В СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ ПРИВЕЗУТ ДРОВА.
Иначе компьютеры замерзают в классах
На вопросы "куда мы идем?", "каков общество строим?" сегодня не могут ответить ни политики, ни социологи. Ученые рассуждают о том, что вот, моя, поменяются два-три поколения, и все образуется. Политики напирают на социально ориентированную рыночную экономику. Кстати, никто не знает, что это такое. Остается серьезная проблема: как объяснить детям всю сложность текущего момента? Ведь авторы учебников это взрослые, которые родились и выросли в Советском Союзе. Какие идеалы им близки? Какое мышление возьмет верх, когда они будут рассказывать об истории или литературе, демократическое или тоталитарное?
Летом на стол премьер-министру Михаилу Касьянову положили учебники по истории, в которых объяснялось, что только печальное стечение обстоятельств не позволило старшему поколению построить в Советском Союзе общество процветания и благоденствия - очень развитой социализм. Естественно, распад Советского Союза - это роковая ошибка. Остается надеяться на то, что дети унаследовали привычку родителей к двойному стандарту - говорю одно, а думаю другое.
Правительство решило обратить на учебники особое внимание. С этой целью в издательство "Просвещение" был отправлен целый десант сотрудников Министерства образования. Десятилетия издательство "Просвещение" было монополистом в деле издания учебников. Исключительное положение всегда расслабляет. А сегодня единственное в России государственное издательство должно сыграть серьезную роль в реформировании российской школы и выпустить учебники нового поколения, которые будут не только политически грамотными, но и занимательными.
На конференции "Роль учебника в обновлении школьного образования" генеральный директор издательства "Просвещение" Александр Михайлович Кондаков рассказал об учебниках нового поколения, которые рождаются в недрах издательства.
Сегодня в Министерстве образования уже существует четкое понимание того минимума знаний, которым должен обладать выпускник школы.
Российское правительство приняло программу "Электронная Россия", на реализацию которой уже выделено 56 миллиардов долларов. Сегодня компьютеры есть даже в сельских школах, но преподаватели не умеют на них работать. Александр Михайлович привел свой разговор с директором одной из сельских школ Псковской области. "Как идет компьютеризация?" - "Хорошо, дрова уже завезли". При чем здесь дрова? Оказывается, раньше школы по ночам не отапливались. Но после того как в них установили компьютеры, местные власти вынуждены искать деньги на дополнительные дрова, чтобы топить в школах и по ночам.
Россия присоединилась к мировой образовательной традиции и открыла российский образовательный портал в Интернете. Сделали мы это на несколько лет позже Индии, Китая и Аргентины. Теперь любой желающий может отправиться в мировую сеть и по адресу EDU.RU получить знания по всем предметам школьной программы в увлекательном электронном виде.
На конференции был продемонстрирован электронный учебник по химии. Учителя наблюдали за ним, открыв рот. Играет музыка, химические модели двигаются, реакция происходит на наших глазах, дети будут в восторге.
В российской педагогике скоро появится новое понятие - "образовательный минимум". Это то, что школа и учебник должны дать ученику. Но еще вопрос, согласится ли он это взять. Для того чтобы измерить этот минимум, ученые разрабатывают сейчас "измерители" - тесты, задачи, вопросы.
Проанализировав содержание учебных программ, ученые пришли к выводу, что программы 5-го и 6-го классов - в основном гуманитарные. Хотя дети этого возраста уже интересуются астрономией, химией, физикой. В результате все эти предметы в самой тяжелой форме сваливаются на ребенка в 7 - 9-м классах.
Старшая школа в ближайшее время станет профильной. Считается, что десятиклассник уже в состоянии примерно обозначить круг своих будущих профессиональных интересов. Для того чтобы ребенку было из чего выбирать, профилей у старших классов будет много.
***
цифры
Учебники дышат на ладан
Абсолютное большинство школьников получают учебники в своих школьных библиотеках. Это 84 процента детей в начальной школе и 90 процентов - в 5-11-м классах. Речь идет о среднестатистических данных, и ситуация в разных районах города существенно отличается друг от друга. Например, для родителей, живущих в Красносельском, Калининском или Красногвардейском районах, статистика вряд ли послужит утешением: здесь доля родительских средств на учебники в начальной школе составляет около 40 процентов. А 88 процентов книг в начальной школе и 69 процентов в 5 - 11-м классах Курортного района устарели во всех смыслах и не должны выдаваться детям.
Средняя продолжительность жизни учебника - четыре года. Все книги, выпущенные до 1998 года, уже физически устарели. В среднем по городу таких учебников чуть больше половины (от 55 до 67 процентов в зависимости от класса). "Средний возраст" школьного учебника в нашем городе составляет шесть лет, хотя, скажем, в Петроградском районе и Кронштадте книги гораздо старше.
В целом по городу требуют списания из-за сильной изношенности 32 процента книг. И еще практически каждый десятый учебник необходимо заменить "по причине устаревшего содержания".
Важный показатель (особенно при дефиците средств на учебную литературу) - доля невостребованных учебников: 7 процентов в среднем по городу. Учитель может сегодня потребовать от родителей покупку любого учебника.
На коллегии Министерства образования было решено сократить федеральный перечень учебных изданий, рекомендованных министерством, почти в 4 раза. Региональный перечень, который составляют в Комитете по образованию, базируется именно на этом списке. В министерстве обещают, что будут отобраны только очень хорошо зарекомендовавшие себя книги. Остальным придется проходить строгую апробацию, как это было лет 15 - 20 назад.
На 2002 год на учебники из городского бюджета предполагается выделить 22 миллиона рублей. Однако с возвращением НДС на учебную литературу цены на книги вырастут на 50 процентов.
***
ЖАЛЬ. ЧТО НЕ У НАС...
Английский троечник хорошо учит иностранцев
Если внимательно прочесть школьные учебники по точным наукам, может создаться впечатление, что цель автора учебников - максимально наскучить ребенку и вызвать у него стойкое отвращение к физике, математике и химии.
Особая тема - это изучение иностранного языка. Учебника, в котором английский язык не был бы сложным и скучным, в нашей стране не существует. А вот шведы почему-то умудрились выпустить серию учебников английского языка, которые читаются на одном дыхании. Тексты забавны и познавательны. Грамматика воспринимается как инструмент, необходимый для прочтения страшно интересных вещей. Каждый учебник написан с учетом возраста школьника. Учебник для подростков состоит из рассказов о жизни тинейджеров в англоговорящих странах, о приключениях мальчика, которого трудно назвать образцом для подражания. Он плохо учится в школе, не занимается спортом и пьет пиво. Но его похождения вызывают приступы хохота. Постепенно забываешь, что читаешь об этом на английском языке. Грамматика чередуется в этих учебниках с ситуациями, в которых оказывается каждый турист. Ребенок мгновенно запомнит разговорную лексику, которая используется на вокзале, в магазине, в кафе. Тактично преподаются правила хорошего тона, рассказывается о причудах англичан и американцев. После прочтения такого учебника хочется путешествовать и учить английский язык.
Материалы подготовила Елена ШУЛЬГИНА, 28, стр. 5, Смена
19.02.2002
|