ПРАВИТЕЛЬСТВО СТАНОВИТСЯ ПРОЗРАЧНЫМ.
В ОФИЦИАЛЬНО ПРИНЯТОЙ в начале этого года государственной программе "Электронная Россия" прописано формирование в течение нескольких ближайших лет так называемого "электронного правительства".
Этот термин означает такую систему государственного управления, при которой деятельность официальных ведомств и служб, включая функцию управления, фиксируется на электронных носителях, вся организационно-распорядительная документация публикуется в сети Интернет и становится соответственно тем самым доступной каждому гражданину. Параллельно будет расти число, если говорить языком специалистов, "средств доступа", то есть компьютеров, другого оборудования и линий связи. Таким образом речь идет о том, чтобы обеспечить прозрачность функционирования всей системы государственного управления.
У некоторых государственных структур свои сайты уже есть. Но они в большинстве своем являются лишь прообразом информационной системы, которую только предстоит построить.
Летом 2001 года по поручению Правительства независимая экспертная группа проанализировала состояние официальных сайтов министерств и ведомств с точки зрения удобства навигации, оформления, полноты информации и наличия дополнительных возможностей. В июне на совещание в Белом доме были приглашены представители веб-служб. Они получили задание - до конца года завершить создание официальных сайтов достойного уровня, поместить на них официальные документы, информацию о происходящих в отраслях событиях, создать возможности для интерактивного общения, обеспечить пользователю получение информации напрямую через сайт.
По замыслу, все официальные серверы должны быть доступны через главный правительственный портал - www.gov.ru.
2001 год завершился. Но можно ли считать, что сегодня официальные сайты соответствуют требованиям времени, а, главное, могут выполнять свою основную функцию - обеспечивать прозрачность деятельности государственных органов, интерактивное общение как корпоративное, так и на уровне гражданин - ведомство? К сожалению, судить об этом непросто - не слишком удобен для навигации главный портал "Официальная Россия". Например, новый дизайн сайтов можно оценить, лишь зайдя на сервер правительства - www.government.gov.ru.. Там необходимо выбрать список министерств и ведомств, после чего последовательно нажимать на активные ссылки "официальный сервер" под каждым пунктом списка. Если же вы откроете перечень непосредственно с главной страницы портала, то вас ждет разочарование - адреса большинства официальные сайтов там просто не указаны, а некоторые ссылки, например на сайт Минздрава, ведут на устаревшие веб-страницы, до сих пор открытые доступу, хотя уже работает официальный сайт нового дизайна.
Хотя большинство федеральных органов (за исключением лишь некоторых) так или иначе открыли свои новые Интернет-страницы, многие официальные веб-страницы грешат тяжеловесностью, что имеет значение для пользователей, вынужденных считать свой входящий трафик. Некоторые сайты государственных органов с трудом тянут даже на домашнюю любительскую страничку, выполненную с помощью программы-конструктора. Так, сайт Министерства по антимонопольной политике и предпринимательству отличает убогое оформление, там даже не предусмотрено возможности для обсуждения тех или иных решений ведомства, например, волнующих каждого россиянина уровня тарифов. В качестве "горячей новости" там предлагаются события, датированные... июнем прошлого года. Аналогичной "оперативностью" отличаются новости с сайта Минобороны. В числе последних новостей, например, там фигурирует сентябрьский теракт в США. Явно мало внимания уделяют своему виртуальному имиджу в Минпромнауки - сайт с примитивным дизайном как-то не вяжется с обликом ведомства, которое является своим для самых высокообразованных людей страны.
Сайт МВД напоминает в этом отношении наглядную агитацию из красного уголка советских времен. А после посещения сайта Минюста остается нехороший осадок - все законодательные акты там можно получить, но за отдельную плату. Безусловно, это можно считать онлайновой услугой, но что касается этической стороны дела, то тут возникают сомнения: к законодательным актам своей страны у граждан должен быть совершенно открытый доступ.
Несколько сайтов, напротив, имеют немало достоинств. К примеру, вполне оправдывает свой имидж и профильную ориентацию Минсвязи - сайт этого ведомства создан с применением современных технологий, имеет весьма достойный дизайн, понятную и логично организованную архитектуру. Даже не самый "продвинутый" пользователь сможет здесь сориентироваться. А для специалистов на сайте - сообщения о грядущих событиях, отраслевые новости, в том числе регионального характера. Кроме того, ведется ежедневный мониторинг прессы по тематике министерства, результаты доступны с главной страницы - с активными ссылками на текст публикации. Все посетители сайта освоили также форум и чат, они задают вопросы и получают ответы у чиновников министерства.
Вполне использует современные возможности Интернет Минэкономразвития, на сайте которого оперативно отслеживаются и освещаются самые последние события, и даже есть страничка анекдотов про экономистов. Очень неплохое впечатление оставляет страничка МИД, которую, ко всему прочему, можно читать на разных языках. Полезно и приятно также посетить сайт Минналогов и сборов. Здесь много информации, интересной каждому гражданину.
В целом можно отметить, что виртуальный облик большинства государственных органов действительно изменился в сторону открытости. И, хотя результаты еще далеки от идеала, активность различных ведомств прослеживается совершенно четко. Видно, кто готов к прозрачности, а кто предпочел бы еще потянуть время или создать видимость за счет эффектных заставок, заслоняющих пустоту содержания. Таково свойство Интернета - все на виду...
Нина Пересветова, 38, стр. 10, Российская Газета
01.03.2002
|