ДЖОН СОУ: ДЛЯ НАС РОССИЯ В ТРОЙКЕ САМЫХ ВАЖНЫХ СТРАН
Несмотря на постоянно декларируемую экономическую отсталость, Россия все больше интегрируется в мировое экономическое пространство. В деле высоких технологий наша страна пока является скорее крупным потребителем, чем производителем, поэтому мировые лидеры в этой области никогда не забывают о российских потребителях в своих бизнес-планах - крупные государственные и коммерческие структуры достаточно часто обновляют парк своей компьютерной и офисной техники и предпочитают покупать в основном самые известные марки. Джон СОУ, директор по маркетингу по Центральной, Южной и Восточной Европе компании Hewlett-Packard, рассказал обозревателю "Известий" Александру ЛАТКИНУ о тенденциях мирового и российского компьютерных рынков.
- Современный мир становится все более мобильным. Люди хотят путешествовать и находиться в привычном для них информационном поле, в любой момент получать и отправлять информацию. С другой стороны, вопросы информационной безопасности становятся все более важными. Каковы в этом свете основные тенденции компьютерного рынка?
- Если вы посмотрите на основные прогнозы развития рынка, то информационная безопасность является одним из главных вопросов, особенно после 11 сентября. Интернет и мобильная связь становятся все более доступными и полезными, а не только модными. Безопасность входит в тройку главных вопросов, на которые бизнесмены сейчас прежде всего обращают внимание. Технология может сделать компьютерную сеть безопасной. Но давайте посмотрим на безопасность нашего дома - всегда ли мы закрываем окна, всегда ли мы закрываем двери. Люди не всегда думают о безопасности. К тому же огромное количество нарушений безопасности, компьютерного воровства приходит изнутри самой компании.
- Мне кажется, что способности хакеров сильно преувеличены. Многие удачные хакерские атаки на те же банки были осуществлены с помощью подкупленного персонала самих банков. А о каких других тенденциях компьютерной отрасли, кроме безопасности, можно говорить сейчас? Что мы можем ожидать от лидеров рынка?
- Люди бизнеса, наши клиенты всегда задают три вопроса: можете ли вы увеличить мой оборот, можете ли вы сократить мои расходы и можете ли вы увеличить мою доходность? И любое предложение на рынке от IT-компании (IT - информационные технологии. - А.Л.) должно отвечать на эти три вопроса. И если вы отвечаете только на два вопроса из трех - уходите и даже ничего не говорите мне. В России это, может быть, еще не является актуальным, но во многих странах менеджмент отношений с заказчиком является самым важным вопросом. Главная моя задача - как улучшить отношения с клиентом, как увеличить ценность для него общения со мной. Как я смогу дольше удержать клиента.
- На мой взгляд, широко разрекламированные технологии типа WAP, Bluetooth, 3G (WAP - подключение к Интернету с помощью мобильного телефона, Bluetooth - беспроводной информационный обмен между устройствами на коротких расстояниях, 3G - технология третьего поколения мобильной связи, в частности рассчитанная на работу с интернет-ресурсами. - А.Л.) не оправдали себя. Во всяком случае, результаты внедрения этих технологий оказались гораздо меньше ожиданий. Какой будет основная технология мобильных устройств в ближайшем будущем?
- Что касается технологии WAP, то мы "продали" ее слишком много. Мы - это вся отрасль, и, если хотите, наша компания. WAP - слишком медленная технология. Интернет в мобильном телефоне оказался плохой идеей. Я думаю, что в будущем мы должны будем получать с помощью телефона набор услуг, и за это люди будут платить. Какой же стандарт будет основным - этого я, конечно, не могу сказать. Я думаю, что стандарт будет определен тем набором услуг, который он сможет предоставить рынку. Победит тот стандарт, который первым достигнет "критической массы" предоставляемых клиентам услуг.
- Недавно ваша компания представила новый консорциум под названием PayCircle, куда входят, кроме Hewlett-Packard, такие крупные компании, как Lucent, Oracle, Siemens, Sun. В этом списке есть ваши извечные конкуренты. Каково значение таких консорциумов для современного рынка?
- Значение таких объединений является жизненно важным. Все технологические стандарты могут определяться сейчас лишь конкурирующими компаниями за столом переговоров. Все современные сетевые, телекоммуникационные стандарты или стандарты безопасности были созданы совместно конкурирующими компаниями. И только в этом случае торговые организации примут продукцию этих компаний.
- Возможно ли в таких случаях найти общий язык между конкурентами?
- Конечно. Когда мы садимся все вместе, мы знаем, что сможем создать работающий стандарт.
- Несколько дней назад руководитель Hewlett-Packard Карли Фьорина сказала в одном из своих интервью, что корпорация может уйти с рынка персональных компьютеров, если ее слияние с компанией Compaq не состоится. Каких других изменений в стратегии, в продуктовой политике можно ожидать от вашей компании, в случае если сделка состоится или нет?
- Карли Фьорина не говорила, что это точно случится. Она сказала об одном из возможных вариантов развития событий. Давайте посмотрим на рынок ноутбуков. Мы занимаем очень большую долю рынка, но мы сами не производим ноутбуки. Мы делаем спецификации, мы занимаемся интеграцией. Мы поставляем на рынок через нашу дистрибьюторскую сеть продукт, созданный по нашим спецификациям кем-то другим. Вы клиент и, когда вы покупаете ноутбук, вам все равно - он был произведен Hewlett-Packard или кем-то по спецификации Hewlett-Packard. Рынок платит за торговую марку. Если мы заказываем что-то тому, кто является лучшим в своей области, то в конечном счете вы как клиент платите за качественный продукт меньше. Все компании используют процессоры Intel или AMD, диски Seagate, память от различных производителей, программное обеспечение Microsoft или какое-нибудь другое. Поэтому речь скорее идет не о производстве, а об интеграции.
Что же касается рынка персональных компьютеров, то конкуренция на нем очень высока. На сегодняшний день мы являемся прибыльным производителем и поставщиком персональных компьютеров. И Карли Фьорина была неправильно процитирована. Ее фраза была вырвана из контекста.
- Насколько рынок России интересен вашей компании? Есть ли у вас какие-нибудь маркетинговые программы, рассчитанные исключительно на нашу страну?
- У нас в России хорошая рыночная команда. Нас очень интересует российский рынок с его газовыми и нефтяными компаниями, с большим вниманием государства к этому рынку. Нас очень интересует государственная программа "Электронная Россия", и у нас очень большие планы в связи с этой программой, мы следим за развитием этой программы. Я думаю, это очень смелые, огромные планы по использованию Всемирной паутины, по обучению электронным технологиям. Для нас Россия находится в тройке наиболее важных стран, которые мы рассматриваем как объект для инвестиций. У нас огромные планы в России.
- Собираетесь ли вы открывать в России так называемые solution centers ("центр решений", подразделение, занимающееся апробацией и внедрением новых решений. -А.Л.), которые расположены во многих регионах Европы?
- Пока ответ - не знаю. Но если учесть значение России, величину ее населения и ее уникальность, то мы, конечно, должны открыть такой центр.
- Маленький совет - не открывайте такой центр в Москве или в Санкт-Петербурге. Откройте его лучше в Екатеринбурге, Новосибирске или Нижнем Новгороде. Это, может быть, поможет сократить эмиграцию компьютерных специалистов из нашей страны на Запад.
- Это хорошая идея. (Смеется.) Мы рассматриваем открытие таких центров как инвестиции в страну.
Александр ЛАТКИН, N 21 (26100), cтраница: 6, "Известия"
06.02.2002
|