ИТОГИ ОБНАДЕЖИВАЮТ.
В самый канун Нового 2002 года министр Российской Федерации по связи и информатизации Л.Д. Рейман встретился с представителями ряда средств массовой информации, рассказал им об основных итогах работы отрасли в 2001 г. и ответил на вопросы журналистов. Ниже публикуется стенограмма встречи с небольшими сокращениями.
Уходящий год был очень сложным, но в целом неплохим. Темпы развития росли по всем подотраслям, а у нас их три - почта, информатизация и электросвязь. Они имеют тенденцию к объединению, но статистически мы пока учитываем их раздельно. По оперативным данным и прогнозам, основные показатели, которые достигнуты, выше, чем в 2000 г.
Говоря о той работе, которая проводилась в уходящем году, о достижениях и важных событиях, следует отметить, что общей для всех подотраслей была законотворческая деятельность. Я считаю несомненным достижением принятие в трех чтениях закона "Об электронной цифровой подписи". Это прогрессивное событие. И то, что голосование по этому закону было положительным, фактически два человека воздержались и никто не был против, само по себе свидетельствует, что сегодня этот закон весьма актуален. Это очередной шаг вперед по внедрению современного документооборота, развитию электронной коммерции, электронной торговли. Информационные технологии без электронно-цифровой подписи эффективно развиваться не могут. И то, что этот закон был принят Думой в трех чтениях, несомненно создает очень большую предпосылку для эффективного развития в будущем году всех услуг и технологий, так или иначе связанных с авторизацией или идентификацией людей в виртуальной среде.
Большая работа была проделана также по закону "О связи". На сегодняшний день изменения и дополнения к нему полностью согласованы с 21 федеральным министерством и ведомством, а также с аппаратом Правительства, юридическим и другими департаментами. Этот закон большой, в основном состоит из норм прямого действия и отменяет целый ряд подзаконных актов, точнее должен отменить после введения его в действие.
Далее мне хотелось бы отметить две не менее значимые общие работы: первая связана с тарифами и тарифной политикой в области электросвязи, а вторая касается почтового ведомства.
Как вы помните, в декабре 2000 г., когда мы представляли Концепцию развития рынка услуг электрической связи, нам было дано поручение разработать Концепцию реструктуризации предприятий почтовой связи. Этот документ на сегодняшний день готов и официально внесен в Правительство РФ. Он очень большой и сложный, так как функционирование почты - сложный процесс. Почти все страны работают над совершенствованием своей почтовой системы, но далеко не у всех достигнуты положительные результаты.
Мы попытались обобщить весь имеющийся сегодня в мире опыт, и положительный, и отрицательный, подключили наши ведущие научные организации (и отраслевые, и Академию наук, и Центр стратегических разработок) и совместно с целым рядом федеральных органов - в первую очередь Минэкономики, Министерством имущественных отношений и др. - работали над созданием такой Концепции. К этому процессу привлекались как российские, так и зарубежные консультанты, было организовано широкое обсуждение, в котором участвовали руководители УФПС из целого ряда регионов. Я думаю, что документ претерпит какие-то изменения, но не очень существенные. Надеюсь, что в первом квартале 2002 г. мы представим его в Правительство РФ.
В области электросвязи была также проделана очень большая работа, связанная с регулированием тарифов, я бы сказал, созданием базы для их регулирования. Совместно с Минэкономразвития и МАЛ мы проводили очень большую работу по разработке и изданию Постановления Правительства относительно введения раздельного учета и методики по отнесению затрат на себестоимость в предприятиях электросвязи.
Это позволит объективно подходить к тарифной политике, найти ту золотую середину, когда тариф оптимален и соответственно дает возможность предприятиям связи развиваться, а с другой стороны, не является завышенным, что с точки зрения населения, исключительно важно.
Была проведена большая работа, связанная с разработкой и согласованием программы "Электронная Россия", которая разрабатывалась при нашем активном участии вместе с Минэкономразвития. Правительство РФ рассмотрело и в целом одобрило ее, определило Минсвязи России ее координатором среди других министерств и ведомств - государственных заказчиков. Необходимо было доработать и текст программы, и вопросы финансирования. Сегодня можно констатировать, что стоящие перед нами задачи выполнены и согласованы со всеми заинтересованными ведомствами. Понятно, что документ сам по себе очень большой, сложный, затрагивает интересы большого количества государственных заказчиков, поэтому процесс согласования, внесения изменений и дополнений занял довольно много времени.
Хотелось бы еще два слова сказать по поводу почты. Хотя может быть эти события не такой большой значимости, тем не менее, это некая практическая реализация тех задач, которые ставились.
Во-первых, это организация пунктов коллективного пользования Интернетом. Это совместный, очень значимый проект. Впервые такие попытки были сделаны в начале 2001 г. Они показали востребованность подобной услуги. В этом году стояла задача развернуть почти 2000 таких пунктов. В основном она была выполнена и там, где пункты функционируют, они пользуются большим спросом не только среди молодежи, но и других категорий населения. Я думаю, что это реальный шаг по внедрению информационных технологий в самые широкие слои населения, поскольку у большей его части отсутствует возможность иметь домашний компьютер.
Я хотел бы упомянуть еще две работы, касающиеся почты. Одна связана с внедрением экспериментальной системы ускоренных электронных денежных переводов. Это та технология, которая разрабатывалась нашими институтами, опробована в восьми регионах и гарантированно позволяет отправлять денежные переводы из любой точки в России в любую точку страны за 72 часа. Сегодня тестовые программы и прогоны прошли, я думаю, что в будущем году мы будем начинать внедрение этой информационной системы и параллельно сокращать сроки прохождения переводов. И второй момент - эксперименты по ускоренной доставке почтовой корреспонденции (периодической печати, журналов, газет).
Вы помните, что в 2000 г. главные редакторы встречались с Президентом России и поставили вопрос о необходимости ускорить доставку. В результате Президент дал нам поручение, была разработана программа и сделаны некоторые пробные шаги по ее реализации, показавшие ее эффективность. В 2002 г. нашей задачей будет ее внедрение, что существенно повысит качество и сократит сроки доставки корреспонденции, хотя сделать это будет непросто, поскольку сегодня финансовая сторона этого вопроса делает доставку довольно сложным мероприятием.
Не могу не сказать про космическую отрасль. В прошлом году у нас была разработана и утверждена Правительством России Программа поддержания и пополнения космической группировки гражданского назначения, и в этом году мы практически завершили все, что было связано с ее финансированием. Совсем недавно прошла презентация последнего проекта, реализуемого ГПКС для Сбербанка, в соответствии с которым часть рисков, которые связаны с финансированием этой программы, поделили между собой Сбербанк и японская корпорация Sumitomo. финансирование этой программы, а это значительные деньги - 830 млн. долл. США, идет из трех источников: собственные средства ГПКС, кредитные, заемные средства Сберегательного банка и трех поставщиков комплектации для спутников и космических аппаратов, а также средства государства. Государство участвует в поддержке того кредитования, которое делает Сбербанк. Сегодня можно говорить, что программа есть и выполняется в сроки.
В области электрической связи хотелось бы отметить все те же самые тарифы и все, что связано с реорганизацией предприятий Связьинвеста - это та часть Концепции, которая одобрена Правительством, те шаги по реализации программы, которые были сделаны в этом году.
Практически завершена работа по формированию укрупненных компаний, прошли собрания акционеров, они утвердили все документы, в обсуждении участвовали и владельцы привилегированных акций, т. е. все решения были приняты на очень демократичной основе. Сегодня мы вплотную подходим к этапу реализации всех этих решений, и это - задача на следующий год. Поскольку во всех компаниях Связьинвеста большое количество иностранных, в основном портфельных, инвесторов, примерно месяц тому назад Связьинвест участвовал в конференции, на которой представлял работу по реорганизации компаний и ее итоги. Она была положительно отмечена и сегодня наблюдается рост интереса к российским телекоммуникациям целого ряда инвесторов, которые ранее не проявляли его, считая, что это рискованное вложение средств.
Вы знаете, в этом году исполнилось 10 лет российской сотовой связи, которая за короткий период прошла грандиозный путь, начавшись системами первого поколения, а сегодня мы вплотную подошли к реализации систем третьего поколения. У нас есть опытные зоны, которые практически полностью соответствуют конфигурации систем третьего поколения. Единственное, что нас сдерживает сегодня в выдаче лицензий и начале реализации этих сетей - отсутствие оборудования.
Мы постоянно встречаемся с поставщиками (Siemens, Ericsson и др.), они обещают, что вот-вот это оборудование появится. С точки зрения методологии и осмысления, как надо строить системы, какое место они займут на российском рынке и в сегодняшнем обществе, у нас есть полное понимание. Здесь заметна роль Ассоциации 3G, которая была специально для этого создана и свою роль в этом смысле выполнила. Как только появится соответствующее оборудование, мы сможем уже активно развивать системы третьего поколения на российском рынке. В то же время общее число клиентов сотовой связи растет, и тенденция, которая наблюдалась в течение десяти лет, сохраняется. Практически каждый год число клиентов удваивалось. Первый год их было 300 человек, во второй - 600, в третий - 1200 и т. д. В прошлом году у нас было 3 млн. клиентов, а в этом -6, 1 млн.
Хочется отметить, что довольно жесткая конкуренция, которая существует в Москве, С.-Петербурге и других регионах, положительно повлияла на тарифы, которые в среднем по России уменьшились на 30 %.
На сегодняшний день завершены работы, связанные с реорганизацией Госсвязьнадзора, которые мы начинали в 1999 г. и практически завершили в 2001 г. Создана Государственная система надзора, финансируемая из централизованных источников и не связанная никакими финансовыми отношениями с проверяемыми, как это было раньше, когда проверяющий и проверяемый заключали между собой договор. Сегодня этот вопрос полностью решен.
Во-вторых, создана Государственная радиочастотная служба, которая достаточно эффективно работает. Приятно отметить, что вся эта реорганизация прошла без жалоб, без сбоев с точки зрения выдачи разрешений на использование частот и функционирования этих служб.
Далее министр ответил на вопросы участников пресс-конференции.
Вопрос: Учитывая возможности наших хакеров, не получится ли так, что когда у нас пройдет повсеместное внедрение повременки, наши предприятия будут работать не столько по сбору денег, сколько по разбору счетов, которые хакеры накрутят, внедрившись в ту или иную телекоммуникационную систему? Это первый вопрос.
Вы говорили о новом проекте закона "О связи", там IР-телефония переводится из разряда телематических услуг в базовые. Означает ли это, что после того, как все это будет решено, практически останется один оператор, который будет владеть международной и междугородной IР-телефонией, я имею в виду Ростелеком?
Л.P.: По поводу хакеров. Конечно, хакеры- это достаточно реальная опасность для всех сетей. Но в то же время существуют и довольно простые способы защиты. Если говорить о повременке, то самым простым и эффективным способом защиты является то, что система сбора информации, касающейся учета разговоров, не связана с внешним миром. Поэтому для хакеров просто физически нет доступа в базу данных, которая формируется.
Это внутренняя система, которая объединяет некие вычислительные устройства, находящиеся на телефонных станциях, с неким центральным вычислительным центром. Это то, что сегодня существует и для выставления счетов за междугородные разговоры, и для обычной абонементной платы, потому что мы все равно учитываем, как поступает оплата, собираем информацию кто заплатил, а кто нет, вносим ее в базу данных, получаем информацию о неплательщиках и текущем состоянии счета. Так что, я думаю, мы эту опасность избежим соответствующим построением всех систем.
Что касается отнесения IР-телефонии к базовым услугам, то это в основном связано с объемными показателями и со значимостью той или иной услуги в общем количестве услуг. Поскольку IР-телефония занимает сегодня все большее место, то было принято решение отнести ее к базовым услугам и в данном случае это не значит, что существенно изменятся подходы к ее позиционированию и лицензированию в этой области.
Я не считаю, что IР-телефония является конкурентом существующей телефонии. Каждая из них занимает собственное место в общем спектре услуг, и достойное место, но в то же время на долгосрочном этапе IР-телефония вряд ли является конкурирующей службой.
Вопрос: Если в следующем году планируется удвоение числа абонентов сотовой связи, то можно ли ожидать выдачи еще одной GSM лицензии на С.-Петербург?
Л.P.: Да, я думаю, что можно.
Вопрос: Пожалуйста, несколько слов о тарифной политике. Всем понятно, что обычные пользовательские телефонные линии - убыточны. Часто расходы на их содержание покрываются за счет доходов других предприятий. Как долго, на Ваш взгляд, сохранится эта практика, и что надо делать, чтобы телефонная линия стала самоокупаемой?
Л.P.: Что надо делать, было определено на совещании, которое проводил Председатель Правительства в конце прошлого года. В рамках решений, которые были там приняты, был создан целый ряд документов, на основе которых мы и работали. Надо сказать, что общими усилиями нам все-таки удалось в несколько раз поднять тарифы на базовую услугу в течение этого года, и сегодня по целому ряду регионов мы близки к себестоимости - той, как оценивает ее МАЛ. Поэтому мы надеемся, что по оставшимся регионам достигнем этой себестоимости в начале 2002 г.
Следующий шаг в этом направлении - установление предельного тарифа, который будет включать в себя некоторую инвестиционную составляющую, позволяющую компании заниматься развитием и модернизацией. Я умышленно говорю предельный, поскольку сегодня тариф утверждается в абсолютной величине и не дает возможности предприятиям электросвязи вести какую-то тарифную политику так, как это делают сегодня сотовые компании - различного рода тарифные планы, скидки и т. д.
Одной из задач, которую мы ставим вместе с МАЛ, является создание предельного тарифа, который даст возможность предприятиям связи вести тарифную политику, т. е. предоставлять скидки и льготы в тех местах, где за счет этого они смогут наиболее полно удовлетворить спрос на услуги. Естественно, что все это можно делать как минимум при двух условиях: тариф должен отражать реальную себестоимость и иметь хотя бы минимальную инвестиционную составляющую.
Должны быть приняты соответствующие нормативные решения о процедуре установления тарифов, но при этом, поскольку большинство компаний являются естественными монополистами, необходимо установить некий верхний предел, за который они не могут заходить.
Вопрос: Не так давно в Правительстве была одобрена программа по конверсии частотного диапазона, сроки там указаны, а финансирование взяло на себя Минсвязи. Если со сроками все ясно, то сколько средств должно вложить министерство?
Л.P.: Сколько, я вам на сегодняшний день не отвечу, поскольку это делается в рамках той работы, которая и до сегодняшнего дня проводилась совместно с сотовыми компаниями. То есть заказывается некая научная работа в военных либо отраслевых институтах и разрабатывается план мероприятий, каким образом можно обеспечить полную функциональность и работоспособность расположенных в соседствующих частотных областях систем и оборудования, высвободить или предоставить возможность пользоваться без ограничений тем частотным ресурсом, который так или иначе интересен предприятиям сотовой связи. Финансирование это будет вестись Минсвязи, которое будет вкладывать деньги из фонда НИОКР, совместно с компаниями, в интересах которых и делается эта работа.
Вопрос: Разрешите уточнить по поводу программы "Электронная Россия", которую мы все еще ждем. Как соотносятся с ней различные одноименные региональные программы? Это отдельные инициативы или они как-то увязаны между собой?
Л.P.: Это инициативы, которые увязаны в программу "Электронная Россия" и так или иначе являются ее составной частью. Очень приятно, что ряд губернаторов и целые территории проявляют активность в этом отношении. Мы получаем много писем, содержащих просьбы по желанию участвовать в программе, стараемся все их учесть и претворить в жизнь в рамках "Электронной России". Поэтому это та региональная часть программы, которая планируется в будущем.
Вопрос: Какие перспективы и что можно ждать от различных мобильных систем региональной спутниковой связи, таких, например, как реализует Кросна и система Turaya?
Л.P.: Кросна на сегодняшний день ищет финансирование и продолжает опытно-конструкторские разработки, связанные с реализацией этой системы. Они представляли эту систему на Научно-техническом совете Минсвязи, получили одобрение, ГКРЧ выделило им частоты для исследований, поэтому можно надеяться, что это увенчается у них успехом.
Что касается других систем, то это, в основном, поиск рынка. Ведь из-за чего Indium не смог успешно продолжать свое существование? Тарифы были достаточно высокими, и компания реально не могла конкурировать с теми же самыми сотовыми системами. Может быть потому, что она довольно поздно появилась.
И эта тенденция прослеживается не только в Iridium. GlobalStar объявил совсем недавно, что они тоже будут заниматься финансовым оздоровлением, но это не значит, что они прекращают свою деятельность. Тот же Iridium продолжает функционировать и GlobalStar продолжает работать. Понятно, что кто-то должен будет взять на себя убытки, связанные с этим финансовым оздоровлением.
В этой связи система Turaya, которую вы упомянули, стоит в том же ряду. Она более совершенна с точки зрения абонентского оборудования, терминалы меньше, и является системой нового поколения, так как коммутация происходит на борту космического аппарата, а не на Земле, таким образом резко сокращается расстояние, т. е. не два скачка, а туда половинка и обратно. Те, кто разрабатывал эту программу и сегодня ее реализует, считают, что они смогут добиться очень хорошей экономики этого проекта. Если они смогут это сделать, то, очевидно, это будет хорошая работоспособная система.
Вопрос: Вы сказали, что от выдачи лицензий на третье поколение мобильных систем связи, вас удерживает только отсутствие оборудования.Можно как-то прогнозировать, когда будет организован процесс выдачи лицензий, какой будет порядок, может быть это будет конкурс? Сколько операторов будет принимать в нем участие?
Л.P.: Конечно, будет конкурс. Это будет именно конкурс, а не торги или аукцион, т. е. мы будем учитывать условия, которые конкурсанты будут формулировать. Основным критерием будет являться желание претендента как можно быстрее развернуть большую систему и сеть. С точки зрения России на сегодняшний день необходимо строить инфраструктуру, а не вкладывать деньги в ее развитие. Чем больше инфраструктура, чем больше абонентов появляется на сегодняшний день, тем лучше. Конкурсная комиссия будет обязательно межведомственная с участием привлеченных специалистов.
Что касается сроков, то на сегодняшний день я их не хотел бы называть, поскольку однажды мы уже ставили перед собой срок, к счастью тогда мы не выдали лицензии. Вы знаете, что сегодня в различных странах идут споры по поводу уже выданных лицензий и уже заплаченных операторами денег. Целый ряд операторов, получивших лицензии третьего поколения, обанкротились, другие близки к банкротству.
Поэтому, говоря о сроках, я вернулся бы к тому, что сказал в начале. Мы будем выдавать лицензии, когда будет понятно, что оборудование есть и оно работоспособно. То есть принципы, технологию, идеологию, нормативные документы мы отработали на фрагменте, который сегодня существует в России в рамках Ассоциации 3G. В этой работе участвует целый ряд операторов. Сегодня основным сдерживающим фактором является отсутствие оборудования, причем в первую очередь это касается абонентского оборудования, телефонов просто нет физически. Существуют прототипы, которыми мы пользуемся в рамках опытной зоны, но они не удовлетворяют требованиям по габаритам и цене. И до сих пор скорость, которая заявлена производителем (2 Мбит/с), в рамках сети не реализована.
Вопрос: А с частотами проблемы будут решены?
Л.P.: Думаю, да. Все необходимые решения Государственной комиссии по радиочастотам в этом плане приняты. С точки зрения самого диапазона частот необходимо проводить определенную работу по его расчистке, если мы говорим о нескольких операторах, работающих в нем. Но это процесс, который в общем известен и мы его завершим.
Вопрос: Какие меры планируется предпринять по расширению поставок оборудования, выпускаемого отечественными производителями?
Л.P.: Не далее как вчера рассматривался вопрос о концепции российских производителей оборудования связи. Я хочу отметить, что АО "Телеком" совместно с целым рядом других предприятий под руководством сотрудников Минсвязи и РАСУ проделали очень большую работу, и документ получился очень интересным, хотя и небесспорным.
Концепция поддержки российского оборудования нашла живейший отклик, состоялась очень интересная дискуссия по этому поводу. Я не стану сейчас на этот вопрос отвечать, так как концепцию в окончательном виде, принятую всеми заинтересованными организациями мы разместим на сайте, до подачи ее в Правительство, где она будет утверждена соответствующим постановлением. У всех желающих будет возможность ознакомиться с ней и теми мерами, которые планируются в плане поддержки отечественных производителей средств связи.
Хочу отметить, что в 2000 - 2001 гг. наблюдалась очень хорошая тенденция увеличения объема использования на российских сетях оборудования российского производства.
Вопрос: Не могли бы Вы привести конкретные цифры темпов роста по подотраслям?
Л.P.: Я могу привести цифры, но они за 9 месяцев. В области электросвязи рост составил примерно 40 % в денежном выражении, в области информатизации -38 % и в почте - 34-35%. Мы рассчитываем, что к концу года выйдем к 60 %, может к 50 %. Я почему сказал, что темпы роста увеличились, поскольку вы помните, что по прошлому году по всем секторам было около 40 % за год, а сегодня 40 % за 9 месяцев. Так что примерно на четверть темпы вырастут.
001, стр. 6, 8, 10, , Вестник связи
25.01.2002
|