Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

«Электронная Россия: проблемы и перспективы»
Интернет-конференция

Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия»


СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ НУЖНЫ ЛИДЕРЫ

Первого сентября 2000-го года произошло знаменательное событие - Президент РФ Владимир Путин, побывав в маленькой школе села Кузькино Самарской области, объявил о начале полномасштабной компьютеризации российского образования. Были оперативно выделены средства из государственного и региональных бюджетов. Среди компьютерных фирм провели тендер, кто дешевле и качественнее оснастит учебные заведения современной техникой. Поставки начались точно по графику. Кконцу 2001-го года было запланировано установить 70 тысяч компьютеров в 31 тысяче сельских российских школ. А в 2002-ом году стартует новый этап подключение учебных заведений к глобальной информационной сети Интернет.

Правда, есть одно "но". Большинство учителей не только в сельских, но и в городских школах не знакомы с информационными технологиями, поэтому президентская программа компьютеризации сразу стала предметом бурных споров. Оппоненты не без оснований утверждали: учителя будут использовать компьютеры лишь в качестве печатной машинки, дорогая техника останется невостребованной. Вот почему инициатива нефтяной компании ЮКОС по созданию Федерации Интернет Образования (ФИО) была воспринята органами власти как серьезное подспорье. ФИО была создана в апреле 2000-го года с целью обучения учителей и управленцев образования информационным технологиям. Оригинальная идея принадлежит Михаилу Ходорковскому - Председателю правления нефтяной компании ЮКОС. Первым шагом стало открытие учебного центра в Москве. Сегодня центры ФИО работают в Санкт-Петербурге, Томске, Воронеже, Новосибирске, Красноярске, Самаре, Нефтеюганске, Барнауле, Великом Новгороде, Белгороде, Иркутске, Брянске, Ростове-На-Дону, Улан-Удэ, Тамбове, Тюмени и Минске. Пропускная способность каждого центра - тысяча слушателей в год.

В марте 2001-го года в Томске состоялся первый в мире Интернет-фестиваль молодых учителей. Последующие фестивали прошли в Красноярске, Воронеже и Самаре. В октябре 2001-го года в Саранске открылся первый в России "Интернет-Дом". Примечательно, что в 2000-ом году "Учительская газета" назвала Федерацию Интернет Образования фирмой года, а в октябре 2001-го года заслуги ответственного секретаря ФИО Сергея Монахова в деле информатизации среднего образования были отмечены золотым почетным знаком лауреата Национального Фонда "Общественное признание".

Некоммерческий проект " Поколение.ru", который реализует ФИО, - это массовое бесплатное обучение учителей школ использованию Интернет-технологий в повседневной работе. За год своего существования ФИО создала мощную инфраструктуру - 18 региональных учебных центров. А вообще в рамках проекта до 2005-го года центры появятся в 50 регионах страны. Очень надеемся, что не останется в стороне от процесса "глобальной интернетизации" и Республика Северная Осетия - Алания.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию интервью ответственного секретаря ФИО Сергея Владимировича МОНАХОВА, в котором он подытоживает достигнутое и делится планами на будущее.

- Сергей Владимирович, сегодня для региона создать центр ФИО - это престижно. Расскажите, пожалуйста, как попасть в число регионов ФИО?

- Каждый центр - плод совместной работы нашей Федерации и администрации региона. Распределение обязанностей для каждого случая одинаково. Регион предоставляет помещения под центр, ремонтирует его и благоустраивает, оплачивает коммунальные расходы, отдельный Интернет-канал, а также занимается формированием групп слушателей. Наш вклад - это создание самого центра: мы берем на себя стартовые затраты по приобретению техники и мебели, зарплату сотрудников центра и преподавателей, транспортные расходы, проживание и питание иногородних слушателей. И, конечно же, разрабатываем, постоянно обновляя, базовые программы обучения. "География охвата" проекта так быстро расширяется в основном за счет того, что мы превратили эту работу в конвейер (в хорошем смысле этого слова). Определили несколько "постоянных" и четко их придерживаемся. Ключевое слово здесь - "типовое". Мы используем типовой дизайн учебных классов и офисных помещений, типовую конфигурацию оборудования, типовой график создания центра и подготовки его к открытию, одинаковый штат сотрудников центра, типовые процедуры финансовой и организационной поддержки и типовые соглашения с региональными администрациями. По такой же типовой схеме мы запускаем учебные программы. Есть отдельные курсы для учителя-предметника, для директора школы, для организатора Интернет-образования. "Конвейерный" подход обеспечивает высокую эффективность вложенных средств, мы заранее можем быть уверены в результате. Подробную информацию о деятельности ФИО можно получить на нашем официальном сайте в Интернете - http://www.fio.ru.

- И все-таки по какому принципу выбираются регионы? Что необходимо сделать, чтобы попасть в фокус внимания Федерации?

- Список "первых ласточек" был сформирован по принципу готовности регионов к тому, чтобы там полноценно работал наш центр. В качестве примера эффективного сотрудничества приведу опыт создания центра в Тамбове. С одной стороны финансовая помощь ЮКОСа и ФИО, с другой - поддержка областной администрации на уровне губернатора, с третьей - материальное и интеллектуальное участие Тамбовского государственного технического университета.

Вот другой пример - Великий Новгород. Этот город первоначально не входил в планы создания региональных центров на этот год, однако руководитель областного комитета образования Владимир Аверкин проявил недюжинную инициативу. К нам обратился губернатор области Михаил Прусак с настоятельной просьбой рассмотреть возможность создания центра в Великом Новгороде. Это не значит, что одного губернаторского слова достаточно для того, чтобы мы начали работу. Да, инициатива приветствуется, но лучше, если она будет обоснована - регион должен иметь соответствующие ресурсы, быть подготовленным и в финансовом плане, и в техническом.

- Пройти обучение в центрах может любой учитель или для этого надо выиграть какой-то конкурс? И не случается ли так, что, получив Интернет-образование, учителя возвращаются в свои "бескомпьютерные" школы, где постепенно забывают новые знания?

- Было бы крайне недальновидно не подумать об этом заранее, ведь при таком сценарии развития событий потраченные на обучение деньги можно считать выброшенными на ветер. Конечно, мы обговариваем с руководителями областных управлений образования, что группы должны формироваться из педагогов, имеющих возможность применять Интернет-технологии.

Многим поначалу было непонятно, почему нефтяная компания вдруг взялась поддерживать учителей. На самом деле "Поколение.ru" - это наши дети, которые уже превратили Интернет в среду своего обитания, в скором времени это будет актуально и для сельских школьников. Молодые быстрее, с большим интересом осваивают виртуальное пространство. Для взрослых Сеть - предмет осмысления. И именно они могут привить детям умение наиболее эффективно использовать Интернет. Не только для игр и развлечений, а для пополнения базы знаний, культурного общения. Чтобы ситуация в школе была сбалансирована, ученик и учитель должны существовать в одной среде, если хотите, говорить на одном языке. Через педагогов мы поможем состояться целому поколению россиян.

- Возникает логичный вопрос: каким образом учителя сельских школ будут пользоваться Интернетом, когда порой на всю школу - всего один телефон? Протягивать провод дорого, значит ли это, что потребуется еще одно целевое финансирование?

- Есть смысл продумать несколько вариантов технического решения программы интернетизации школ. На первых порах Министерство образования рассчитывает решить эту проблему через асинхронный доступ. Министр образования Владимир Филиппов обещал, что уже в 2002-ом году по всем дисциплинам Базисного учебного плана появятся электронные образовательные продукты, причем как для ученика, так и для педагога. Есть федеральные целевые программы - "Электронная Россия", "Единая информационная образовательная среда", которые предусматривают поэтапное решение поставленного вами вопроса.

- А как конкретно используют учителя Интернет-технологии в своей работе? По электронной почте с коллегами переписываются?

- Не только. Для начала приведу минимальный перечень навыков, необходимых для использования Интернет-технологий в образовательной деятельности. Их всего четыре: поиск информации в Сети, работа с электронной почтой, общение в реальном режиме времени, представление собственной информации в виде веб-документов и ее размещение в Сети. После того, как все это становится доступным и знакомым, человек сам уже в состоянии понять, на что он теперь способен. Примеров масса. Это может быть разработка урока в виде сайта, веб-страничка о школе, рассказ об уникальном учителе...

Очень часто бывает: человек чувствует, что у него созрела идея, но не в состоянии ее мысленно оформить, не может найти связующую нить, а Интернет-проект выступает организующим началом.

- Цель ФИО на ближайшие пять лет известна - открытие новых центров. А что потом?

- "Потом" наступит гораздо быстрее. Прогресс не будет ждать пять лет, информационные технологии развиваются с бешеной скоростью. Тем, кого мы уже научили, скоро надо будет повышать квалификацию. Насколько скоро, мы решим, учитывая запросы времени и запросы наших выпускников. Обратная связь - очень важный момент. Поэтому в октябре в Сочи в рамках первого Всероссийского слета участников проекта "Поколение.ru" мы учредили "Клуб ФИО", членами которого стали наиболее активные участники проекта - победители региональных Интернет-фестивалей, руководители региональных центров и учителя. На вопрос "что дальше будет с ФИО?" вправе ответить каждый член клуба, и не только на словах, но и на деле. Любая организация сильна своими активистами, и мы очень надеемся, что они станут "послами Интернет-образования", которые будут действовать по реализации целей Федерации самостоятельно. Ну и потом ФИО постепенно становится частью российской образовательной среды. Мы не может работать сами по себе и будем меняться так, как меняется образование.

Федерация принимает участие во многих акциях. Это престижные всероссийские конкурсы "Учитель года" и "Лидер в образовании". По инициативе ФИО был создан Фонд поддержки российского учительства, который теперь занимается их проведением круглогодично, устраивая слеты, мастер-классы, фестивали с участием лучших работников образования. Кроме того, все победители этих конкурсов проходят обучение в учебных центрах Федерации. Мы также являемся соорганизаторами ряда других важных мероприятий - Всероссийского августовского Интернет-педсовета, Всероссийской научно-практической конференции "Российская школа и Интернет", конференции-выставки "Информационные технологии в образовании". ФИО совместно с Министерством образования и региональными органами образования недавно начала осуществление проекта "Общественный рейтинг образовательных электронных ресурсов для средней школы", цель которого - организация постоянного мониторинга мнений работников системы среднего образования о существующих и вновь создаваемых для средней школы электронных ресурсах. По результатам мониторинга будет создаваться и постоянно актуализироваться перечень ресурсов, получивших положительное мнение учителей.

Глобальную задачу Федерации я для себя сформулировал так: конечная цель образовательной деятельности ФИО - воспитать "мотивированных менеджеров", не просто учителей, знакомых с Интернетом, а организаторов процесса обновления образования. Как сказал министр образования РФ Владимир Филиппов, необходимо добиться того, чтобы педагоги распространяли полученные знания, сами создавали небольшие информационные центры на местах, реализовывали свои собственные программы, а управленцы тем более обязаны донести все, чему научились на курсах, до своих подчиненных. Образованию нужны лидеры в каждой школе, в каждом классе.

- Что будет с ФИО, если случится очередной финансовый кризис? Некоммерческий проект, не приносящий прибыли, будет свернут?

- Меня часто спрашивают: "Зачем это ЮКОСу нужно и сколько лет проживет этот дорогой пиар?" Не скрою, ФИО работает на улучшение имиджа компании ЮКОС, но для пиара это действительно дорого. Поэтому ФИО - не пиар. Это долгосрочный, объемный, затратный проект, который работает на будущее российского образования, а значит, и на будущее нашей страны. Это направление - точка роста нашей России. ЮКОСу, как и другим крупным и ответственным перед обществом компаниям, нужна сильная Россия, успешная на мировых рынках информационных технологий. Что касается кризисов, то в ЮКОСе работает команда менеджеров, прошедших боевое крещение 1998 годом. В компании всегда предусмотрено несколько сценариев развития, в том числе и в кризисной ситуации. Все просчитано, и в любых условиях ФИО продолжит свою работу. Иначе мы не строили бы таких далеко идущих планов.

Подготовил А. БЕЛОГУРОВ, информационно-аналитический центр Министерства общего и профессионального образования РСО - Алания


Подготовил А. БЕЛОГУРОВ, 4, стр. 4-5, Слово Ныхас
12.01.2002
Материалы по теме:
Конференция
Минсвязи России
ФЦП «Электронная Россия»
Текст ФЦП
Биография Короткова А.В.
СМИ о ФЦП «Электронная Россия»
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Минсвязи России
Рамблер
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации