"ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ" ПОМОЖЕТ ЧИНОВНИКАМ.
При этом реальным разработчикам программного обеспечения достанутся лишь крохи
На программу "Электронная Россия" на 2002 год выделено 600 млн руб. В ряде регионов успели уже вклиниться в нее, представив программы информатизации субъектов Федерации. Уже существуют "Электронная Сибирь" и аналогичные проекты в Москве, Саратове, Чувашии... Однако на Северо-Западе, в том числе в Петербурге, не торопятся представить свои разрозненные проекты в сфере электронных технологий в виде комплексной программы.
Дело в том, что треть финансирования по Федеральной программе "Электронная Россия" должна осуществляться за счет местных бюджетов. А указаний, на что тратить средства, из Москвы не поступило. Отсюда и разная реакция в регионах: где-то предпочли выжидать, а где-то решили выдвинуть собственные варианты информатизации, в которые можно заложить под шумок все что угодно...
Неоднозначно прореагировали на появление новой программы и в деловых кругах Северо-Запада РФ. Она обрадовала лишь фирмы, уже давно наладившие тесные контакты с местными администрациями.
Впрочем, предприниматели надеются не столько на подпитку из федерального бюджета, сколько на активизацию уже начатых программ. В первую очередь по проектам автоматизации финансового учета и правительственного документооборота.
Однако многие петербургские компании, связанные с информационными
технологиями, отнеслись к программе "Электронная Россия" скептически. Ведь начало ее реализации совпадает с глубоким кризисом, который затронул сектор высоких технологий на Западе.
Обнаружилось, что существует некий предел для инвестиций в информационные системы, за которым дальнейшее наращивание электронных ресурсов не окупается. От внедрения систем телекоммуникаций можно получить лишь одномоментный эффект: от упорядочивания бумажного документооборота управленческие и организационные издержки снижаются на 6-20%. А дальнейшая автоматизация операций скорее вопрос престижа, чем экономической целесообразности.
Неудивительно, что финансовая активность в секторе высоких технологий в Европе сегодня сворачивается. На это указывает ряд признаков. Один из них - сокращение персонала в Немецком банке: к концу 2003 года в нем останется на 10% сотрудников меньше, чем было в 2001-м, в течение которого, кстати, Deutsche Bank тоже ужимал свои штаты.
За третий квартал 2001 года прибыли банка снизились на 49% из-за падения котировок акций телекоммуникационных компаний и фирм, работающих в сфере высоких технологий. Ведь именно в ценные бумаги вкладывалась значительная часть активов Deutsche Bank...
В России же в 2001 году, наоборот, представители крупного российского бизнеса стали вкладывать солидные деньги в телекоммуникации. Это вызвано
необходимостью управлять возникшими вертикально-интегрированными компаниями в сырьевом секторе. И, как заявил представитель одного из таких холдингов, российское правительство решило отличиться, объявив себя организатором "компьютерной революции" в стране. Для этого в марте 2001 года президент России В. Путин встречался с представителями отечественной hi-tесh-индустрии и поручил Академии наук к началу года подготовить план превращения России в мощного экспортера программного обеспечения.
Это задание и легло в основу программы "Электронная Россия". Оно подразумевало решение двух основных проблем: цивилизовать работу российских программистов по западным заказам и компьютеризировать госаппарат.
Как заметили менеджеры корпорации "Парус", в России отставание чиновников в этой сфере наконец-то стали рассматривать как угрозу национальной безопасности. Поэтому ее эксперты предположили, на что в действительности будут израсходованы в 2002 году основные средства по программе "Электронная Россия": прежде всего - на НИОКР для поддержки полугосударственных структур. Бизнесу же перепадут крохи.
Андрей Лазарев, 3, стр. 14, Экономика и время
21.01.2002
|