СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ НУЖНЫ ЛИДЕРЫ
Первого сентября 2000-го года произошло знаменательное событие - Президент РФ Владимир Путин, побывав в маленькой школе села Кузькино Самарской области, объявил о начале полномасштабной компьютеризации российского образования. Были оперативно выделены средства из государственного и региональных бюджетов. Среди компьютерных фирм провели тендер, кто дешевле и качественнее оснастит учебные заведения современной техникой. Поставки начались точно по графику. Кконцу 2001-го года было запланировано установить 70 тысяч компьютеров в 31 тысяче сельских российских школ. А в 2002-ом году стартует новый этап подключение учебных заведений к глобальной информационной сети Интернет.
Правда, есть одно "но". Большинство учителей не только в сельских, но и в городских школах не знакомы с информационными технологиями, поэтому президентская программа компьютеризации сразу стала предметом бурных споров. Оппоненты не без оснований утверждали: учителя будут использовать компьютеры лишь в качестве печатной машинки, дорогая техника останется невостребованной. Вот почему инициатива нефтяной компании ЮКОС по созданию Федерации Интернет Образования (ФИО) была воспринята органами власти как серьезное подспорье. ФИО была создана в апреле 2000-го года с целью обучения учителей и управленцев образования информационным технологиям. Оригинальная идея принадлежит Михаилу Ходорковскому - Председателю правления нефтяной компании ЮКОС. Первым шагом стало открытие учебного центра в Москве. Сегодня центры ФИО работают в Санкт-Петербурге, Томске, Воронеже, Новосибирске, Красноярске, Самаре, Нефтеюганске, Барнауле, Великом Новгороде, Белгороде, Иркутске, Брянске, Ростове-На-Дону, Улан-Удэ, Тамбове, Тюмени и Минске. Пропускная способность каждого центра - тысяча слушателей в год.
В марте 2001-го года в Томске состоялся первый в мире Интернет-фестиваль молодых учителей. Последующие фестивали прошли в Красноярске, Воронеже и Самаре. В октябре 2001-го года в Саранске открылся первый в России "Интернет-Дом". Примечательно, что в 2000-ом году "Учительская газета" назвала Федерацию Интернет Образования фирмой года, а в октябре 2001-го года заслуги ответственного секретаря ФИО Сергея Монахова в деле информатизации среднего образования были отмечены золотым почетным знаком лауреата Национального Фонда "Общественное признание".
Некоммерческий проект " Поколение.ru", который реализует ФИО, - это массовое бесплатное обучение учителей школ использованию Интернет-технологий в повседневной работе. За год своего существования ФИО создала мощную инфраструктуру - 18 региональных учебных центров. А вообще в рамках проекта до 2005-го года центры появятся в 50 регионах страны. Очень надеемся, что не останется в стороне от процесса "глобальной интернетизации" и Республика Северная Осетия - Алания.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию интервью ответственного секретаря ФИО Сергея Владимировича МОНАХОВА, в котором он подытоживает достигнутое и делится планами на будущее.
- Сергей Владимирович, сегодня для региона создать центр ФИО - это престижно. Расскажите, пожалуйста, как попасть в число регионов ФИО?
- Каждый центр - плод совместной работы нашей Федерации и администрации региона. Распределение обязанностей для каждого случая одинаково. Регион предоставляет помещения под центр, ремонтирует его и благоустраивает, оплачивает коммунальные расходы, отдельный Интернет-канал, а также занимается формированием групп слушателей. Наш вклад - это создание самого центра: мы берем на себя стартовые затраты по приобретению техники и мебели, зарплату сотрудников центра и преподавателей, транспортные расходы, проживание и питание иногородних слушателей. И, конечно же, разрабатываем, постоянно обновляя, базовые программы обучения. "География охвата" проекта так быстро расширяется в основном за счет того, что мы превратили эту работу в конвейер (в хорошем смысле этого слова). Определили несколько "постоянных" и четко их придерживаемся. Ключевое слово здесь - "типовое". Мы используем типовой дизайн учебных классов и офисных помещений, типовую конфигурацию оборудования, типовой график создания центра и подготовки его к открытию, одинаковый штат сотрудников центра, типовые процедуры финансовой и организационной поддержки и типовые соглашения с региональными администрациями. По такой же типовой схеме мы запускаем учебные программы. Есть отдельные курсы для учителя-предметника, для директора школы, для организатора Интернет-образования. "Конвейерный" подход обеспечивает высокую эффективность вложенных средств, мы заранее можем быть уверены в результате. Подробную информацию о деятельности ФИО можно получить на нашем официальном сайте в Интернете - http://www.fio.ru.
- И все-таки по какому принципу выбираются регионы? Что необходимо сделать, чтобы попасть в фокус внимания Федерации?
- Список "первых ласточек" был сформирован по принципу готовности регионов к тому, чтобы там полноценно работал наш центр. В качестве примера эффективного сотрудничества приведу опыт создания центра в Тамбове. С одной стороны финансовая помощь ЮКОСа и ФИО, с другой - поддержка областной администрации на уровне губернатора, с третьей - материальное и интеллектуальное участие Тамбовского государственного технического университета.
Вот другой пример - Великий Новгород. Этот город первоначально не входил в планы создания региональных центров на этот год, однако руководитель областного комитета образования Владимир Аверкин проявил недюжинную инициативу. К нам обратился губернатор области Михаил Прусак с настоятельной просьбой рассмотреть возможность создания центра в Великом Новгороде. Это не значит, что одного губернаторского слова достаточно для того, чтобы мы начали работу. Да, инициатива приветствуется, но лучше, если она будет обоснована - регион должен иметь соответствующие ресурсы, быть подготовленным и в финансовом плане, и в техническом.
- Пройти обучение в центрах может любой учитель или для этого надо выиграть какой-то конкурс? И не случается ли так, что, получив Интернет-образование, учителя возвращаются в свои "бескомпьютерные" школы, где постепенно забывают новые знания?
- Было бы крайне недальновидно не подумать об этом заранее, ведь при таком сценарии развития событий потраченные на обучение деньги можно считать выброшенными на ветер. Конечно, мы обговариваем с руководителями областных управлений образования, что группы должны формироваться из педагогов, имеющих возможность применять Интернет-технологии.
Многим поначалу было непонятно, почему нефтяная компания вдруг взялась поддерживать учителей. На самом деле "Поколение.ru" - это наши дети, которые уже превратили Интернет в среду своего обитания, в скором времени это будет актуально и для сельских школьников. Молодые быстрее, с большим интересом осваивают виртуальное пространство. Для взрослых Сеть - предмет осмысления. И именно они могут привить детям умение наиболее эффективно использовать Интернет. Не только для игр и развлечений, а для пополнения базы знаний, культурного общения. Чтобы ситуация в школе была сбалансирована, ученик и учитель должны существовать в одной среде, если хотите, говорить на одном языке. Через педагогов мы поможем состояться целому поколению россиян.
- Возникает логичный вопрос: каким образом учителя сельских школ будут пользоваться Интернетом, когда порой на всю школу - всего один телефон? Протягивать провод дорого, значит ли это, что потребуется еще одно целевое финансирование?
- Есть смысл продумать несколько вариантов технического решения программы интернетизации школ. На первых порах Министерство образования рассчитывает решить эту проблему через асинхронный доступ. Министр образования Владимир Филиппов обещал, что уже в 2002-ом году по всем дисциплинам Базисного учебного плана появятся электронные образовательные продукты, причем как для ученика, так и для педагога. Есть федеральные целевые программы - "Электронная Россия", "Единая информационная образовательная среда", которые предусматривают поэтапное решение поставленного вами вопроса.
- А как конкретно используют учителя Интернет-технологии в своей работе? По электронной почте с коллегами переписываются?
- Не только. Для начала приведу минимальный перечень навыков, необходимых для использования Интернет-технологий в образовательной деятельности. Их всего четыре: поиск информации в Сети, работа с электронной почтой, общение в реальном режиме времени, представление собственной информации в виде веб-документов и ее размещение в Сети. После того, как все это становится доступным и знакомым, человек сам уже в состоянии понять, на что он теперь способен. Примеров масса. Это может быть разработка урока в виде сайта, веб-страничка о школе, рассказ об уникальном учителе...
Очень часто бывает: человек чувствует, что у него созрела идея, но не в состоянии ее мысленно оформить, не может найти связующую нить, а Интернет-проект выступает организующим началом.
- Цель ФИО на ближайшие пять лет известна - открытие новых центров. А что потом?
- "Потом" наступит гораздо быстрее. Прогресс не будет ждать пять лет, информационные технологии развиваются с бешеной скоростью. Тем, кого мы уже научили, скоро надо будет повышать квалификацию. Насколько скоро, мы решим, учитывая запросы времени и запросы наших выпускников. Обратная связь - очень важный момент. Поэтому в октябре в Сочи в рамках первого Всероссийского слета участников проекта "Поколение.ru" мы учредили "Клуб ФИО", членами которого стали наиболее активные участники проекта - победители региональных Интернет-фестивалей, руководители региональных центров и учителя. На вопрос "что дальше будет с ФИО?" вправе ответить каждый член клуба, и не только на словах, но и на деле. Любая организация сильна своими активистами, и мы очень надеемся, что они станут "послами Интернет-образования", которые будут действовать по реализации целей Федерации самостоятельно. Ну и потом ФИО постепенно становится частью российской образовательной среды. Мы не может работать сами по себе и будем меняться так, как меняется образование.
Федерация принимает участие во многих акциях. Это престижные всероссийские конкурсы "Учитель года" и "Лидер в образовании". По инициативе ФИО был создан Фонд поддержки российского учительства, который теперь занимается их проведением круглогодично, устраивая слеты, мастер-классы, фестивали с участием лучших работников образования. Кроме того, все победители этих конкурсов проходят обучение в учебных центрах Федерации. Мы также являемся соорганизаторами ряда других важных мероприятий - Всероссийского августовского Интернет-педсовета, Всероссийской научно-практической конференции "Российская школа и Интернет", конференции-выставки "Информационные технологии в образовании". ФИО совместно с Министерством образования и региональными органами образования недавно начала осуществление проекта "Общественный рейтинг образовательных электронных ресурсов для средней школы", цель которого - организация постоянного мониторинга мнений работников системы среднего образования о существующих и вновь создаваемых для средней школы электронных ресурсах. По результатам мониторинга будет создаваться и постоянно актуализироваться перечень ресурсов, получивших положительное мнение учителей.
Глобальную задачу Федерации я для себя сформулировал так: конечная цель образовательной деятельности ФИО - воспитать "мотивированных менеджеров", не просто учителей, знакомых с Интернетом, а организаторов процесса обновления образования. Как сказал министр образования РФ Владимир Филиппов, необходимо добиться того, чтобы педагоги распространяли полученные знания, сами создавали небольшие информационные центры на местах, реализовывали свои собственные программы, а управленцы тем более обязаны донести все, чему научились на курсах, до своих подчиненных. Образованию нужны лидеры в каждой школе, в каждом классе.
- Что будет с ФИО, если случится очередной финансовый кризис? Некоммерческий проект, не приносящий прибыли, будет свернут?
- Меня часто спрашивают: "Зачем это ЮКОСу нужно и сколько лет проживет этот дорогой пиар?" Не скрою, ФИО работает на улучшение имиджа компании ЮКОС, но для пиара это действительно дорого. Поэтому ФИО - не пиар. Это долгосрочный, объемный, затратный проект, который работает на будущее российского образования, а значит, и на будущее нашей страны. Это направление - точка роста нашей России. ЮКОСу, как и другим крупным и ответственным перед обществом компаниям, нужна сильная Россия, успешная на мировых рынках информационных технологий. Что касается кризисов, то в ЮКОСе работает команда менеджеров, прошедших боевое крещение 1998 годом. В компании всегда предусмотрено несколько сценариев развития, в том числе и в кризисной ситуации. Все просчитано, и в любых условиях ФИО продолжит свою работу. Иначе мы не строили бы таких далеко идущих планов.
Подготовил А. БЕЛОГУРОВ, информационно-аналитический центр Министерства общего и профессионального образования РСО - Алания
Подготовил А. БЕЛОГУРОВ, 4, стр. 4-5, Слово Ныхас
12.01.2002
|