Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

«Электронная Россия: проблемы и перспективы»
Интернет-конференция

Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия»


ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЗАПОР И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ.

Любой гражданин России имеет право знать о своем государстве все (за исключением тех его тайн, которые считаются тайнами по закону). Однако реализовать это право на практике может далеко не каждый. О том, стоит ли государству быть прозрачным, и если да, то как этого добиться, спорили участники третьей Всероссийской конференции "Информационная безопасность России в условиях глобального информационного общества".

Ъ

Права граждан и организаций на доступ к информации закреплены законом "Об информации, информатизации и защите информации". В статье 12 этого закона сказано, что граждане и организации имеют право на доступ к государственным информационным ресурсам и при этом не обязаны обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации. Единственным исключением является информация с ограниченным доступом'. государственная тайна и конфиденциальные документы. В статье 10 того же закона указан перечень видов информации, которую нельзя относить к группе ограниченного доступа. В него внесены законодательные акты, документы с демографической, экологической и другой информацией, данные о деятельности государственных органов, использовании бюджетных средств, состоянии экономики и уровне жизни населения. В общем, как раз та информация, ради которой представителям бизнеса и гражданам зачастую приходится писать многочисленные запросы в канцелярии - и получать немотивированные отказы.

Причины закрытости

Нормализация процессов обмена информацией между государством и обществом - одна из наиболее излюбленных тем конференций и совещаний. Вот и на недавней конференции в Госдуме этой проблеме было посвящено отдельное заседание в рамках секции "Проблемы обеспечения доступа к открытой информации в РФ: ресурсы, технологии, безопасность". От предыдущих оно отличалось тем, что проходило в новых правовых условиях, возникших после принятия федеральной целевой программы "Электронная Россия". В главе 3. 2 программы, на которую ссылались все выступавшие, говорится, что органы власти обязаны раскрывать информацию, в том числе через Интернет. По логике за этой декларацией должны последовать проекты по повышению информационной открытости госведомств.

Как отметил заместитель руководителя департамента по информатизации Минсвязи РФ Иван Курносов, причины нынешней закрытости органов власти можно разделить на три сферы: правовые, организационные и технологические. Последние, возможно, самые серьезные. В России зачастую владелец информации даже при всем желании не может технически обеспечить доступ к ней. Когда весь ведомственный архив хранится в многотомных бумажных подшивках, да еще в разных местах, издержки на получение нужной выборки превышают как реальную стоимость самой информации, так и бюджетные возможности ведомства. Выход - в использовании информационных технологий. Первым шагом должно стать создание электронной базы данных в каждом ведомстве, располагающем общедоступной по закону информацией. Следующий шаг - объединение разрозненных электронных архивов в единую базу.

Потратив деньги на автоматизацию, в дальнейшем можно значительно снизить издержки на поиск и выборку информации. Кроме того, раз уж граждане не обязаны обосновывать свои информационные запросы, доступ к ведомственным базам данных можно сделать свободным - через Интернет. Разумность такого подхода не отрицают и в правительстве, но опять не хватает ресурсов. По словам Ивана Курносова, на поддержку одного wеb-сайта ведомство должно отрядить пять-десять квалифицированных специалистов, для многих это непозволительная роскошь. Впрочем, как пообещал господин Курносов, в ближайшие недели будут объявлены первые конкурсы на реализацию проектов по информатизации госведомств в рамках "Электронной России".

Не только граждане, но и сами чиновники страдают от информационных запоров. О том, как сложно бывает порой получить информацию от своих коллег, рассказала начальник управления информационных технологий МАП РФ Ирина Задирако. По каждой из 20 тыс. корпоративных сделок, которые ежегодно рассматривает антимонопольное министерство, необходимы экономические показатели для оценки последствий поведения участников рынка. Но запросы в соответствующие ведомства месяцами остаются без ответа или на них поступают невнятные отказы. По мнению госпожи Задирако, происходит это из-за того, что чиновники не всегда следуют букве закона, так что информационная открытость поможет и в борьбе с коррупцией.

Лекарство от организационного маразма

Западный опыт показывает, что информационная открытость власти вполне достижима. В США, например, роль коллектора ведомственной информации выполняет специальная организация GILS (Global Information Locator Service), куда все федеральные учреждения США, а их более 800, обязаны предоставлять информацию. Как рассказал директор НТЦ "Информрегистр" Минсвязи РФ Александр Антопольский, это предписание неукоснительно выполняется, поскольку поддерживается чисто экономическими стимулами. Если какая-либо бюджетная организация "зажимает" сведения, ее финансирование тут же сокращается или вовсе прекращается.

В администрации президента США, по сведениям директора по связям с государственными организациями компании Avaya Владимира Рубанова, о необходимости информатизации госорганов задумались еще в начале 90-х годов. Вице-президент Альберт Гор (Albert Gore), обследовав состояние органов государственного управления, поставил тогда государственной машине три диагноза: организационный маразм, несвязность управления и финансовый тромбоз. В качестве лекарства были прописаны информационные технологии, и сейчас в Америке реализован принцип одного сайта. Любой посетитель портала администрации президента может легко добраться до любого ведомства и получить нужную информацию в электронном виде.

Комплексное лечение

Правда, чтобы догнать Америку, России нужно преодолеть так называемый цифровой разрыв: подавляющему большинству россиян Интернет-интерфейс недоступен. В российской провинции даже далеко не все организации могут получать информацию через Интернет. Согласно результатам исследования, проведенного среди жителей уральских городов Институтом гуманитарных коммуникаций, о которых доложил директор института Иосиф Дзялошинский, возможность получения информации от госорганов через интернет имеют не более 10% населения. Одна из причин этого - заоблачные тарифы региональных интернет-провайдеров. Впрочем, конкуренция на рынке услуг по доступу в Интернет и разумное регулирование рынка со стороны Минсвязи должны привести к снижению цен. С другой стороны, появление значительных информационных массивов в открытом доступе станет хорошим стимулом для приобщения граждан к Интернету. Так что, сделал вывод господин Дзялошинский, дожидаться стопроцентной явки россиян в Интернет не стоит - действовать нужно уже сейчас. К тому же наряду с Интернетом можно использовать обычный телефон для получения информации в специализированных справочных службах. Как отметил Владимир Рубанов, охват населения телефонными сетями гораздо шире, а по функциональности этот способ не сильно проигрывает доступу к базам данных через wеb-интерфейс. Здесь можно использовать все возможности современной телефонии - от традиционных барышень-операторов до тонального набора и уже доведенных до ума технологий распознавания голоса.

Пока чиновники обсуждают проблему раскрытия информации и обеспечения доступа к ней, функции государства, не удовлетворяющего спрос со стороны общества, берут на себя отдельные граждане и общественные организации. Так, созданный НАУФОР Интернет-проект СКРИН "Эмитент" стал реальной альтернативой ФКЦБ: этот сайт аккумулирует информацию обо всех российских эмитентах и распространяет ее по платной подписке. Всякий знает, что на любом развале с CD можно в открытую купить базу МГТС, а из-под прилавка продаются вещи куда серьезнее - например, база ГИБДД. По-видимому, у чиновников есть еще одна веская причина скрывать информацию: зачем бесплатно отдавать то, что можно с выгодой продать.

Фото:

- Замначальника департамента информатизации Минсвязи Иван Курносов обещает, что в ближайшие недели будут объявлены первые конкурсы на информатизацию госведомств


АЛЕКСЕЙ ПЫЛАЕВ, 27, стр. 8, Коммерсант
15.02.2002
Материалы по теме:
Конференция
Минсвязи России
ФЦП «Электронная Россия»
Текст ФЦП
Биография Короткова А.В.
СМИ о ФЦП «Электронная Россия»
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Минсвязи России
Рамблер
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации