СТРАНЫ-ТО ЭЛЕКТРОННЫЕ, НО ПО-РАЗНОМУ
В ответ на вызовы информационного века в последние несколько лет практически все развитые и многие развивающиеся страны начали разрабатывать национальные программы формирования информационного общества, а некоторые даже приступили к их реализации.
Первая такая программа, известная как "Национальная информационная инфраструктура", появилась в начале 90-х годов в США. Осознав свое отставание, Европа в соответствии с Пятой рамочной программой исследований объявила проект "Технологии информационного общества". Однако неудовлетворительные результаты первого года его выполнения побудили Европейскую Комиссию в конце 1999-го выступить с новой инициативой - "Электронная Европа", которая была призвана активизировать деятельность по формированию общеевропейского информационного общества.
Наряду с общеевропейской инициативой есть национальные программы у Великобритании, Франции и многих других стран Европы и мира.
Не осталась в стороне от мировых тенденций в области информатизации и Россия. В течение 1999-2000 гг. рядом ведомств и организаций было разработано несколько концепций и программ информатизации нашей страны, а в конце июня 2001-го на международном форуме "Россия в электронном мире" общественности был представлен официальный правительственный проект программы "Электронная Россия", которая утверждена в июле 2001 года.
При беглом рассмотрении большинства таких программ создается впечатление, что они во многом схожи, однако более подробный анализ указывает на весьма серьезные различия. Среди причин этих различий ведущая роль принадлежит уровню экономического развития стран.
Предлагаем читателям очень краткий анализ и сравнение (см. таблицу) программ информатизации и формирования информационного общества в Великобритании и во Франции, инициативы "Электронная Европа" и программы "Электронная Россия".
Ключевая цель программ западных стран состоит в достижении лидирующих позиций в экономике и социальном развитии общества. В российской программе наряду с ускорением экономического роста (ясно, что говорить об экономическом лидерстве России пока рано) обозначено укрепление государственного управления. Таким образом, программы западных стран имеют четко выраженную социально-экономическую направленность, и главным объектом в них являются человек и человеческие ценности. Российская программа отражает главным образом интересы государства, и лишь опосредованно, через него, интересы людей.
Обозначенные в рассматриваемых программах приоритетные направления совпадают в областях правового развития, кадровых вопросов, совершенствования информационной и коммуникационной инфраструктуры и становления электронных правительств. В зарубежных программах, кроме того, большое внимание уделяется укреплению
доверия людей к ИТ, поддержке малого и среднего бизнеса и мониторингу, т. е. человеческому фактору. Специфика российской программы состоит в укреплении
государственных институтов, органов власти и механизмов взаимодействия государства с хозяйствующими субъектами, а также в содействии развитию СМИ.
Таблица. Сравнение программ информатизации общества
Материалы доступны в бумажной версии издания
1, стр. 34, 35, Логинфо
21.01.2002
|