Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

«Электронная Россия: проблемы и перспективы»
Интернет-конференция

Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия»


ФЕДЕРАЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ОБРАЗОВАНИЯ "ПРОПИСАЛАСЬ" УЖЕ В 18 РЕГИОНАХ СТРАНЫ.

Первого сентября 2000 года произошло знаменательное событие - Президент Владимир Путин, побывав в маленькой школе села Кузькино Самарской области, объявил о начале полномасштабной компьютеризации российского образования. Достаточно оперативно были выделены значительные средства из государственного и региональных бюджетов. Среди компьютерных фирм провели тендер, кто дешевле и качественнее оснастит учебные заведения современной техникой. Поставки начались точно по графику. К концу 2001 года ожидалось, что 70 тысяч компьютеров будут установлены в 31 тысяче сельских школ. А в наступившем году стартует новый этап - подключение учебных заведений к Интернету.

Правда, есть одно "но". Большинство учителей не только в сельских, но и в городских школах незнакомо с информационными технологиями вообще, не то что с виртуальной реальностью. Вот поэтому президентская программа компьютеризации сразу стала предметом бурных споров. Оппоненты не без оснований утверждали: учителя будут использовать компьютеры лишь в качестве печатной машинки, дорогая техника останется невостребованной.

Вот почему инициатива нефтяной компании ЮКОС по созданию Федерации Интернет-образования была воспринята органами власти как серьезное подспорье. Некоммерческий проект "Поколение.ru", который реализует ФИО, - это массовое бесплатное обучение учителей школ использованию Интернет-технологий в повседневной работе. Звучит невероятно: мало того, что "Интернет-технологий", так еще и в "повседневной"! Но это не лозунг. За год своего существования ФИО создала мощную инфраструктуру - 18 региональных учебных центров, где обучено уже около 10000 педагогов. А вообще в рамках проекта до 2005 года центры появятся в 50 регионах страны, 250 тысяч работников образования пройдут через "конвейер" федерации.

СПРАВКА. Федерация Интернет-образования (ФИО) была создана в апреле 2000 года.

Официальный адрес в Интернет - http://www.fio.ru.

Оригинальная идея - Михаил Ходорковский (председатель правления нефтяной компании ЮКОС).

Цель - обучение учителей и управленцев образования информационным технологиям.

Первый шаг - открытие учебного центра в Москве. Сегодня центры ФИО работают в Санкт-Петербурге, Томске, Воронеже, Новосибирске, Красноярске, Самаре, Нефтеюганске, Барнауле, Великом Новгороде, Белгороде, Иркутске, Брянске, Ростове-на-Дону, Улан-Удэ, Тамбове и Тюмени. Пропускная способность каждого центра - тысяча слушателей в год.

В марте 2001 года в Томске состоялся первый в России (и в мире) Интернет-фестиваль молодых учителей. Последующие фестивали прошли в Красноярске, Воронеже и Самаре.

В октябре 2001 года в Саранске открылся первый в России "Интернет-дом", включающий в себя Мордовский региональный центр ФИО, Интернет-пресс-клуб, Интернет-салон и молодежное Интернет-кафе.

В 2000 году "Учительская газета" назвала Федерацию Интернет-образования фирмой года, а в октябре 2001 г. заслуги ответственного секретаря ФИО Сергея Монахова в деле информатизации среднего образования были отмечены золотым почетным знаком лауреата Национального фонда "Общественное признание".

- Сергей Владимирович, сегодня для региона создать центр ФИО - это престижно. Расскажите, пожалуйста, как попасть в число регионов ФИО?

- Каждый центр - плод совместной работы нашей федерации и администрации региона. Распределение обязанностей для каждого случая одинаково. Регион предоставляет помещения под центр, ремонтирует его и благоустраивает соответствующим образом, оплачивает коммунальные расходы, отдельный Интернет-канал, а также занимается формированием групп слушателей. Наш вклад - это создание самого центра: мы берем на себя стартовые затраты по приобретению техники и мебели, зарплату сотрудников центра и преподавателей, транспортные расходы, проживание и питание иногородних слушателей. И, конечно же, разрабатываем, постоянно обновляя, базовые программы обучения. "География охвата" проекта так быстро расширяется в основном за счет того, что мы превратили эту работу в конвейер (в хорошем смысле этого слова). Определили несколько "постоянных" и четко их придерживаемся. Ключевое слово здесь - "типовое". Мы используем типовой дизайн учебных классов и офисных помещений, типовую конфигурацию оборудования, типовой график создания центра и подготовки его к открытию, одинаковый штат сотрудников центра, типовые процедуры финансовой и организационной поддержки и типовые соглашения с региональными администрациями. По такой же типовой схеме мы запускаем учебные программы. Есть отдельные курсы для учителя-предметника, для директора школы, для организатора Интернет-образования.

- Пройти обучение в центрах может любой учитель или для этого надо выиграть какой-то конкурс? И не случается ли так, что, получив Интернет-образование, учителя возвращаются в свои "бескомпьютерные" школы, где постепенно забывают новые знания?

- Было бы крайне недальновидно не подумать об этом заранее, ведь при таком сценарии развития событий потраченные на обучение деньги можно считать выброшенными на ветер. Конечно, мы обговариваем с руководителями областных управлений образования, что группы должны формироваться из педагогов, имеющих возможность применять Интернет-технологии.

Многим поначалу было непонятно, почему нефтяная компания вдруг взялась поддерживать учителей. На самом деле "Поколение.ru" - это наши дети, которые уже превратили Интернет в среду своего обитания, в скором времени это будет актуально и для сельских школьников. Молодые быстрее, с большим интересом осваивают виртуальное пространство. Для взрослых Сеть - предмет осмысления. И именно они могут привить детям умение наиболее эффективно использовать Интернет. Не только для игр и развлечений, а для пополнения базы знаний, культурного общения. Чтобы ситуация в школе была сбалансирована, ученики и учитель должны существовать в одной среде, если хотите, говорить на одном языке.

- Возникает логичный вопрос: каким образом учителя сельских школ будут пользоваться Интернетом, когда порой на всю школу - всего один телефон? Протягивать провод дорого, значит ли это, что потребуется еще одно целевое финансирование?

- Есть смысл продумать несколько вариантов технического решения программы интернетизации школ. На первых порах Министерство образования рассчитывает решить эту проблему через асинхронный доступ. Министр Владимир Филиппов обещал, что уже в 2002 году по всем дисциплинам базисного учебного плана появятся электронные образовательные продукты, причем как для ученика, так и для педагога. В начале будущего года объявят конкурс на их разработку. Есть федеральные целевые программы - "Электронная Россия", "Единая информационная образовательная среда", - которые предусматривают поэтапное решение поставленного вами вопроса.

- А как конкретно используют учителя Интернет-технологии в своей работе? По электронной почте с коллегами переписываются?

- Не только. Для начала приведу минимальный перечень навыков, необходимых для использования Интернет-технологий в образовательной деятельности. Их всего четыре: поиск информации в Сети, работа с электронной почтой, общение в реальном режиме времени, представление собственной информации в виде веб-документов и ее размещение в Сети. После того как все это становится доступным и знакомым, человек сам уже в состоянии понять, на что он теперь способен. Примеров масса. Это может быть разработка урока в виде сайта, веб-страничка о школе, рассказ об уникальном учителе...

Очень часто бывает: человек чувствует, что у него созрела идея, но не в состоянии ее мысленно оформить, не может найти связующую нить, а Интернет-проект выступает организующим началом. Еще примеры из жизни. Директор одной средней школы Новосибирской области, в недавнем прошлом слушатель ФИО, работает над авторским разделом по астрономии. Администрация выделила школе компьютер, областной центр информационных технологий помог с модемом. Директор другой сельской школы выпускает "Страничку, полезную всем директорам". Новосибирцы вообще молодцы, они организовали бесплатную консультационную службу: ученик или учитель может отправить свой вопрос по любому предмету по электронному адресу и в тот же день получить ответ специалиста. Очевидно, что должна быть какая-то местная система поддержки Интернет-творчества педагогов и ребят, которая стимулировала бы их развитие.

- Цель ФИО на ближайшие пять лет известна - открытие новых центров. А что потом?

- "Потом" наступит гораздо быстрее. Прогресс не будет ждать пять лет, информационные технологии развиваются с бешеной скоростью. Тем, кого мы уже научили, скоро надо будет повышать квалификацию. Насколько скоро, мы решим, учитывая запросы времени и запросы наших выпускников. Обратная связь - очень важный момент. Поэтому в октябре 2001 г. в Сочи в рамках первого Всероссийского слета участников проекта "Поколение.ru" мы учредили "Клуб ФИО", членами которого стали наиболее активные участники проекта - победители региональных Интернет-фестивалей, руководители региональных центров и учителя. На вопрос "что дальше будет с ФИО?" вправе ответить каждый член клуба, и не только на словах, но и на деле. Любая организация сильна своими активистами, и мы очень надеемся, что они станут "послами Интернет-образования". Не будут ждать решений из центра, а действовать по реализации целей федерации самостоятельно. Ну и потом ФИО постепенно становится частью российской образовательной среды. Мы не можем работать сами по себе и будем меняться так, как меняется образование.

Федерация принимает участие во многих акциях, срок жизни которых не ограничен одним годом. Это престижные всероссийские конкурсы "Учитель года" и "Лидер в образовании". По инициативе ФИО был создан Фонд поддержки российского учительства, который теперь занимается их проведением круглогодично, устраивая слеты, мастер-классы, фестивали с участием лучших работников образования. Кроме того, все победители этих конкурсов проходят обучение в учебных центрах федерации.

Глобальную задачу федерации я для себя сформулировал так: конечная цель образовательной деятельности ФИО - воспитать "мотивированных менеджеров", не просто учителей, знакомых с Интернетом, а организаторов процесса обновления образования.


С. ПЕТРОВ, 6, Волга
16.01.2002
Материалы по теме:
Конференция
Минсвязи России
ФЦП «Электронная Россия»
Текст ФЦП
Биография Короткова А.В.
СМИ о ФЦП «Электронная Россия»
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Минсвязи России
Рамблер
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации