Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

«Электронная Россия: проблемы и перспективы»
Интернет-конференция

Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия»


АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ, ПРОРЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА - ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ: РОССИЯ НАЖИМАЕТ НА "ENTER"

"Российская бизнес-газета" в разделе "Документы" продолжает публикацию Федеральной целевой программы "Электронная Россия", которую 28 января подписал премьер Михаил Касьянов. Поскольку отношение к ней неоднозначное - есть-де сегодня и более неотложные нужды, а компьютеризация страны идет неплохо без всяких указаний сверху за счет импорта, включая "серый" - наш корреспондент обратился к одному из авторов программы, проректору Государственного университета - Высшей школы экономики Андрею ЯКОВЛЕВУ.

- Андрей Александрович, давайте определим сразу: что это за программа и зачем она нужна?

- За ней стоит не только компьютеризация всей России, не только информатизация как таковая. Речь идет о создании, использовании, распространении информации, а вернее, информационных и коммуникационных технологий, о подготовке не только специалистов нового класса в этой области, но и массовых пользователей. Рассчитан документ до 2010 года. За это время предполагается вложить в программу 77,1 миллиарда рублей, в том числе 39,3 миллиарда из федерального бюджета.

- Эти деньги очень пригодились бы многим отраслям. Тем не менее вложить их решено в компьютеризацию - в отрасль, где мы безнадежно отстали, хотя Россия традиционно считается страной, богатой не только сырьевыми ресурсами, но и умами.

- Вот в этом все и дело. Мы не можем состязаться с США, другими странами на том поле, которое ими уже давно и успешно освоено, например поставлять на мировой рынок компьютеры. Но способны производить программный продукт, который в несколько десятков раз дороже, чем компьютер. Наши программисты ценятся во всем мире, кто-то из них уехал за границу, кто-то остался в России, но работает на западные компании. Если переориентировать их и наладить продажу программ, разрабатываемых в России, за границей, это принесло бы немалые средства в бюджет, обеспечило бы успешное развитие многих других сфер экономики. Нам нужен прорыв на мировой рынок, и "Электронная Россия" в состоянии помочь его совершить. Когда меня спрашивают о том, что такое "Электронная Россия", я отвечаю: это особая идеология, которая позволит и даже потребует сделать некоторые очень важные шаги. Я бы выделил четыре основных блока мер в рамках программы. Первый назовем так: расчистка нормативного поля.

- Почему расчистка, а не создание?

- Потому что у нас есть множество административных барьеров, мешающих российским организациям и фирмам выйти не только на мировой, но даже на отечественные рынки.
Например, в Переславле-Залесском возникла прекрасная инициатива - горожане сами создали малобюджетную гражданскую компьютерную сеть для обмена информацией. Однако, когда эту сеть попытались подключить к магистральным каналам связи с выходом в Интернет, выяснилось, что при стоимости технического решения 16 тысяч долларов стоимость всех согласований - 50 тысяч. Это один пример, есть и другие. Крупные зарубежные фирмы, поставляющие программы в Россию, тратят солидные деньги для защиты своих интеллектуальных прав. Российские фирмы таких средств не имеют, но нет и законов, которые бы препятствовали использованию их программ без всякого на то разрешения. В результате легальный бизнес оказывается неэффективным. Так что новые законы придется тоже создавать. Кстати, "Электронная Россия" предполагает и анализ эффективности расходования средств в сфере информатизации. Многие ведомства реализуют отраслевые программы, не координируя свои действия. Например, у нас сегодня уже есть две национальные системы персональной идентификации: налоговая (ИНН) и пенсионная. Зачем? Гораздо рациональнее было бы иметь одну универсальную систему.

- Что самое важное во втором блоке?

- Второй блок мер мы обозначаем термином "Электронное Правительство". Граждане должны знать, что и как делает верховная власть. Самый простой и первый шаг - создание специального правительственного сайта, где будет вывешиваться вся несекретная информация, все актуальные законы, принятые Госдумой. Но пока нет обратной связи. Важно, чтобы любой человек где-нибудь в унесенном ветром селе Иваньково смог прийти в сельсовет и там по сети задать любой вопрос, на который ему должны будут ответить чиновники, представляющие кабинет. Речь идет, конечно же, не только о том, чтобы компьютеризировать бумагооборот в аппарате Правительства, предстоит идеологически и практически обеспечить базу для взаимодействия различных органов власти с гражданами, учреждениями, фирмами, предприятиями в налоговой, таможенной, банковской и иных сферах. Это очень важный шаг к созданию новой экономики, потому что здесь уже можно будет проводить мониторинг финансово-экономической деятельности предприятий и отраслей. Мы надеемся, что на этом этапе удастся создать основу для будущей всероссийской информационной и коммуникационной сети.

- Я так понимаю, что третий блок связан с созданием единой сети. Мы с вами говорили о жителе села Иваньково, но давайте подумаем еще и о том, как сеть доберется до этого села. Кто ее туда протянет, кто оплатит работы, создаст инфраструктуру?

- Во-первых, сетей проложено уже много, и самыми разными организациями - и Транстелекомом, и Ростелекомом, и другими структурами. Теперь важно в них разобраться и найти способ объединить. Москва в этом смысле оказалась впереди: Лужков поставил задачу реализовать проект "Последняя миля" - замкнуть единую городскую сеть, объединив и учреждения, и организации, и фирмы, и частных пользователей. После этого можно будет и распространять информацию о работе различных органов власти, и организовывать электронную торговлю, и многое другое, что предусмотрено, кстати, программой "Электронная Россия".

- Но это Москва, ей деньги найти проще.

- Предполагается, что материально обеспечиваться программа будет в режиме софинансирования: деньги будут выделяться на федеральном, региональном, городском, районном и других уровнях.

- Каков механизм выделения средств?

- Предположим, что в регионе разработаны несколько проектов подключения к компьютерной сети. Из них нужно будет выбрать лучший, затем договориться с местной компьютерной фирмой, которая может решить эту проблему технически, найти для реализации проекта свои деньги, а потом обратиться в дирекцию программы "Электронная Россия" с тем, чтобы и из ее бюджета были выделены определенные средства. Принцип тут один: не вложил своих денег, ничего от государства не получишь.

- Мы обсудили три блока, а вы неоднократно говорили о четырех.

- Четвертым я считаю подготовку специалистов, которые будут способны работать в сфере внедрения "мягких технологий", изготавливать программный продукт на мировом уровне, использовать новые технологии для создания новой экономики. Кроме того, необходимо развивать учебные программы, обеспечивающие подготовку массовых пользователей. Не секрет, что сегодня компьютер используют чаще всего как пишущую машинку. А нам надо так психологически перенастроить и чиновников, и ученых, и инженеров, представителей других профессий, чтобы они относились к компьютеру, как к источнику большого объема необходимой информации.

- Кто будет решать, какой проект реализовывать, а какой нет, кому выдать деньги, а кому отказать в просьбе о финансировании?

- Межведомственную комиссию возглавляет Г.Греф, координатором и головным заказчиком станет Министерство РФ по связи и информатизации, среди госзаказчиков - Минэкономразвития, Минобразования и Минпромнауки, три российских агентства - авиационно-космическое, правительственной связи и информации при Президенте РФ, РАСУ. Важной рабочей структурой программы будет экспертный совет. Это он будет рассматривать представляемые проекты, оценивать их эффективность. Если проект получит "добро", то на основе Закона "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" будет выбрана фирма, доказавшая свою конкурентоспособность.

- Зарубежная?

- Вполне возможно - российская, таких у нас много.

- Каков предполагаемый эффект от реализации программы?

- Во-первых, будет создана широкая информационная сеть, а это значит, что удастся снизить тарифы для пользователей на 40 - 50 процентов, сделать пользование этой сетью общедоступным. Это значит, что учиться, лечиться, консультироваться по самым разным вопросам, делать покупки, получать любую информацию смогут раз в десять больше граждан по сравнению с сегодняшним днем. Во-вторых, должен вырасти рынок информационно-компьютерных технологий: экспорт программных продуктов будет увеличиваться на 15 - 20 процентов ежегодно и составит к 2005 году более 2 миллиардов долларов США. К 2010 году объем рынка возрастет в 5 - 6 раз.
Наконец, резко увеличатся темпы подготовки новых специалистов по информационным технологиям (к 2005 году их выпуск возрастет до 100 тысяч человек), и, по нашим оценкам, им всем найдутся рабочие места. Мы, наконец, перестанем оказывать "благотворительную помощь" всему миру и будем использовать мозги наших одаренных программистов на благо России.

- И все же еще один вопрос из арсенала пессимистов. Первоначально на 2002 год из федерального бюджета на программу предполагалось выделить 3,3 миллиарда рублей, а дали 600 миллионов. Получается, со старта в кювет?

- Эта ситуация, к сожалению, отражает особенности функционирования нашего бюрократического аппарата. В отличие от многих других программ "Электронная Россия" с самого начала широко и публично обсуждалась, причем с цифрами и развернутыми обоснованиями. Была серия экспертных семинаров в Центре стратегических разработок. Уже с конца апреля на сайте Высшей школы экономики, где был вывешен проект программы, развернулась активная дискуссия между специалистами. В результате в июле прошлого года "Электронная Россия" была одобрена с общим объемом финансирования на 2002 год в 6 миллиардов рублей при 3,3 миллиарда из федерального бюджета. Тогда же Михаил Касьянов произнес знаменательную фразу о том, что у нас два приоритета - дороги и Интернет.
Однако одновременно было принято решение о ее передаче от Минэкономразвития, которое ее официально разрабатывало, в Минсвязи. В итоге в июле-августе, когда в Правительстве формировался проект бюджета на 2002 год, программу некому было опекать, лоббировать - Греф ее уже отдал, а Рейман еще не принял. В этих условиях Минфин и срезал финансирование.
600 миллионов, выделенные на 2002 год, безусловно, не позволят реализовать все цели первого этапа программы. Тем не менее это достаточно большие деньги. И от того, с какой эффективностью они будут потрачены, какой в 2002 году будет реальная отдача от "Электронной России" для общества и экономики, зависит будущее самой программы.


Записала Виктория Молодцова, "Бизнес в России" - прил. к РГ
19.02.2002
Материалы по теме:
Конференция
Минсвязи России
ФЦП «Электронная Россия»
Текст ФЦП
Биография Короткова А.В.
СМИ о ФЦП «Электронная Россия»
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Минсвязи России
Рамблер
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации