в то время занимались все, чтобы обеспечить доходность и выжить в условиях рынка, либо заниматься тем, что мне предлагали акционеры Hansa, руководствовавшиеся принципами "чистого жанра", наработанными в Скандинавии, Балтии, где у них бизнес шел хорошо. Не умея давать пустых надежд, я ушел и создал свой бизнес.
Удалось создать инвестиционный бутик, Gamma Group, у которого не было ни больших инвестиционных ресурсов, ни доступа к "телу власти". Тем не менее мы обслуживали крупные сделки, использовали современные технологии и продукты финансирования: консалтинг в области недвижимости, "жесткий" М&А (через банкротство, корпоративный передел), бридж-кредитование, трейдинг ценными бумагами и менеджмент-консалтинг. Мы работали с крупными предприятиями в регионе и в ходе оптимизации финансов приводили высший менеджмент к осознанию важности мирного сосуществования с акционерами, эффективного управления финансами.
Таким образом, знакомясь с предприятием и руководством, впоследствии мы выходили с ними на более серьезные проекты уже в области инвестиций. Была очень небольшая команда, человек 30. Мы чертовски много работали, но и неплохо зарабатывали. Теперь особенно интересно видеть, как развиваются некоторые из моих бывших коллег - владелец собственной инвестиционной компании в Питере, главный аналитик ЕБРР в Лондоне, аналитик Fidelity в Бостоне, зам. управляющего в Citibank, корпоративный финансист в НИКойле, главный девелопер в Colliers НIВ, один из директоров в Ленэнерго, консультант предприятий космической связи России.
Весной 2000 г., после нескольких месяцев переговоров, мы вместе с другими партнерами решили продать инвестиционный бизнес достаточно динамичной международной группе. На предложение работать в министерстве я не соглашался два месяца, но, переговорив лично с министром в течение полугора часов и с женой в течение трех дней, принял решение поработать на развитие инвестиционно-финансового рынка Российской Федерации.
20.15. Снова министерство и новая тема - РАО "ЕЭС России" - обсуждение с юристами энергохолдинга предложенной схемы управляющих компаний в регионах.
РЦБ
Как сложилось у Вас два дома?
С. Б.
У меня жена родом из Великобритании, из Эдинбурга, и две дочки. Жена и я-то в Питере, то в Москве, но я обязательно перевезу всех в Москву, когда более или менее окончательно обустроюсь. Быт и для дочек, и для жены пока лучше устроен в Питере, жена к тому же работает. Она возглавляет петербургский офис одного из аудиторов "большой пятерки".
РЦБ
Что Вам интересно, кроме работы?
C. Б.
Дети, жена, дзюдо, фортепиано. Правда, чтобы серьезно заниматься дзюдо, времени особо не хватает, больше одной тренировки в неделю пока не получается.
21.30. Рассылка сообщений в торгпредства.
РЦБ
Сейчас с семьей часто удается видеться?
С. Б.
К сожалению, не каждые выходные удается вырваться. Надеюсь, все же скоро их перевезу в Москву, и будем жить вместе. Скучаю очень. Сейчас просто загрузка страшная - готовим заседания правительства...
РЦБ
Сколько дней в неделю работаете?
C. Б.
Шесть. Если не удается улететь к семье, в воскресенье - библиотечный день. Тяжело переносить постоянные перелеты, особенно в Японию, США. На один день прилетел, отработал и улетел обратно.
22.00. Подготовка к выступлениям - в понедельник нужно делать доклад сразу на двух конференциях - по улучшению государственного регулирования (ОЭСР) и по финансированию инфраструктурных проектов (Euromoney).
РЦБ
Какие у Вас дальнейшие планы? Будете делать свой банк?
С. Б.
Почему обязательно банк. Читая international Financial Review, заметил тенденцию, при которой банки сливаются, а команда уходит, создает бутики. Инвестиционный бизнес - это бизнес мозгов, бизнес умения быстро и грамотно управлять информацией, управлять людьми. Все, что сейчас появляется, называясь новыми финансовыми технологиями, является очередным деривативом книги "Security analysis", написанной Грэмом и Доддом аж в 1934 г.
Есть желание довести до успешного завершения те сложные государственные проекты, которые начинал, еще работая в частном секторе. Построить третий терминал в Шереметьево, сделать ритмичным и качественным производство российской авиатехники, увеличить использование лизинга, в том числе и в финансировании государственных инвестиционных программ, секъюритизировать портфель национального ипотечного агентства, построить нефтеперерабатывающие заводы на каждом из направлений экспорта российской нефти. Если возвращаться обратно в инвестиционный бизнес, то, возможно, это будет даже государственный инвестиционный банк развития, проводящий государственную инвестиционную политику.
22.30. "Набрав полный портфель материалов по концессиям и по лизингу, уезжаю домой. Читать и расписывать..."
РЦБ
Уже чувствуете себя москвичом?
С. Б.
А я не считаю себя ни москвичом, ни петербуржцем, я космополитичен. Абсолютно. Лондон, Сан-Франциско, Санкт-Петербург, Новосибирск, Москва, Франкфурт, Хельсинки, Таллин. Я везде работал и чувствовал себя в норме. В Москве, конечно, жизнь динамичная, крупные задачи, быстро мыслящие люди, очень грамотный приятный коллектив в министерстве, но пока не до конца структурированный. Огромное министерство, решающее исключительно важные задачи, не может реально рассчитать свои возможности. Вдохнули и побежали, но дыхание взяли на 100 м, а оказалось, что бежать нужно 2 км. Вот поэтому сейчас болит печенка, есть злость. Но, надеюсь, добежим.
1, стр. 12-19, Рынок ценных бумаг
14.01.2002
|