ЭСТЕР ДАЙСОН: ПРАВИТЕЛЬСТВО ДОЛЖНО БЫТЬ "ОНЛАЙН"
Интернет пришел к нам с Запада. Однако мировая паутина появилась в России не сама по себе. Один из самых известных отцов-основателей, точнее, матерей-основателей российской информационной индустрии Эстер ДАЙСОН поделилась с обозревателем "Известий" Александром ЛАТКИНЫМ впечатлениями о том, во что превратилось ее детище.
- Вы стояли у истоков многих интернет-проектов в Восточной Европе и России. Сейчас можно подвести результаты их развития. Достиг ли наш Интернет того, чего вы хотели?
- Я не хочу выделять Россию. Если бы я не достигла финансовых результатов, меня бы сейчас здесь не было, поскольку я начинала, не имея ничего. Я добилась большего, чем ожидала. Это приносит удовлетворение. С другой стороны, на Западе был интернет-кризис, в России был 1998 год, и с определенными поправками уроки этих событий одинаковы. Сейчас, опираясь на мой опыт, я могу сказать, что многие компании в России должны быть прибыльными. Я более скептично отношусь к западному рынку.
- Но каковы результаты развития российского рынка? Они более гуманитарные или финансовые?
- Финансовые. Если бы я не делала здесь деньги, я не смогла бы быть инвестором.
- То есть этот бизнес прибыльный?
- Да. Например, ресторанный бизнес очень прибыльный. Идея проста: люди создают хороший ресторан и делают деньги, и люди создают плохой ресторан и теряют деньги. Бизнес должен быть прибыльным, если вы знаете, что делать, если у вас хорошая идея, хорошие люди. Интернет - это бизнес. Я вкладываю деньги и получаю прибыль.
- Что было главным достижением российского Интернета за последние десять лет и что было главным разочарованием?
- На Западе говорят: эти русские такие грустные, такие бедные. Им нужно работать, скажем, 3 часа, чтобы купить кусок колбасы. Но проблема в том, что для производства колбасы тратится 4 часа. Нужно сделать труд более продуктивным, чтобы зарплата людей выросла, чтобы позволить людям покупать компьютеры. И эти компьютеры делают экономику, помогают ее работе. Причем не только благодаря электронной коммерции, банковским переводам через Интернет. Люди начинают общаться, обмениваться электронными сообщениями, становятся эффективными в бизнесе, бизнес становится более прозрачным. Главное достижение не в том, что часть бизнеса ушла в "онлайн", а в том, что изменились ожидания людей.
- А что было главным разочарованием?
- Интернет отражает людей. Характер изменений, которые произошли в России, очень сложный, и они продолжаются. Конечно, некоторые вещи меня не удовлетворяют, но разочарования нет.
- Каковы основные тенденции мирового Интернета и "чувствует" ли российская сеть эти тенденции?
- Тенденции Интернета отражают то, чего ждут люди. Например, тенденции прессы отражают то, что люди читают, о чем говорят. Интернет разделен на две части - на коммерческую и некоммерческую. И обе существуют. И главной тенденцией Интернета является то, что вы можете выбирать. Интернет - это средство.
- Вы считаете, что общество первично и Интернет его отражает. Но средство массовой информации может изменить общество.
- Интернет - это средство выбора. Если вы хотите быть балериной, то будете искать в сети балетные школы. А кто-то распространяет в Интернете компромат. Интернет является средой для пропаганды, рекламы и даже заговора. Маленькие организации могут искать друг друга в сети и достигнуть критической массы. Этот процесс может быть и плохим, и хорошим. И пропаганда может быть и хорошей, и плохой. Если пропаганда убеждает вас чистить зубы, то это хорошо. Но пропаганда может убеждать людей не чистить зубы и стрелять.
- Повод вашего визита в Россию - участие в конференции, посвященной вопросам регулирования и свободы в российском Интернете. Сколько должно быть регулирования в сети?
- Очень немного. Конечно, нужно бороться с воровством денег и с другими преступлениями. Но не должно быть какого-то специального регулирования Интернета, как не должно быть специального регулирования прессы. Но с технической точки зрения для того чтобы Интернет работал, необходимо определить политику, создать стандарты. И это должно осуществляться не правительствами, а пользователями. Что касается ICANN (организация, занимающаяся разработкой правил деятельности в Интернете. - А.Л.), то она напоминает дурную модель российской демократии (смеется). Лучше сами задайте мне вопрос о ICANN, я о ней могу долго говорить.
- Как вы расцениваете усилия ICANN по регулированию Интернета - например, введение новых зон в сети, упорядочение интернет-жизни в самой популярной зоне .COM?
- ICANN делает много ошибок. Вы знаете, я была одним из основателей ICANN, но сейчас эта организация нуждается в реформировании.
- Что вы думаете о программе правительства "Электронная Россия"? Обеспечит ли она нормальную модель Интернета?
- Она, конечно, несовершенна, но вы делаете что-то. Правительство должно быть "онлайн". "Электронную Россию" нельзя считать хорошим окончанием процесса, но это хорошее начало.
- Наши СМИ называют вас мамой, сестрой, тетей, спонсором, экспертом российского Интернета. Какое имя вам больше всего нравится? Какова ваша роль в интернет-сообществе?
- Единственное запрещенное имя - "бабушка". (Это слово Эстер Дайсон произносит по-русски и смеется). Есть такой персонаж при дворе короля или царя, который бегает в смешном колпаке и шутит. Такой человек говорит всем правду. Это роль, которая мне нравится.
* * *
СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"
Эстер Дайсон окончила Гарвард по специальности "экономика" и начала карьеру в 1974 году. В 1983 выкупила компанию и, переименовав ее в EDventure Holdings, занялась инвестициями. Живет в Нью-Йорке, США. С 1989 года начала активную деятельность в Восточной Европе, и сейчас ее компания владеет пакетами в нескольких проектах, в том числе и российских. Выпускает журнал Release 1.0, автор ряда книг о роли Интернета в бизнесе и жизни, пишет колонки для New York Times.
Александр ЛАТКИН, N 33 (26112), cтраница: 5, "Известия"
22.02.2002
|