ЭЛЕКТРОННАЯ... ПОЛИКЛИНИКА.
"Фантастика!" - услышала я реплику главных врачей лечебных учреждений Ставрополя во время презентации комплексной информационной системы управления, разработанной московской фирмой "Крою" для автоматизации всех этапов оказания медицинской помощи. Эта технология в сфере здравоохранения используется совсем недавно. Пока она апробирована в ведущих клиниках Москвы и некоторых регионах России. Возможно, в ближайшем будущем электронная "Поликлиника" будет внедрена и в нашем крае. Именно так называется компьютерная информационная система, призванная облегчить работу первичного звена здравоохранения.
Действительно, трудно представить отсутствие в поликлинике привычных амбулаторных карт, которые постоянно теряются. А уж тем более без нервотрепки по поводу предварительной записи к "узким" специалистам, когда приходится с утра пораньше занимать очередь в регистратуре, после длительного ожидания услышать ответ - "талоны закончились", "врач на больничном". С внедрением автоматизированной информационной системы (АИС) эти проблемы, по словам ее разработчиков, снимаются сами собой. Амбулаторную карту заменяет электронная. К врачу можно записаться на прием, позвонив из дома или во время посещения терапевта. Сказка, да и только! А потому мы попросили рассказать Станислава Окопного, менеджера фирмы "Крок", как работает чудо-система, какие блага принесет она и медикам, и больным.
- АИС "Поликлиника" - это единая автоматизированная информационная система, которая связывает между собой все подразделения лечебного учреждения, - рассказывает Станислав Геннадьевич. - Доступ к ее данным имеют и врачи, и сотрудники лабораторных, диагностических служб, регистратуры. Тот же терапевт с помощью компьютерной сети может прямо на рабочем месте заглянуть в график работы кардиолога или другого специалиста, записать на прием к нему больного в свободную графу, причем выбрать удобное для человека время и день. И это - без регистратуры и предварительного согласования с кем-либо. "Узкие" специалисты таким образом заранее знают, кто к ним придет, на первичный или повторный прием, с каким диагнозом. Еще до прихода больного врач может просмотреть его электронную амбулаторную карту, в которую заносится вся информация о состоянии здоровья пациента, исследованиях, проведенном лечении. За результатами обследования не нужно бегать по кабинетам и лабораториям. Они сразу попадают в электронную амбулаторную карту. При необходимости эта информация извлекается в считанные минуты.
Все мы знаем, сколько времени уходит у врачей на заполнение амбулаторных карт, выписку рецептов и т. д. Чтобы уложиться в график приема больных, врачи порой не отрывают головы от бумажек. АИС "Поликлиника" сокращает до минимума сбор данных о болезни пациентов. В компьютерной программе уже расписаны симптомы той же простуды, врачу остается только "убрать" лишние, внести недостающие. В этом же "наборе" содержится стандарт лечения при определенном диагнозе с указанием конкретных медикаментов, причем самых современных (не нужно и в справочник заглядывать, вспоминая их названия), методов обследования. Забота врача - выяснить, какие из лекарств больной не переносит и какие из них человеку доступны по цене. Это особенно помогает начинающим специалистам. Система также снабжена и обширной нормативно-правовой, справочной медицинской информацией. Она всегда под рукой у врачей. Не нужно рыться в литературе, консультироваться с коллегами.
АИС "Поликлиника" облегчает руководителю учреждения контроль за работой своих сотрудников. В любой момент, заглянув в компьютер, он может проверить, сколько человек принял специалист, грамотно ли проводит лечение.
И еще очень важный момент. Поликлиникам приходится тратить много сил и времени на различные статотчеты. Для этого приходится перерывать кучу всевозможных документов. АИС "Поликлиника" облегчает аналитическую работу. Например, выявить рост заболеваемости среди такой-то возрастной группы и на определенной территории проживания.
- Вы рассказывали врачам об идентификации пациентов и бумажных амбулаторных карт с помощью системы штрих-кода. Зачем она нужна?
- Система штрих-кодирования ускоряет работу сотрудников регистратуры, лабораторий. Не нужно искать карту пациента, проверять правильность написания его фамилии, имени и отчества. Эта информация зашифрована в идентификационном коде, который наносится на документ, тот же пропуск, подтверждающий право конкретного человека обслуживаться в поликлинике. Сканер считывает код, устанавливая личность больного. И все, регистратор может записывать его на прием к врачу.
С.Окопный рассказал о том, что их специалисты сейчас разрабатывают аналогичную автоматизированную информационную систему для стационаров. При ее объединении с АИС "Поликлиника" отпадет необходимость в дублировании исследований, улучшится преемственность в лечении больных. Сейчас, например, пациенты лечебных учреждений, где работает АИС "Поликлиника", отправляются в один из санаториев Краснодарского края не с куцей выпиской, а с копией электронной амбулаторной карты, записанной на маленький диск.
Руководители медучреждений одобрительно отозвались о новой разработке фирмы "Крок". Но в то же время выразили и сомнение: внедрение системы, как всегда, застопорится из-за отсутствия финансирования. Они поинтересовались у представителей министерства здравоохранения края, присутствовавших на презентации, возможно ли выделение средств в рамках целевых программ как на федеральном, так и на краевом уровнях.Правительство России сейчас уделяет большое внимание информатизации различных сфер нашей жизни. Недавно утверждена федеральная программа "Электронная Россия". Разработана аналогичная и в крае. От того, сколько средств будет выделено на информатизацию здравоохранения, зависит будущее сферы.
Лариса ДЕНЕЖНАЯ., 24, стр. 4, Вечерний Ставрополь
06.02.2002
|