Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта

«Электронная Россия: проблемы и перспективы»
Интернет-конференция

Обзор публикаций СМИ о ФЦП «Электронная Россия»


ПОЧЕМУ ЗАЧАХ "ЗУБР"?

Думцы забыли об идеологических разногласиях и ударились в лоббизм

Два года назад в только что избранной Государственной думе немедленно появились первые неформальные объединения депутатов - межфракционные группы. Интерес, объединивший законодателей из разных фракций, был откровенно лоббистским: борьба за продвижение законов, выгодных конкретным отраслям. Началось все с двух групп - Аграрной и ТЭКовской. Но затем думское "легальное подполье" начало бурно развиваться вширь и вглубь. К концу прошлого года, по оценкам депутата Владимира Катренко, количество неформальных объединений достигло трех десятков, а численность некоторых из них заметно превысила 100 человек. Для сравнения: официальных фракций в Думе всего 9, и в самой большой из них (КПРФ) состоит 84 законодателя.

При прежних составах Думы межфракционные группы тоже существовали. Однако их общее число было заметно скромнее, и цели они перед собой ставили в основном политические или рекламные. Но главное - по их названию можно было судить о делах, которыми собирались заняться депутаты: "Анти-НАТО", например. Сегодня на первый план вышли представители интересов финансово-промышленных групп и региональных элит, а названия возглавляемых ими объединений уже не столь информативны.

Большинство из них открыто заявляет о своих целях - оказании давления на "неопределившихся" депутатов, правительство и общественное мнение, с целью сделать законодательство более удобным для конкретных отраслей или групп бизнесменов. Группа "Энергия России" (одна из самых многочисленных, включающая 120 депутатов) прямого отношения к РАО "ЕЭС" не имеет. Она отстаивает интересы нефтегазовых предприятий, традиционно ориентированных на экспорт. "Электронная Россия" - отнюдь не клуб любителей российского телевидения, а объединение, помогающее государственным структурам вроде ФАПСИ и выросшим вокруг них фирмам захватить контроль над перспективным рынком электронных технологий. Члены "Российских инвестиций" проявляют большой интерес к коммерческой деятельности государственного телевидения, атомной энергетике и другим отраслям, где бизнес мог бы сделать гораздо больше, чем уже сделал. "Деловая Россия" представляет "средних" бизнесменов, которые борются за изменение законодательства, мешающего им превращаться в "олигархов". "Продовольственный совет" пытается оградить крупных производителей еды от конкуренции с иностранцами. "Товаропроизводители России", возглавляемые экс-премьером СССР Николаем Рыжковым, все еще ведут битву за вытряхивание из бюджета дотаций нерентабельным предприятиям и другую подобную помощь "отечественным производителям".

С региональными элитами дело обстоит иначе: сами они зачастую большого интереса к думскому подполью не испытывают. Есть только две неформальные группы, создать которые, по достоверным данным, было предложено "сверху": "Центр России" (Георгий Полтавченко) и "Волга-Урал" (Сергей Кириенко). Зато нашлось немало депутатов, по зову собственного сердца обещающих организовать отражение нужд регионов в федеральных законах и бюджете. Так что теперь в Думе есть "Сибирское соглашение", "Север России" и "Юг России". Ведется работа над организацией группы "Северо-Запад".

Понятно, что не обошлось и без объединений, отстаивающих ведомственные подходы к написанию законов. Однако такие группы, как правило, ведут сонный образ жизни и просыпаются только к моменту обсуждения каких-то конкретных проектов. Классический пример - "Солидарность", которая возникла по случаю обсуждения Трудового кодекса. Группа не скрывала своих связей с ФНПР, которая добивалась принятия определенного варианта трудовых законов. Другие "ведомственные" неформальные объединения, в которых состоят, например, сотрудники "силовых" и правоохранительных структур, как правило, большим влиянием уже не обладают. Соответствующие законы и решения просто продавливаются "сверху" - через руководство фракций, и в лоббистских усилиях четырех-пяти "клубов" думских "силовиков" никто особо не заинтересован.

Разумеется, этим список думских неформальных объединений не исчерпывается. Но значительная их часть, скорее всего, канула в Лету сразу после заявления о своем рождении. Причина - отсутствие реального заказчика на услуги таких лоббистов. Ну кого может всерьез заинтересовать "Дружба народов - единство России"? Или "Депутатская группа женщин"? Против кого должен непримиримо бороться "Зубр" ("За объединение Украины, Белоруссии, России")? Кто даст этой животине вырвать из российского бюджета больше, чем разрешит правительство?

Кстати, одно из неформальных депутатских объединений буквально называется "клубом" ("Европейский клуб"). Однако это структура даже не лоббистская и не политическая. Это объединение депутатов, испытывающих большой интерес к международной политике, но разошедшихся во взглядах с руководителем соответствующего комитета Думы Дмитрием Рогозиным.

То, что депутаты нынешней Думы - и правые, и левые, и центристы - с энтузиазмом включились в лоббистскую деятельность, вещь естественная. Какое поле для деятельности - пока закон о лоббизме не принят! А корпорации и ведомства, заинтересованные в продавливании тех или иных решений, - вот они, в очередь выстраиваются. К тому же с появлением государственной суперпартии (и ее суперфракции в Думе) тратить время на политику просто жалко: слишком очевиден результат. Единственным разумным видом деятельности стада работа на состоятельных клиентов. О несостоятельных избирателях можно временно забыть.


Андрей СТЕПАНОВ, 9, стр. 6, Московские новости
05.03.2002
Материалы по теме:
Конференция
Минсвязи России
ФЦП «Электронная Россия»
Текст ФЦП
Биография Короткова А.В.
СМИ о ФЦП «Электронная Россия»
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Минсвязи России
Рамблер
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2002 Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов сайта www.garweb.ru
допускается только со ссылкой на источник информации