ФЕДЕРАЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ОБРАЗОВАНИЯ "ПРОПИСАЛАСЬ" УЖЕ В 18 РЕГИОНАХ СТРАНЫ.
Первого сентября 2000 года произошло знаменательное событие - Президент Владимир Путин, побывав в маленькой школе села Кузькино Самарской области, объявил о начале полномасштабной компьютеризации российского образования. Достаточно оперативно были выделены значительные средства из государственного и региональных бюджетов. Среди компьютерных фирм провели тендер, кто дешевле и качественнее оснастит учебные заведения современной техникой. Поставки начались точно по графику. К концу 2001 года ожидалось, что 70 тысяч компьютеров будут установлены в 31 тысяче сельских школ. А в наступившем году стартует новый этап - подключение учебных заведений к Интернету.
Правда, есть одно "но". Большинство учителей не только в сельских, но и в городских школах незнакомо с информационными технологиями вообще, не то что с виртуальной реальностью. Вот поэтому президентская программа компьютеризации сразу стала предметом бурных споров. Оппоненты не без оснований утверждали: учителя будут использовать компьютеры лишь в качестве печатной машинки, дорогая техника останется невостребованной.
Вот почему инициатива нефтяной компании ЮКОС по созданию Федерации Интернет-образования была воспринята органами власти как серьезное подспорье. Некоммерческий проект "Поколение.ru", который реализует ФИО, - это массовое бесплатное обучение учителей школ использованию Интернет-технологий в повседневной работе. Звучит невероятно: мало того, что "Интернет-технологий", так еще и в "повседневной"! Но это не лозунг. За год своего существования ФИО создала мощную инфраструктуру - 18 региональных учебных центров, где обучено уже около 10000 педагогов. А вообще в рамках проекта до 2005 года центры появятся в 50 регионах страны, 250 тысяч работников образования пройдут через "конвейер" федерации.
СПРАВКА. Федерация Интернет-образования (ФИО) была создана в апреле 2000 года.
Официальный адрес в Интернет - http://www.fio.ru.
Оригинальная идея - Михаил Ходорковский (председатель правления нефтяной компании ЮКОС).
Цель - обучение учителей и управленцев образования информационным технологиям.
Первый шаг - открытие учебного центра в Москве. Сегодня центры ФИО работают в Санкт-Петербурге, Томске, Воронеже, Новосибирске, Красноярске, Самаре, Нефтеюганске, Барнауле, Великом Новгороде, Белгороде, Иркутске, Брянске, Ростове-на-Дону, Улан-Удэ, Тамбове и Тюмени. Пропускная способность каждого центра - тысяча слушателей в год.
В марте 2001 года в Томске состоялся первый в России (и в мире) Интернет-фестиваль молодых учителей. Последующие фестивали прошли в Красноярске, Воронеже и Самаре.
В октябре 2001 года в Саранске открылся первый в России "Интернет-дом", включающий в себя Мордовский региональный центр ФИО, Интернет-пресс-клуб, Интернет-салон и молодежное Интернет-кафе.
В 2000 году "Учительская газета" назвала Федерацию Интернет-образования фирмой года, а в октябре 2001 г. заслуги ответственного секретаря ФИО Сергея Монахова в деле информатизации среднего образования были отмечены золотым почетным знаком лауреата Национального фонда "Общественное признание".
- Сергей Владимирович, сегодня для региона создать центр ФИО - это престижно. Расскажите, пожалуйста, как попасть в число регионов ФИО?
- Каждый центр - плод совместной работы нашей федерации и администрации региона. Распределение обязанностей для каждого случая одинаково. Регион предоставляет помещения под центр, ремонтирует его и благоустраивает соответствующим образом, оплачивает коммунальные расходы, отдельный Интернет-канал, а также занимается формированием групп слушателей. Наш вклад - это создание самого центра: мы берем на себя стартовые затраты по приобретению техники и мебели, зарплату сотрудников центра и преподавателей, транспортные расходы, проживание и питание иногородних слушателей. И, конечно же, разрабатываем, постоянно обновляя, базовые программы обучения. "География охвата" проекта так быстро расширяется в основном за счет того, что мы превратили эту работу в конвейер (в хорошем смысле этого слова). Определили несколько "постоянных" и четко их придерживаемся. Ключевое слово здесь - "типовое". Мы используем типовой дизайн учебных классов и офисных помещений, типовую конфигурацию оборудования, типовой график создания центра и подготовки его к открытию, одинаковый штат сотрудников центра, типовые процедуры финансовой и организационной поддержки и типовые соглашения с региональными администрациями. По такой же типовой схеме мы запускаем учебные программы. Есть отдельные курсы для учителя-предметника, для директора школы, для организатора Интернет-образования.
- Пройти обучение в центрах может любой учитель или для этого надо выиграть какой-то конкурс? И не случается ли так, что, получив Интернет-образование, учителя возвращаются в свои "бескомпьютерные" школы, где постепенно забывают новые знания?
- Было бы крайне недальновидно не подумать об этом заранее, ведь при таком сценарии развития событий потраченные на обучение деньги можно считать выброшенными на ветер. Конечно, мы обговариваем с руководителями областных управлений образования, что группы должны формироваться из педагогов, имеющих возможность применять Интернет-технологии.
Многим поначалу было непонятно, почему нефтяная компания вдруг взялась поддерживать учителей. На самом деле "Поколение.ru" - это наши дети, которые уже превратили Интернет в среду своего обитания, в скором времени это будет актуально и для сельских школьников. Молодые быстрее, с большим интересом осваивают виртуальное пространство. Для взрослых Сеть - предмет осмысления. И именно они могут привить детям умение наиболее эффективно использовать Интернет. Не только для игр и развлечений, а для пополнения базы знаний, культурного общения. Чтобы ситуация в школе была сбалансирована, ученики и учитель должны существовать в одной среде, если хотите, говорить на одном языке.
- Возникает логичный вопрос: каким образом учителя сельских школ будут пользоваться Интернетом, когда порой на всю школу - всего один телефон? Протягивать провод дорого, значит ли это, что потребуется еще одно целевое финансирование?
- Есть смысл продумать несколько вариантов технического решения программы интернетизации школ. На первых порах Министерство образования рассчитывает решить эту проблему через асинхронный доступ. Министр Владимир Филиппов обещал, что уже в 2002 году по всем дисциплинам базисного учебного плана появятся электронные образовательные продукты, причем как для ученика, так и для педагога. В начале будущего года объявят конкурс на их разработку. Есть федеральные целевые программы - "Электронная Россия", "Единая информационная образовательная среда", - которые предусматривают поэтапное решение поставленного вами вопроса.
- А как конкретно используют учителя Интернет-технологии в своей работе? По электронной почте с коллегами переписываются?
- Не только. Для начала приведу минимальный перечень навыков, необходимых для использования Интернет-технологий в образовательной деятельности. Их всего четыре: поиск информации в Сети, работа с электронной почтой, общение в реальном режиме времени, представление собственной информации в виде веб-документов и ее размещение в Сети. После того как все это становится доступным и знакомым, человек сам уже в состоянии понять, на что он теперь способен. Примеров масса. Это может быть разработка урока в виде сайта, веб-страничка о школе, рассказ об уникальном учителе...
Очень часто бывает: человек чувствует, что у него созрела идея, но не в состоянии ее мысленно оформить, не может найти связующую нить, а Интернет-проект выступает организующим началом. Еще примеры из жизни. Директор одной средней школы Новосибирской области, в недавнем прошлом слушатель ФИО, работает над авторским разделом по астрономии. Администрация выделила школе компьютер, областной центр информационных технологий помог с модемом. Директор другой сельской школы выпускает "Страничку, полезную всем директорам". Новосибирцы вообще молодцы, они организовали бесплатную консультационную службу: ученик или учитель может отправить свой вопрос по любому предмету по электронному адресу и в тот же день получить ответ специалиста. Очевидно, что должна быть какая-то местная система поддержки Интернет-творчества педагогов и ребят, которая стимулировала бы их развитие.
- Цель ФИО на ближайшие пять лет известна - открытие новых центров. А что потом?
- "Потом" наступит гораздо быстрее. Прогресс не будет ждать пять лет, информационные технологии развиваются с бешеной скоростью. Тем, кого мы уже научили, скоро надо будет повышать квалификацию. Насколько скоро, мы решим, учитывая запросы времени и запросы наших выпускников. Обратная связь - очень важный момент. Поэтому в октябре 2001 г. в Сочи в рамках первого Всероссийского слета участников проекта "Поколение.ru" мы учредили "Клуб ФИО", членами которого стали наиболее активные участники проекта - победители региональных Интернет-фестивалей, руководители региональных центров и учителя. На вопрос "что дальше будет с ФИО?" вправе ответить каждый член клуба, и не только на словах, но и на деле. Любая организация сильна своими активистами, и мы очень надеемся, что они станут "послами Интернет-образования". Не будут ждать решений из центра, а действовать по реализации целей федерации самостоятельно. Ну и потом ФИО постепенно становится частью российской образовательной среды. Мы не можем работать сами по себе и будем меняться так, как меняется образование.
Федерация принимает участие во многих акциях, срок жизни которых не ограничен одним годом. Это престижные всероссийские конкурсы "Учитель года" и "Лидер в образовании". По инициативе ФИО был создан Фонд поддержки российского учительства, который теперь занимается их проведением круглогодично, устраивая слеты, мастер-классы, фестивали с участием лучших работников образования. Кроме того, все победители этих конкурсов проходят обучение в учебных центрах федерации.
Глобальную задачу федерации я для себя сформулировал так: конечная цель образовательной деятельности ФИО - воспитать "мотивированных менеджеров", не просто учителей, знакомых с Интернетом, а организаторов процесса обновления образования.
С. ПЕТРОВ, 6, Волга
16.01.2002
|