ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ.
Автоматизация учета для бюджетных учреждений. Состояние и перспективы
Данная статья отражает основные проблемы, поднятые автором на конференции "Совершенствование бухгалтерского учета и налогообложения в бюджетных организациях", прошедшей в декабре прошлого года в рамках Конгресса бухгалтеров и аудиторов России "Учет, налоги, аудит 2001".
С принятием новых инструкций по ведению учета и подготовке отчетности в бюджетных учреждениях учет стал более аналитическим, значительно возросло количество регистров учета, которые следует вести, и количество отчетных форм, которые необходимо представлять. Кроме того, существенно сократились сроки представления бухгалтерской отчетности. Все это вынуждает применять для ведения учета и подготовки отчетности современные средства автоматизации.
По оценкам экспертов, до 70% бюджетных учреждений имеют те или иные средства автоматизации бухгалтерского учета, различающиеся технической оснащенностью, качеством программ, уровнем охвата автоматизации и степенью удовлетворенности пользователей. По нашим оценкам, в среднем по России эта цифра значительно меньше. Кроме того, многие бюджетные программы создавались еще под старую инструкцию по ведению бухгалтерского учета и сегодня уже не соответствуют ни уровню необходимой поддержки, ни динамике новых требований. В большей части это связано с общеэкономическими и ведомственными проблемами, слабым финансированием и недостаточной самостоятельностью в приобретении как современной компьютерной техники. так и нужного программного обеспечения.
Принятая летом этого года федеральная целевая программа "Электронная Россия на 2002-2010 гг". (ФЦП) призвана изменить сложившееся положение. Основной ее целью является повышение эффективности функционирования экономики и государственного управления на базе информационных компьютерных технологий.
В рамках ФЦП планируется переход государственного управления на электронный документооборот, подключение к телекоммуникационным сетям и обеспечение доступа в Интернет для органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных организаций в области науки, образования, здравоохранения, культуры.
На первом этапе реализации ФЦП закладываются правовые основы применения современных информационных технологий. Так, например, принят закон об электронной подписи - правовая основа для обмена персонально заверенной информацией в электронном виде, поучающей статус полноценного документа.
Переход государственного управления на электронный документооборот предполагает использование информационных технологий (ИТ), в том числе для ведения бухгалтерского учета и сбора в электронном виде бухгалтерской и налоговой отчетности.
Решения от "1С"
Фирма " 1 С" предлагает для бюджетных учреждений типовые решения для ведения учета и подготовки сводной бухгалтерской отчетности, ведения кадрового учета и расчета заработной платы. Это программы "Бухгалтерия для бюджетных организаций" и "1 С: Свод отчетов", "1 С: Зарплата и Кадры". Кроме того, есть ряд совместных решений для ведения бухгалтерского учета в учреждениях системы Министерства обороны и других силовых ведомств, расчета денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, по учету диетического питания в больницах и госпиталях, по начислению стипендий и т. д.
В типовых решениях от "1С" широко используются последние достижения безбумажного документооборота. Это касается ведения бухгалтерского документооборота, обмена информацией о расчетно-платежных операциях с системами типа "клиент - банк", получения курсов валют и загрузки их непосредственно в классификатор валют, загрузки в электронном виде обновленных государственных классификаторов - бюджетных и классификаторов ОКОФ, ЕНАОФ, возможности выгрузки в электронном виде бухгалтерской отчетности бюджетополучателя с дальнейшей загрузкой ее распорядителем бюджетных средств для подготовки консолидированного отчета и многого другого.
Одним из видов поддержки легальных пользователей программ является приведение таких продуктов в соответствие с изменениями в законодательстве. Мы стараемся оперативно вносить все законодательные нововведения в программы и своевременно доводить эти изменения до пользователей. Кроме того, ежеквартально обновляются комплекты регламентированной отчетности, позволяющие составить бухгалтерский отчет, а также налоговую и статистическую отчетность, по которой отчитываются бюджетные учреждения.
Такие обновления предоставляются пользователям бесплатно в случае их получения самими пользователями в "1С" или у региональных партнеров фирмы или на диске информационно-технологического сопровождения (ИТС) "1С: Пред приятия", распространяемом по подписке.
При наличии доступа в Интернет обновления как программ, так и комплекта отчетов можно производить непосредственно с сайта фирмы "1С".
Типовые решения от "1С" используются десятками тысяч бюджетных учреждений России, а также изучаются или берутся за основу при разработке региональных решений в республиках бывшего СССР. Это накладывает огромную ответственность на разработчиков программы.
При разработке и сопровождении тиражных программ для бюджетных учреждений возникают следующие задачи, которые требуют решения.
Необходимость дальнейшего совершенствования и повышения качества законодательных актов (и не только для бюджетных учреждений). Качество составления многих нормативных документов оставляет желать лучшего. Не удалось избежать недостатков и в новой редакции Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (от 30.12.99 N 107н). Некоторые тексты инструкции воспринимаются неоднозначно, какие-то насущные вопросы ведения бухгалтерского учета пока не нашли отражения в этом базовом документе, отдельные разделы излагаются в общем виде, излишне бегло - предполагается, видимо, что необходимые детали или подробности могут быть представлены в других документах. Так, в частности, сведения по ведению мемориально-ордерной формы учета действительно когда-то публиковались в документах 30-60-х годов прошлого века, но современные бухгалтеры их не знают и не могут отыскать. В общедоступных электронных базах нормативных документов, таких как "КонсультантПлюс", "Гарант", "Кодекс", эти документы отсутствуют, так как считается, что они устарели. Особенно трудно бухгалтерам организаций, которые ранее вели учет по
Плану счетов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а теперь переведены на бюджетный План счетов.
Понятно, что нельзя все на свете вместить в один нормативный документ или сделать его идеальным, но этого никто и не требует. Вполне возможен своевременный выпуск дополнительных методических рекомендаций, а вот с подобными разработками в последнее время у наших чиновников почему-то не складывается. Названная выше инструкция не лишена и ошибок, в частности приводятся ссылки на формы унифицированных первичных документов, не действующие с 1999 г., и т.п.
Одним из видов поддержки легальных пользователей программ является возможность получить консультации по "горячей линии" - по телефону, электронным или обычным каналам связи. Предполагается, что в основном это должны быть консультации по использованию программ. К сожалению, большая часть вопросов, которые приходят на нашу линию консультации от пользователей-бюджетников, касается не технологии использования программ, а порядка отражения в бухгалтерском учете той или иной ситуации, финансово-хозяйственной операции. Иногда вопросы возникают из-за того, что невнимательно читали упомянутую инструкцию, но чаще - из-за неоднозначности или отсутствия в инструкции по ведению учета разъяснений по отражению конкретной операции, ситуации. К сожалению, разъяснения наших специалистов, даваемые с позиций бухгалтерской практики и здравого смысла, не могут служить правовым основанием, так как для проверяющих органов аргументом может быть только ссылка на нормативный документ. Поэтому приходится переадресовывать пользователей в Минфин или МНС России.
Своевременная публикация изменений в законодательстве, в том числе и по ведению бухгалтерского, налогового учета и т. п. К сожалению, практика последних лет такова, что подготовка изменений в законодательстве затягивается до последнего момента. Нередка ситуация, когда очередной указ (приказ) об изменениях вводит в действие нормативный акт задним числом, также не принимается во внимание необходимость переработки и внесения изменений в соответствующее ПО.
Это создает определенные трудности даже при ведении учета вручную, не говоря уже про автоматизированный учет, поскольку разработчикам ИТ требуется время на то, чтобы осмыслить изменения законодательства, внести соответствующие переделки в программное обеспечение и довести обновления до пользователей.
Публикации новых нормативных документов или материалы об изменениях в законодательстве должны предполагать наличие необходимого подготовительного периода (в том числе и на автоматизацию) перед введением таких новаций и выходить заранее, с учетом этого обстоятельства.
Единые форматы обмена данными. Переход государственного управления на электронный документооборот требует скорейшей разработки единых форматов (открытых стандартов) обмена данными.
Сейчас на практике электронный документооборот применяется:
при сборе квартальной и годовой бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений:
при обмене информацией о платежно-расчетных документах;
при передаче реестров на финансирование.
На сегодняшний день единого программного обеспечения, например по сбору бухгалтерской отчетности, не существует. Даже форматы обмена данными, разработанные Минфином для представления бухгалтерской отчетности, различны по федеральному и местным бюджетам.
Что же говорить о форматах передачи данных, о платежных документах или реестрах, когда что ни программа, то свой формат. И если бухгалтерская программа имеет широкое распространение, задача поддержания многочисленных форматов обмена данными перерастает в серьезную проблему.
Разумеется, разом перевести все бюджетные учреждения на использование единой технологии и программного обеспечения и нецелесообразно, и дорого, и проблемы будут с сопровождением в масштабах такой страны, как Россия, да и вообще это может быть даже и недемократично. Гораздо проще и дешевле было бы выработать соответствующие государственные стандарты обмена данными, общедоступные и единые как для принимающей, так и для передающей стороны (программы).
Подготовка бухгалтерских кадров. Не секрет, что в силу ряда причин в бухгалтерских службах бюджетных организаций работает не самая подготовленная часть бухгалтерских кадров. Это относится не только к рядовому, но, к сожалению, и к руководящему составу бюджетных бухгалтерских служб.
Принятие программы "Электронная Россия" в свою очередь требует освоения пользователями-бюджетниками современных офисных программ и программ автоматизации бухгалтерского учета, овладения навыками работы с интернетом. Вот почему профессиональная подготовка и переподготовка бухгалтерских кадров является сегодня насущной необходимостью.
Тем актуальнее создание и внедрение программы подготовки на аттестат "Профессиональный бухгалтер" для бухгалтеров государственных органов и бюджетных учреждений и включение в нее раздела по информационным технологиям.
Здесь и региональные отделения Института профессиональных бухгалтеров могли бы включиться в работу по обучению и аттестации бюджетников, чем внесли бы свой вклад в общее дело.
Ксения СЕРГЕЕВА Фирма "1С", 2, стр. 33-35, Бухгалтер и компьютер (приложение к журналу Бухгалтерский учет)
18.02.2002
|