Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

«Электронная Россия: проблемы и перспективы»
Интернет-конференция

Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия»


ШКОЛЕ НУЖНЫ ЛИДЕРЫ.

Федерация Интернет-образования прописалась уже в восемнадцати регионах страны

Первого сентября прошлого года произошло знаменательное событие -президент Владимир Путин, побывав в маленькой школе села Кузькино Самарской области, объявил о начале полномасштабной компьютеризации российского образования. Достаточно оперативно были выделены значительные средства из государственного и региональных бюджетов. Среди компьютерных фирм провели тендер, кто дешевле и качественнее оснастит учебные заведения современной техникой. Поставки начались точно по графику. К концу прошлого года установлено около 70 тысяч компьютеров в 31 тысяче сельских школ. А в наступившем году стартует новый этап -подключение учебных заведений к Интернету.

Правда, есть одно но. Большинство учителей не только в сельских, но и в городских школах не знакомы с информационными технологиями вообще, не то что с виртуальной реальностью. Вот поэтому президентская программа компьютеризации сразу стала предметом бурных споров. Оппоненты не без оснований утверждали: учителя будут использовать компьютеры лишь в качестве печатной машинки, дорогая техника останется невостребованной.

Вот почему инициатива нефтяной компании "Юкос" по созданию федерации Интернет-образования была воспринята органами власти как серьезное подспорье. Некоммерческий проект "Поколение. ru", который реализует федерация, -это массовое бесплатное обучение учителей школ использованию Интернет-технологий в повседневной работе. Звучит невероятно: мало того, что "Интернет-технологий", так еще и в "повседневной"! Но это не лозунг. За год своего существования федерация создала мощную инфраструктуру -18 региональных учебных центров, обучено уже около 10000 педагогов. А вообще в рамках проекта до 2005 года центры появятся в 50 регионах страны, 250 тысяч работников образования пройдут через "конвейер" федерации.

Федерация Интернет-образования (ФИО) была создана в апреле 2000 года.

Официальный адрес в Интернете -http: //www. fio. ru.

Оригинальная идея -Михаил Ходорковский (председатель правления нефтяной компании "Юкос").

Цель -обучение учителей и управленцев образования информационным технологиям.

Первый шаг -открытие учебного центра в Москве. Сегодня центры ФИО работают в Санкт-Петербурге, Томске, Воронеже, Новосибирске, Красноярске, Самаре, Нефтеюганске, Барнауле, Великом Новгороде, Белгороде, Иркутске, Брянске, Ростове-на-Дону, Улан-Удэ, Тамбове и Тюмени. Пропускная способность каждого центра -тысяча слушателей в год.

В марте 2001 года в Томске состоялся первый в России (и в мире! ) Интернет-фестиваль молодых учителей. Последующие фестивали прошли в Красноярске, Воронеже и Самаре.

В октябре 2001 года в Саранске открылся первый в России "Интернет-дом", включающий в себя Мордовский региональный центр ФИО, Интернет-пресс-клуб, Интернет-салон и молодежное Интернет-кафе.

В 2000 году "Учительская газета" назвала федерацию Интернет-образования фирмой года, а в октябре 2001 заслуги ответственного секретаря ФИО Сергея Монахова в деле информатизации среднего образования были отмечены золотым почетным знаком лауреата национального фонда "Общественное признание".

-Сергей Владимирович, расскажите, пожалуйста, с чего начинается работа с регионом?

-Каждый центр -плод совместной работы нашей федерации и администрации региона. Распределение обязанностей для каждого случая одинаково.

Регион предоставляет помещение под центр, ремонтирует его и благоустраивает соответствующим образом, оплачивает коммунальные расходы, отдельный Интернет-канал, а также занимается формированием групп слушателей. Наш вклад -это создание самого центра: мы берем на себя стартовые затраты по приобретению техники и мебели, зарплату сотрудников центра и преподавателей, транспортные расходы, проживание и питание иногородних слушателей. И, конечно же, разрабатываем, постоянно обновляя, базовые программы обучения.

География охвата проекта так быстро расширяется в основном за счет того, что мы превратили эту работу в конвейер (в хорошем смысле этого слова). Определили несколько "постоянных" и четко их придерживаемся. Ключевое слово здесь -"типовое". Мы используем типовой дизайн учебных классов и офисных помещений, типовую конфигурацию оборудования, типовой график создания центра и подготовки его к открытию, одинаковый штат сотрудников центра, типовые процедуры финансовой и организационной поддержки и типовые соглашения с региональными администрациями. По такой же типовой схеме мы запускаем учебные программы. Есть отдельные курсы для учителя-предметника, для директора школы, для организатора Интернет-образования.

"Конвейерный" подход обеспечивает высокую эффективность вложенных средств, мы заранее можем быть уверены в результате. Как повара -каждый раз добиваться одного и того же вида и вкуса нашего фирменного блюда. И немного творчества, как в кулинарии: то, что отличает каждый центр от других. Например, в Великом Новгороде за аудиториями закреплены названия стран -Россия, Германия, Англия, Франция, каждый компьютер в этих "странах" носит имя какого-нибудь города. В Тюмени есть лекционная аудитория, получившая название "Губернаторская", потому что в ее создании личное участие принял губернатор области Сергей Собянин. Оснащение ее действительно можно назвать "губернаторским", даже по сравнению с другими регионами.

-И все-таки, по какому принципу выбираются регионы?

-Список "первых ласточек" был сформирован по принципу готовности регионов к тому, чтобы там полноценно работал наш центр. В качестве примера эффективного сотрудничества приведу опыт создания центра в Тамбове. С одной стороны, финансовая помощь "Юкоса" и ФИО, с другой -поддержка областной администрации на уровне губернатора, с третьей -материальное и интеллектуальное участие Тамбовского государственного технического университета. Вот другой пример -Великий Новгород. Этот город первоначально не входил в планы создания региональных центров на 2001 год, однако руководитель областного комитета образования Владимир Аверкин проявил недюжинную инициативу. К нам обратился губернатор Михаил Прусак с настоятельной просьбой рассмотреть возможность создания центра в Великом Новгороде. Это не значит, что одного губернаторского слова достаточно для того, чтобы мы начали работу. Да, инициатива приветствуется, но лучше, если она будет обоснована -регион должен иметь соответствующие ресурсы, быть подготовленным и в финансовом плане, и в техническом. В 2001-м мы создали 12 центров. В 2002 году заработает еще 12.

-Пройти обучение в центрах может любой учитель или для этого надо выиграть какой-то конкурс? И не случается ли такое, что, получив Интернет-образование, учителя возвращаются в свои "бескомпьютерные", "безинтернетные" школы, где постепенно забывают новые знания?

-Было бы крайне недальновидно не подумать об этом заранее, ведь при таком сценарии развития событий потраченные на обучение деньги можно считать выброшенными на ветер. Конечно, мы обговариваем с руководителями областных управлений образования условия, чтобы группы формировались из педагогов, имеющих возможность применять Интернет-технологии.

Многим поначалу было непонятно, почему нефтяная компания вдруг взялась поддерживать учителей. На самом деле "Поколение. ru" -это наши дети, которые уже превратили Интернет в среду своего обитания, в совсем скором времени это будет актуально даже и для сельских школьников. Молодые быстрее, с большим интересом осваивают виртуальное пространство. Для взрослых сеть -предмет осмысления. И именно они могут привить детям умение наиболее эффективно использовать Интернет. Не только для игр и развлечений, а для пополнения базы знаний, культурного общения. Чтобы ситуация в школе была сбалансированной, ученик и учитель должны существовать в одной среде, если хотите, говорить на одном языке. Кстати, мотивация у тех и у других к этому есть: по итогам исследований РОМИРа, на вопрос "Как вы оцениваете необходимость внедрения в школе Интернет-технологий? " из десяти возможных баллов средняя оценка учеников составила 8, 93, учителей -8, 74. Эти данные убеждают нас, что мы не зря тратим время. Через педагогов мы поможем состояться целому поколению россиян.

-Возникает логичный вопрос: каким образом учителя сельских школ будут пользоваться Интернетом, когда порой на всю школу -всего один телефон? Протягивать провод стоит дорого, значит ли это, что потребуется еще одно целевое финансирование?

-Есть смысл продумать несколько вариантов технического решения программы интернетизации школ. На первых порах министерство образования рассчитывает решить эту проблему через асинхронный доступ. Министр Владимир Филиппов обещал, что уже в 2002 году по всем дисциплинам базисного учебного плана появятся электронные образовательные продукты, причем как для ученика, так и для педагога. В начале года объявят конкурс на их разработку. Есть федеральные целевые программы -"Электронная Россия", "Единая информационная образовательная среда", которые предусматривают поэтапное решение поставленного вами вопроса.

-А как конкретно используют учителя Интернет-технологии в своей работе? По электронной почте с коллегами переписываются?

-Не только. Для начала приведу минимальный перечень навыков, необходимых для использования Интернет-технологий в образовательной деятельности. Их всего четыре: поиск информации в сети, работа с электронной почтой, общение в реальном режиме времени, представление собственной информации в виде веб-документов и ее размещение в сети. После того, как все это становится доступным и знакомым, человек сам уже в состоянии понять, на что он теперь способен. Примеров масса. Это может быть разработка урока в виде сайта, веб-страничка о школе, рассказ об уникальном учителе...

Очень часто бывает: человек чувствует, что у него созрела идея, но не в состоянии ее мысленно оформить, не может найти связующую нить, а Интернет-проект выступает организующим началом. Еще примеры из жизни. Директор одной средней школы Новосибирской области, в недавнем прошлом слушатель ФИО, работает над авторским разделом по астрономии. Администрация выделила школе компьютер, в областном центре информационных технологий помогли с модемом. Директор другой сельской школы выпускает "Страничку, полезную всем директорам". Новосибирцы вообще молодцы, они организовали бесплатную консультационную службу: ученик или учитель могут отправить свой вопрос по любому предмету по электронному адресу и в тот же день получить ответ специалиста. Очевидно, что должна быть какая-то местная система поддержки Интернет-творчества педагогов и ребят, которая стимулировала бы их к развитию. Белгородский региональный центр совместно с ОАО "Белсвязь" проводит областной конкурс школьных Интернет-ресурсов -команда из четырех человек представляет сайт, содержащий информацию о школе, истории родного края, образовательные материалы по предметам, ссылки на образовательные ресурсы в сети. Отобранные жюри работы публикуются на сайте, где их оценивают пользователи. Победители получат бесплатный доступ в Интернет.

-Цель ФИО на ближайшие пять лет известна -открытие новых центров. А что потом?-Глобальную задачу федерации я для себя сформулировал так: конечная цель образовательной деятельности ФИО -воспитать "мотивированных менеджеров", не просто учителей, знакомых с Интернетом, а организаторов процесса обновления образования. Как сказал министр образования Владимир Филиппов, необходимо добиться того, чтобы педагоги распространяли полученные знания, сами создавали небольшие информационные центры на местах, реализовывали свои собственные программы, а управленцы тем более обязаны донести все, чему научились на курсах, до своих подчиненных. Образованию нужны лидеры в каждой школе, в каждом классе.

-Что будет с ФИО, если случится очередной финансовый кризис? Некоммерческий проект, не приносящий прибыли, свернут?

-Меня часто спрашивают: зачем это "Юкосу" нужно и сколько лет проживет этот дорогой пиар? Не скрою, ФИО работает на улучшение имиджа компании "Юкос", но для пиара это действительно дорого. Поэтому ФИО -не пиар. Это долгосрочный, объемный, затратный проект, который работает на будущее российского образования, а значит, и на будущее нашей страны. Это направление -точка роста нашей России. "Юкосу", как и другим крупным и ответственным перед обществом компаниям, нужна сильная Россия, успешная в том числе на мировых рынках информационных технологий. Что касается кризисов, то в "Юкосе" работает команда менеджеров, прошедших боевое крещение 1998 годом. В компании всегда предусмотрено несколько сценариев развития, в том числе и кризисной ситуации. Все просчитано, и в любых условиях ФИО продолжит свою работу. Иначе мы не строили бы таких далеко идущих планов.


Беседовал Владимир Кириллов. Сергей Монахов, 2, Берег
11.01.2002
Материалы по теме:
Конференция
Минсвязи России
ФЦП «Электронная Россия»
Текст ФЦП
Биография Короткова А.В.
СМИ о ФЦП «Электронная Россия»
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Минсвязи России
Рамблер
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации