ЦИФРА ЕГО НЕИЗВЕСТНА
Рынок отечественного ПО развивается сам по себе
При всем динамичном развитии рынка ПО он демонстрирует одно качество, не характеризующее его с положительной стороны. Мало того что рынок не хочет сообщать о себе правдивых данных - он не хочет получать их даже для внутреннего употребления. Обратившись в одну из самых уважаемых на рынке исследовательских компаний, "Известия" получили показательный ответ: "Поскольку наши отчеты - это наш продукт, то мы их производим лишь тогда, когда можем продать. На исследования рынка отечественного ПО заказчика пока не было".
По этой причине для оценки рынка отечественного ПО приходится прибегать к косвенным методам. И начать здесь, конечно, нужно с главного человека в отрасли - с Билла Гейтса. Для мирового рынка его мнение, конечно, не является косвенным. Но для нашего рынка ПО, незначительно интегрированного в мировой, это мнение является всеобъемлющим, но неконкретным. Поэтому к мнению главного программиста нужно отнестись как к лозунгу типа "Вперед к коммунизму!". Это мнение таково: Билл Гейтс заявил, что разработка новых продуктов в индустрии ПО будет двигателем производительности в следующие 10 лет, а для стимулирования спроса нужен будет более дешевый высокоскоростной доступ в Интернет. Для нас в данном случае ключевыми являются слова "стимулирование спроса", поскольку косвенно они выступают аргументом во внутрироссийской дискуссии о путях развития рынка ПО. Сейчас существуют две концепции развития российского программирования. Первая связана с развитием рынка оффшорного программирования, нацеленного на создание ПО (или неких заготовок) для западного рынка. Вторая - со стимулированием внутреннего потребления ПО отечественного производства.
Директор Института анализа предприятий и рынков Андрей Яковлев говорит: "В силу того что рынок является во многом "серым", данных о нем нет. Отдельный человек может работать по контракту с фирмой, зарегистрированной, например, на Кипре. Такие структуры не видят смысла в открытости, поскольку не выходят на внутренний российский рынок.
При разработке программы "Электронная Россия" ставка делалась на внутренний рынок, причем не только на сам сектор производства ПО, но и на развитие информационных технологий в масштабах страны. Сейчас есть две концепции. Первая - Академии наук, согласно которой нужно создавать наукограды, давать им льготы и с этой индустрией пробиваться на западный рынок. Есть другой подход - если будут условия, отрасль разовьется сама. Нужно развивать доступ к общественным информационным сетям. Необходимо вкладывать средства в образование. В 90-х годах таких инвестиций не было, и сейчас квалификация программистов заметно падает".
По данным Минсвязи, объем российского рынка ПО оценивается величиной, немного превышающей 300 млн долларов. Его рост в 2000 году составил около 20%. Ситуация на рынке ПО сформировалась под воздействием транснациональных компаний - поставщиков массового ПО (системного, инструментального и офисного). Значительная часть отечественной продукции конкурентоспособна на внутреннем российском рынке: поисковые системы, бухгалтерское ПО, ПО для бизнеса, планирования, распознавания текста, моделирования, переводчики, универсальные аналитические системы, обучающее ПО. Ряд отечественных программных разработок успешно конкурирует на мировом рынке (антивирусы, ПО моделирования и ряд других).
Александр ЛАТКИН, N 28 (26017), cтраница: 6, "Известия"
15.02.2002
|