ШКОЛЕ НУЖНЫ ЛИДЕРЫ.
Федерация Интернет-образования прописалась уже в восемнадцати регионах страны
Первого сентября прошлого года произошло знаменательное событие -президент Владимир Путин, побывав в маленькой школе села Кузькино Самарской области, объявил о начале полномасштабной компьютеризации российского образования. Достаточно оперативно были выделены значительные средства из государственного и региональных бюджетов. Среди компьютерных фирм провели тендер, кто дешевле и качественнее оснастит учебные заведения современной техникой. Поставки начались точно по графику. К концу прошлого года установлено около 70 тысяч компьютеров в 31 тысяче сельских школ. А в наступившем году стартует новый этап -подключение учебных заведений к Интернету.
Правда, есть одно но. Большинство учителей не только в сельских, но и в городских школах не знакомы с информационными технологиями вообще, не то что с виртуальной реальностью. Вот поэтому президентская программа компьютеризации сразу стала предметом бурных споров. Оппоненты не без оснований утверждали: учителя будут использовать компьютеры лишь в качестве печатной машинки, дорогая техника останется невостребованной.
Вот почему инициатива нефтяной компании "Юкос" по созданию федерации Интернет-образования была воспринята органами власти как серьезное подспорье. Некоммерческий проект "Поколение. ru", который реализует федерация, -это массовое бесплатное обучение учителей школ использованию Интернет-технологий в повседневной работе. Звучит невероятно: мало того, что "Интернет-технологий", так еще и в "повседневной"! Но это не лозунг. За год своего существования федерация создала мощную инфраструктуру -18 региональных учебных центров, обучено уже около 10000 педагогов. А вообще в рамках проекта до 2005 года центры появятся в 50 регионах страны, 250 тысяч работников образования пройдут через "конвейер" федерации.
Федерация Интернет-образования (ФИО) была создана в апреле 2000 года.
Официальный адрес в Интернете -http: //www. fio. ru.
Оригинальная идея -Михаил Ходорковский (председатель правления нефтяной компании "Юкос").
Цель -обучение учителей и управленцев образования информационным технологиям.
Первый шаг -открытие учебного центра в Москве. Сегодня центры ФИО работают в Санкт-Петербурге, Томске, Воронеже, Новосибирске, Красноярске, Самаре, Нефтеюганске, Барнауле, Великом Новгороде, Белгороде, Иркутске, Брянске, Ростове-на-Дону, Улан-Удэ, Тамбове и Тюмени. Пропускная способность каждого центра -тысяча слушателей в год.
В марте 2001 года в Томске состоялся первый в России (и в мире! ) Интернет-фестиваль молодых учителей. Последующие фестивали прошли в Красноярске, Воронеже и Самаре.
В октябре 2001 года в Саранске открылся первый в России "Интернет-дом", включающий в себя Мордовский региональный центр ФИО, Интернет-пресс-клуб, Интернет-салон и молодежное Интернет-кафе.
В 2000 году "Учительская газета" назвала федерацию Интернет-образования фирмой года, а в октябре 2001 заслуги ответственного секретаря ФИО Сергея Монахова в деле информатизации среднего образования были отмечены золотым почетным знаком лауреата национального фонда "Общественное признание".
-Сергей Владимирович, расскажите, пожалуйста, с чего начинается работа с регионом?
-Каждый центр -плод совместной работы нашей федерации и администрации региона. Распределение обязанностей для каждого случая одинаково.
Регион предоставляет помещение под центр, ремонтирует его и благоустраивает соответствующим образом, оплачивает коммунальные расходы, отдельный Интернет-канал, а также занимается формированием групп слушателей. Наш вклад -это создание самого центра: мы берем на себя стартовые затраты по приобретению техники и мебели, зарплату сотрудников центра и преподавателей, транспортные расходы, проживание и питание иногородних слушателей. И, конечно же, разрабатываем, постоянно обновляя, базовые программы обучения.
География охвата проекта так быстро расширяется в основном за счет того, что мы превратили эту работу в конвейер (в хорошем смысле этого слова). Определили несколько "постоянных" и четко их придерживаемся. Ключевое слово здесь -"типовое". Мы используем типовой дизайн учебных классов и офисных помещений, типовую конфигурацию оборудования, типовой график создания центра и подготовки его к открытию, одинаковый штат сотрудников центра, типовые процедуры финансовой и организационной поддержки и типовые соглашения с региональными администрациями. По такой же типовой схеме мы запускаем учебные программы. Есть отдельные курсы для учителя-предметника, для директора школы, для организатора Интернет-образования.
"Конвейерный" подход обеспечивает высокую эффективность вложенных средств, мы заранее можем быть уверены в результате. Как повара -каждый раз добиваться одного и того же вида и вкуса нашего фирменного блюда. И немного творчества, как в кулинарии: то, что отличает каждый центр от других. Например, в Великом Новгороде за аудиториями закреплены названия стран -Россия, Германия, Англия, Франция, каждый компьютер в этих "странах" носит имя какого-нибудь города. В Тюмени есть лекционная аудитория, получившая название "Губернаторская", потому что в ее создании личное участие принял губернатор области Сергей Собянин. Оснащение ее действительно можно назвать "губернаторским", даже по сравнению с другими регионами.
-И все-таки, по какому принципу выбираются регионы?
-Список "первых ласточек" был сформирован по принципу готовности регионов к тому, чтобы там полноценно работал наш центр. В качестве примера эффективного сотрудничества приведу опыт создания центра в Тамбове. С одной стороны, финансовая помощь "Юкоса" и ФИО, с другой -поддержка областной администрации на уровне губернатора, с третьей -материальное и интеллектуальное участие Тамбовского государственного технического университета. Вот другой пример -Великий Новгород. Этот город первоначально не входил в планы создания региональных центров на 2001 год, однако руководитель областного комитета образования Владимир Аверкин проявил недюжинную инициативу. К нам обратился губернатор Михаил Прусак с настоятельной просьбой рассмотреть возможность создания центра в Великом Новгороде. Это не значит, что одного губернаторского слова достаточно для того, чтобы мы начали работу. Да, инициатива приветствуется, но лучше, если она будет обоснована -регион должен иметь соответствующие ресурсы, быть подготовленным и в финансовом плане, и в техническом. В 2001-м мы создали 12 центров. В 2002 году заработает еще 12.
-Пройти обучение в центрах может любой учитель или для этого надо выиграть какой-то конкурс? И не случается ли такое, что, получив Интернет-образование, учителя возвращаются в свои "бескомпьютерные", "безинтернетные" школы, где постепенно забывают новые знания?
-Было бы крайне недальновидно не подумать об этом заранее, ведь при таком сценарии развития событий потраченные на обучение деньги можно считать выброшенными на ветер. Конечно, мы обговариваем с руководителями областных управлений образования условия, чтобы группы формировались из педагогов, имеющих возможность применять Интернет-технологии.
Многим поначалу было непонятно, почему нефтяная компания вдруг взялась поддерживать учителей. На самом деле "Поколение. ru" -это наши дети, которые уже превратили Интернет в среду своего обитания, в совсем скором времени это будет актуально даже и для сельских школьников. Молодые быстрее, с большим интересом осваивают виртуальное пространство. Для взрослых сеть -предмет осмысления. И именно они могут привить детям умение наиболее эффективно использовать Интернет. Не только для игр и развлечений, а для пополнения базы знаний, культурного общения. Чтобы ситуация в школе была сбалансированной, ученик и учитель должны существовать в одной среде, если хотите, говорить на одном языке. Кстати, мотивация у тех и у других к этому есть: по итогам исследований РОМИРа, на вопрос "Как вы оцениваете необходимость внедрения в школе Интернет-технологий? " из десяти возможных баллов средняя оценка учеников составила 8, 93, учителей -8, 74. Эти данные убеждают нас, что мы не зря тратим время. Через педагогов мы поможем состояться целому поколению россиян.
-Возникает логичный вопрос: каким образом учителя сельских школ будут пользоваться Интернетом, когда порой на всю школу -всего один телефон? Протягивать провод стоит дорого, значит ли это, что потребуется еще одно целевое финансирование?
-Есть смысл продумать несколько вариантов технического решения программы интернетизации школ. На первых порах министерство образования рассчитывает решить эту проблему через асинхронный доступ. Министр Владимир Филиппов обещал, что уже в 2002 году по всем дисциплинам базисного учебного плана появятся электронные образовательные продукты, причем как для ученика, так и для педагога. В начале года объявят конкурс на их разработку. Есть федеральные целевые программы -"Электронная Россия", "Единая информационная образовательная среда", которые предусматривают поэтапное решение поставленного вами вопроса.
-А как конкретно используют учителя Интернет-технологии в своей работе? По электронной почте с коллегами переписываются?
-Не только. Для начала приведу минимальный перечень навыков, необходимых для использования Интернет-технологий в образовательной деятельности. Их всего четыре: поиск информации в сети, работа с электронной почтой, общение в реальном режиме времени, представление собственной информации в виде веб-документов и ее размещение в сети. После того, как все это становится доступным и знакомым, человек сам уже в состоянии понять, на что он теперь способен. Примеров масса. Это может быть разработка урока в виде сайта, веб-страничка о школе, рассказ об уникальном учителе...
Очень часто бывает: человек чувствует, что у него созрела идея, но не в состоянии ее мысленно оформить, не может найти связующую нить, а Интернет-проект выступает организующим началом. Еще примеры из жизни. Директор одной средней школы Новосибирской области, в недавнем прошлом слушатель ФИО, работает над авторским разделом по астрономии. Администрация выделила школе компьютер, в областном центре информационных технологий помогли с модемом. Директор другой сельской школы выпускает "Страничку, полезную всем директорам". Новосибирцы вообще молодцы, они организовали бесплатную консультационную службу: ученик или учитель могут отправить свой вопрос по любому предмету по электронному адресу и в тот же день получить ответ специалиста. Очевидно, что должна быть какая-то местная система поддержки Интернет-творчества педагогов и ребят, которая стимулировала бы их к развитию. Белгородский региональный центр совместно с ОАО "Белсвязь" проводит областной конкурс школьных Интернет-ресурсов -команда из четырех человек представляет сайт, содержащий информацию о школе, истории родного края, образовательные материалы по предметам, ссылки на образовательные ресурсы в сети. Отобранные жюри работы публикуются на сайте, где их оценивают пользователи. Победители получат бесплатный доступ в Интернет.
-Цель ФИО на ближайшие пять лет известна -открытие новых центров. А что потом?-Глобальную задачу федерации я для себя сформулировал так: конечная цель образовательной деятельности ФИО -воспитать "мотивированных менеджеров", не просто учителей, знакомых с Интернетом, а организаторов процесса обновления образования. Как сказал министр образования Владимир Филиппов, необходимо добиться того, чтобы педагоги распространяли полученные знания, сами создавали небольшие информационные центры на местах, реализовывали свои собственные программы, а управленцы тем более обязаны донести все, чему научились на курсах, до своих подчиненных. Образованию нужны лидеры в каждой школе, в каждом классе.
-Что будет с ФИО, если случится очередной финансовый кризис? Некоммерческий проект, не приносящий прибыли, свернут?
-Меня часто спрашивают: зачем это "Юкосу" нужно и сколько лет проживет этот дорогой пиар? Не скрою, ФИО работает на улучшение имиджа компании "Юкос", но для пиара это действительно дорого. Поэтому ФИО -не пиар. Это долгосрочный, объемный, затратный проект, который работает на будущее российского образования, а значит, и на будущее нашей страны. Это направление -точка роста нашей России. "Юкосу", как и другим крупным и ответственным перед обществом компаниям, нужна сильная Россия, успешная в том числе на мировых рынках информационных технологий. Что касается кризисов, то в "Юкосе" работает команда менеджеров, прошедших боевое крещение 1998 годом. В компании всегда предусмотрено несколько сценариев развития, в том числе и кризисной ситуации. Все просчитано, и в любых условиях ФИО продолжит свою работу. Иначе мы не строили бы таких далеко идущих планов.
Беседовал Владимир Кириллов. Сергей Монахов, 2, Берег
11.01.2002
|